Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить условия и факторы, детерминирующие личностно-профессиональное развитие потенциала госслужащих служащих, и выявить возможности, обеспечивающие самосовершенствования профессионализма персонала государственной службы, при соответствующих средствах.
Поставленная цель предопределила структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, каждая из которых включает
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическая основа профессиональной культуры государственного служащего 4
1.1 Понятие и сущность профессиональной культуры государственного служащего 4
1.2 Основополагающие критерии профессионализма персонала государственной службы 8
1.3 Нормативно-правовые акты регулирования профессиональной этики государственного служащего 11
Глава 2. Структура профессиональной деятельности персонала государственной службы в Российской Федерации 14
2.1 Рассогласование профессиональных требований и возможностей осуществления профессиональной деятельности государственных служащих. 14
2.2 Принципы служебного поведения государственных служащих в Российской Федерации 17
2.3 Проблемы компетенции государственных служащих в российской Федерации 20
Глава 3 Направления оптимизации личностно-профессионального развития культуры ГС в РФ 23
3.1 Мероприятия по предупреждению деформации личностно-профессионального развития ГС 23
3.2 Нравственные убеждения как действенный механизм формирования профессиональной культуры органа ГС 26
3.3 Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГС 28
Заключение 31
Список литературы: 33
Человек, поступающий на государственную службу, должен обладать превосходными морально-волевыми качествами, которые позволят ему с успехом выполнять возложенные на него обязанности и не поддаваться на различные искушения. Говоря другими словами, гражданин обязан быть профессионально пригодным к государственной службе.
Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - обеспечивать реализацию компетенции государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностном регламенте, правильно понимать возложенные на государственный орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать в интересах государства и общества.
Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего определяется в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки профессионализма и компетенции, в ходе аттестации либо квалификационного экзамена.
Рассматривая понятие профессионализма, мы видим сходные черты с категорией компетентность.
Профессионализм - степень развития профессиональных качеств личности в рамках определенной специальности. В становлении профессионализма большую роль играет активная профессиональная ориентация, в процессе которой формируется профессиональное самоопределение личности, которое определяется степенью самооценки себя как специалиста определенной профессии.12
Компетентность - совокупность личностных качеств руководителя, общественного деятеля, органа власти, включающая высокий профессионализм, знание интересов и потребностей людей, ситуации, в которой он действует, умение анализировать систему социальных отношений, взаимодействие социальных институтов, предвидеть последствия тех или иных действий.13
Отсюда можно сделать вывод, что профессионализм и компетентность - это тождественные определения качеств личности.
Сегодня существуют следующие проблемы компетентности государственных служащих:
1. В концептуальных и
программных документах, определяющих
перспективы развития
2. Мотивация служащего
деформирована накопленными в
системе государственной
3. Целеполагание не активировано,
поскольку деятельность
В числе важнейших
составляющих
Переход к
Профессиональная деформация работников государственных органов представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика государственной деятельности заключается в том, что необходимость вступать во взаимодействие с людьми различного характера, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.
Работа по профилактике
профессиональной деформации включает в себя меры как психологического,
так и непсихологического организационно-
К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:
• выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;
• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;
• формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;
• совершенствование стиля и методов управления персоналом;
• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.17
Существует в органах также психологическая служба, которая осуществляет психологическую диагностику, что помогает составить психологический портрет сотрудника.
Еще одним мероприятием по предупреждению деформации профессионализма персонала является использование психотехники. Это действия и операции для умелого использования психологических средств и приемов, и решения стоящих перед человеком задач.
Чтобы быть профессионально успешными, государственные служащие должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, децентрацию, хорошую саморегуляцию, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, эмпатичность, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность.
Как свидетельствуют научные исследования, практика становления профессионализма госслужащих в своей основе имеет личностно-профессиональное развитие, ибо без него нет движения к вершинам профессионального мастерства. Профессиональной деятельности посвящена значительная часть жизни человека. Для подавляющего большинства людей именно профессия дает возможности удовлетворить их потребности, реализовать свое "Я", достичь определенного социального статуса.
От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.
В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих отмечают фундаментальные принципы административной этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность.
Наряду с законностью одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите, а не имитации защиты, прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется в нормах, требующих никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств.
Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.
Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества. С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела.18
Следует отметить, что оцениваемые
принципы составляют основу нравственной
оценки деятельности государственных
служащих. Они включены в этические
кодексы государственных
Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирование «корпоративной этики».
Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.
Высшая задача государственного служащего, как гражданина государства, которому он служит, состоит в воспитании достойных преемников, которым надлежит передать все приобретенные в процессе государственной службы знания и опыт.19
Согласно государственным
требованиям, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации
«Об утверждении
Переподготовка осуществляется для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности, а также для получения дополнительной квалификации.
Повышение квалификации осуществляется в целях: освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности (краткосрочное повышение квалификации); комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной профессиональной служебной деятельности.20
Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, установлена от 2 до 4 месяцев, а для стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.
В США на переподготовку специалистов отводится 15-20% рабочего времени. Считается, что за весь период профессиональной деятельности специалист должен повышать свою квалификацию не менее восьми раз. В Российской Федерации система профессиональной подготовки чиновников должны формироваться на основе постоянного пополнения багажа знаний и дорабатываться в течение многих лет практической деятельности, что мы не наблюдаем.21
Но существуют и положительные примеры, в Липецкой области ведется работа по выполнению областной программы "Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006-2010 годы)", на реализацию которой из областного бюджета было направлено 28,5 млн. руб. В рамках программы в 2007 г. повысили свою квалификацию 546 гражданских служащих, что на 41% больше, чем в 2006 г. Проводимая работа по подбору и обучению кадров позволила повысить процент государственных служащих с высшим образованием с 92,7% в 2006 г. до 94,3% в 2007 г.22