Современные особенности профессиональной культуры и критерии профессионализма персонала государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить условия и факторы, детерминирующие личностно-профессиональное развитие потенциала госслужащих служащих, и выявить возможности, обеспечивающие самосовершенствования профессионализма персонала государственной службы, при соответствующих средствах.
Поставленная цель предопределила структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, каждая из которых включает

Содержание

Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическая основа профессиональной культуры государственного служащего 4
1.1 Понятие и сущность профессиональной культуры государственного служащего 4
1.2 Основополагающие критерии профессионализма персонала государственной службы 8
1.3 Нормативно-правовые акты регулирования профессиональной этики государственного служащего 11
Глава 2. Структура профессиональной деятельности персонала государственной службы в Российской Федерации 14
2.1 Рассогласование профессиональных требований и возможностей осуществления профессиональной деятельности государственных служащих. 14
2.2 Принципы служебного поведения государственных служащих в Российской Федерации 17
2.3 Проблемы компетенции государственных служащих в российской Федерации 20
Глава 3 Направления оптимизации личностно-профессионального развития культуры ГС в РФ 23
3.1 Мероприятия по предупреждению деформации личностно-профессионального развития ГС 23
3.2 Нравственные убеждения как действенный механизм формирования профессиональной культуры органа ГС 26
3.3 Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГС 28
Заключение 31
Список литературы: 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.09 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Теоретическая основа профессиональной культуры государственного служащего 4

1.1 Понятие  и сущность профессиональной  культуры государственного служащего 4

1.2 Основополагающие  критерии профессионализма персонала  государственной службы 8

1.3 Нормативно-правовые  акты регулирования профессиональной  этики государственного служащего 11

Глава 2. Структура профессиональной деятельности персонала государственной службы в Российской Федерации 14

2.1 Рассогласование  профессиональных требований и  возможностей осуществления профессиональной  деятельности государственных служащих. 14

2.2 Принципы  служебного поведения государственных  служащих в Российской Федерации 17

2.3 Проблемы  компетенции государственных служащих  в российской Федерации 20

Глава 3 Направления оптимизации личностно-профессионального  развития культуры  ГС в РФ 23

3.1 Мероприятия  по предупреждению деформации  личностно-профессионального развития  ГС 23

3.2 Нравственные  убеждения  как действенный  механизм формирования профессиональной  культуры  органа ГС 26

3.3 Система  профессиональной подготовки и  переподготовки кадров ГС 28

Заключение 31

Список  литературы: 33

 

 

Введение

Тенденции изменения социально-экономической ситуации в стране, сложности на пути реализации реформ во многом обусловлены "проблемой кадров" и в первую очередь - недостаточным профессионализмом деятельности госслужащих.

По данным социологов Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) в федеральных органах власти примерно 85% госслужащих имеют стаж работы менее 3-х лет, то есть, многим из них не хватает опыта работы, в то же время из психологии управления известно, что между опытом и стажем работы имеется прямая связь. Кроме того, кадры государственной службы в первую очередь ориентированы на личные интересы, особенно отчетливо эта тенденция проявляется у госслужащих  в возрасте до 30 лет.

Проблема профессионализма госслужащих заостряется еще и тем, что большинство госслужащих положительно оценивают свои профессиональные качества. 72% руководителей департаментов и управлений весьма удовлетворены своей самореализацией в деятельности.

Из вышеизложенного следует, что проблема квалификации кадров является актуальной как в научном, так и в практическом отношении.

Вопрос профессионализма деятельности государственных служащих наиболее глубоко рассмотрен деятелями Южно-Российского института филиала Российской Академии государственной службы: Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., а также следующих профессоров Анисимов О.С., Деркач А.А., Кузьмина Н.В. и другими специалистами, разработки, которых, послужили теоретической основой данной работы.

Объект исследования представляет собой профессиональная культура и основополагающие критерии профессионализма государственных служащих в процессе осуществления своей деятельности.

Предметом исследования  является комплекс проблем препятствующих совершенствованию профессиональных навыков государственных служащих.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить условия и факторы, детерминирующие личностно-профессиональное развитие потенциала госслужащих служащих, и выявить возможности, обеспечивающие  самосовершенствования  профессионализма персонала государственной службы, при соответствующих средствах.

Поставленная цель предопределила структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав,  каждая из которых включает по три параграфа и завершает данную работу заключение.

