Современные особенности профессиональной культуры и критерии профессионализма персонала государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить условия и факторы, детерминирующие личностно-профессиональное развитие потенциала госслужащих служащих, и выявить возможности, обеспечивающие самосовершенствования профессионализма персонала государственной службы, при соответствующих средствах.
Поставленная цель предопределила структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, каждая из которых включает

Содержание

Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическая основа профессиональной культуры государственного служащего 4
1.1 Понятие и сущность профессиональной культуры государственного служащего 4
1.2 Основополагающие критерии профессионализма персонала государственной службы 8
1.3 Нормативно-правовые акты регулирования профессиональной этики государственного служащего 11
Глава 2. Структура профессиональной деятельности персонала государственной службы в Российской Федерации 14
2.1 Рассогласование профессиональных требований и возможностей осуществления профессиональной деятельности государственных служащих. 14
2.2 Принципы служебного поведения государственных служащих в Российской Федерации 17
2.3 Проблемы компетенции государственных служащих в российской Федерации 20
Глава 3 Направления оптимизации личностно-профессионального развития культуры ГС в РФ 23
3.1 Мероприятия по предупреждению деформации личностно-профессионального развития ГС 23
3.2 Нравственные убеждения как действенный механизм формирования профессиональной культуры органа ГС 26
3.3 Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГС 28
Заключение 31
Список литературы: 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.09 Кб (Скачать)

Человек, поступающий на государственную  службу, должен обладать превосходными  морально-волевыми качествами, которые  позволят ему с успехом выполнять  возложенные на него обязанности  и не поддаваться на различные  искушения. Говоря другими словами, гражданин обязан быть профессионально  пригодным к государственной  службе.

 

2.3 Проблемы компетенции  государственных служащих в российской  Федерации

Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - обеспечивать реализацию компетенции  государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих  нормативных правовых актах и  в должностном регламенте, правильно  понимать возложенные на государственный  орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры  реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать  в интересах государства и  общества.

Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего определяется в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки профессионализма и компетенции, в ходе аттестации либо квалификационного экзамена.

Рассматривая понятие  профессионализма, мы видим сходные  черты с категорией компетентность.

Профессионализм - степень развития профессиональных качеств личности в рамках определенной специальности. В становлении профессионализма большую роль играет активная профессиональная ориентация, в процессе которой формируется профессиональное самоопределение личности, которое определяется степенью самооценки себя как специалиста определенной профессии.12

Компетентность - совокупность личностных качеств руководителя, общественного деятеля, органа власти, включающая высокий профессионализм, знание интересов и потребностей людей, ситуации, в которой он действует, умение анализировать систему социальных отношений, взаимодействие социальных институтов, предвидеть последствия тех или иных действий.13

Отсюда можно сделать  вывод, что профессионализм и  компетентность - это тождественные  определения качеств личности.

Сегодня существуют следующие проблемы компетентности государственных служащих:

1. В концептуальных и  программных документах, определяющих  перспективы развития государственной  службы, система ценностей служащего  представляется на уровне набора  внешних поведенческих признаков  (этика поведения) и не «привязана»  к структуре интересов личности (потребность в справедливой оценке  результатов труда, потребность в личном успехе).

2. Мотивация служащего  деформирована накопленными в  системе государственной службы  внутренними противоречиями, не  активирована внешним для служащего  воздействием. Система материального поощрения «не работает» на мотивацию результативной деятельности. Если учесть, что перспективы должностного роста в ряде органов власти также не используются в качестве мотива деятельности, то о каком профессионализме государственной службы может идти речь?

3. Целеполагание не активировано, поскольку деятельность служащего  не связана мотивацией, системой  ценностей, знаниями.

  1. Актуальность имеющихся знаний, их постоянное пополнение и поддержание на требуемом уровне, по мнению специалистов, - необходимое условие профессиональной компетенции. А как показало исследование, еженедельно периодические издания читают только 8% опрошенных.14

 

 В числе важнейших  составляющих профессионального  развития гражданских служащих  особое место занимает этическое  образование, обеспечивающее необходимый  уровень знаний в области профессиональной  этики и делового этикета, навыков  использования их в профессиональнойдеятельности.

 Переход к постиндустриальному,  информационному обществу требует  коренной перестройки отношения  к госслужащему, как главному  действующему лицу всей государственной  системы15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Направления оптимизации личностно-профессионального развития культуры  ГС в РФ

3.1 Мероприятия по предупреждению деформации личностно-профессионального развития ГС

Профессиональная деформация работников государственных органов представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика государственной деятельности заключается в том, что необходимость вступать во взаимодействие с людьми различного характера, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.

  1. Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей).16
  2. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников государственных органов - совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание групп факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

 

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

• выработку у сотрудников  профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

• развитие нравственно-психологической  устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

• совершенствование стиля  и методов управления персоналом;

• формирование оптимального морально-психологического климата  в службах и подразделениях органов  правопорядка.17

Существует в органах  также психологическая служба, которая осуществляет психологическую диагностику, что помогает составить психологический портрет сотрудника.

Еще одним мероприятием по предупреждению деформации профессионализма персонала является использование  психотехники. Это действия и операции для умелого использования психологических средств и приемов, и решения стоящих перед человеком задач.

Чтобы быть профессионально успешными, государственные служащие должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, децентрацию, хорошую саморегуляцию, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, эмпатичность, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность.

 

3.2 Нравственные убеждения как действенный механизм формирования профессиональной культуры  органа ГС

Как свидетельствуют научные  исследования, практика становления  профессионализма госслужащих в своей основе имеет личностно-профессиональное развитие, ибо без него нет движения к вершинам профессионального мастерства. Профессиональной деятельности посвящена значительная часть жизни человека. Для подавляющего большинства людей именно профессия дает возможности удовлетворить их потребности, реализовать свое "Я", достичь определенного социального статуса.

От профессионализма и  уровня нравственности государственных  служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность  реализации стратегических целей и  конкретных решений на всех уровнях  управления, но и социальное самочувствие общества.

В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих отмечают фундаментальные принципы административной этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность.

Наряду с законностью одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите, а не имитации защиты, прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется в нормах, требующих никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств.

Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

 

Нравственная ответственность  государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое  решение и его социальные последствия  особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части  общества. С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела.18

Следует отметить, что оцениваемые  принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных  служащих. Они включены в этические  кодексы государственных служащих многих стран.

Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре  государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и  интересы, основывающих взаимоотношения  своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в  противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и  формирование «корпоративной этики».

Таким образом, необходимость  повышения этического уровня государственных  служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Высшая задача государственного служащего, как гражданина государства, которому он служит, состоит в воспитании достойных преемников, которым надлежит передать все приобретенные в  процессе государственной службы знания и опыт.19

 

 

3.3 Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГС

Согласно государственным  требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  «Об утверждении государственных  требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362,  и п.2г Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских  служащих Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Переподготовка осуществляется для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности, а также для получения дополнительной квалификации.

Повышение квалификации осуществляется в целях: освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности (краткосрочное повышение квалификации); комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной профессиональной служебной деятельности.20

Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, установлена от 2 до 4 месяцев, а для стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.

В США на переподготовку специалистов отводится 15-20% рабочего времени. Считается, что за весь период профессиональной деятельности специалист должен повышать свою квалификацию не менее восьми раз. В Российской Федерации  система профессиональной подготовки чиновников должны формироваться на основе постоянного пополнения багажа знаний и дорабатываться в течение многих лет практической деятельности, что мы не наблюдаем.21

Но существуют и положительные  примеры, в Липецкой области ведется работа по выполнению областной программы "Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006-2010 годы)", на реализацию которой из областного бюджета было направлено 28,5 млн. руб. В рамках программы в 2007 г. повысили свою квалификацию 546 гражданских служащих, что на 41% больше, чем в 2006 г. Проводимая работа по подбору и обучению кадров позволила повысить процент государственных служащих с высшим образованием с 92,7% в 2006 г. до 94,3% в 2007 г.22

Информация о работе Современные особенности профессиональной культуры и критерии профессионализма персонала государственной службы