 Ведущая идея исследования послужила основой задач данной курсовой работы:

1. Провести теоретико-методологический анализ профессиональной культуры и профессионального развития госслужащих.

2. Обосновать критерии и принципы служебного профессионального поведения

3. Выявить рассогласование профессиональных требований и возможностей осуществления профессиональной деятельности на государственной службе в Российской Федерации

4. Осуществить обобщенное описание  методов оптимизации деформирования личностно-профессионального развития госслужащих

5. Произвести комплексные исследования нравственных убеждений квалифицированных специалистов в области госслужбы

6.  Определить и описать совокупную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров государственной службы

 В процессе выполнения  курсовой работы использовались общенаучные методы познания (теоретический анализ, обобщение, синтез) и психологические методы исследований (наблюдение, экспертные оценки, работа с документами).

Глава 1. Теоретическая основа профессиональной культуры государственного служащего

1.1 Понятие и сущность  профессиональной культуры государственного  служащего

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в административных организациях — органах государственной  власти и государственных учреждениях. Свое общественное предназначение государственные  служащие реализуют в администрировании. Содержание администрирования составляет подготовка и реализация управленческих решений, обеспечивающих реализацию прав и интересов граждан, исполнение Конституции РФ, законов и политических решений. На выполнение государственными служащими своих функций существенное воздействие оказывает административная среда. Государственный служащий, социализируясь в административной среде, осваивает  различные виды культуры: политическую, управленческую, правовую, федералистскую, рыночную и другие. Они предопределены культурой общества со всеми ее материальными, духовными, социальными и иными  особенностями.

Важнейшим   критерием  эффективности  выполнения профессиональных обязанностей  государственным служащим выступает уровень развития профессиональной культуры, сформированность профессиональной этики.

Этические нормы определяются специфическими особенностями профессиональной деятельности, которые направлены на граждан в тех или иных условиях  жизни, во взаимоотношениях с обществом, коллективом. Моральные нормы во многом определяют ценностные ориентации государственных служащих.

Ценностные ориентации являются элементами структуры личности. То есть в  результате направленной осуществления  своей деятельности у государственного служащего   возникают новые  черты личности и другие психические  преобразования. Основные ценности социума  и культуры превращаются в собственные видения человека. Мы наблюдаем, в его внутреннем мире трансформацию  нравственных эталонов (этические нормы, этическую культуру), при этом изменяется и  направления работы его совести1.

  1. Профессиональная этика выступает частью профессиональной культуры. Профессиональная культура выступает обобщенной характеристикой культуры государственного работника в целом.
  2. Таким образом, профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.2

Профессиональная  культура государственного служащего  включает в себя следующие компоненты:

  1. Организационную культуру
  2. Коммуникативную культура
  3. Общие стандарты поведения государственного служащего

Рассмотрим каждый вышеперечисленный  элемент.

Организационная культура охватывает принятый кодекс поведения, профессиональный язык, определенную социальную память, внешний вид, Отношение к служебному времени и его использование, степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка, умение наладить взаимоотношения между сотрудниками по полу и возрасту, а также статусу и роли, доминирующие нормы и ценности.

Например, для государственных служащих декларируемой ценностью является «служение общественному благу», а реальными ценностями можно считать карьеру, творческую самореализацию, престиж и социальный статус. Немаловажной ценностью у современных государственных служащих является и ценность материальных благ.

Государственный служащий является лицом публичным. Отсюда его необходимость владения коммуникативными навыками. Нужно уметь работать со средствами массовой информации, журналистами, с широкой аудиторией граждан. На государственном служащем лежит  повышенная речевая ответственность. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным сбоям в управлении. По роду своей деятельности государственному служащему приходится оперировать законом, руководствоваться должностными инструкциями, а также разъяснять, доказывать, убеждать и переубеждать.

Профессиональная речь содержит три составляющих компонента:

  1. нормативный
  2. коммуникативный
  3. этический.

 Нормы ударения регулируют  выбор размещения и движения  ударного слога среди неударных.  Орфоэпические нормы — произносительные  нормы устной речи. Лексические  нормы — это правила словоупотребления.3

Общие стандарты поведения государственного служащего - это правовые и организационные нормы надлежащего служебного поведения государственных служащих. Фундаментальными основами служебного поведения выступают добросовестность, эффективное функционирование государственной службы в интересах граждан. Вся деятельность государственных служащих должна строиться на законности и компетенции.

В заключение отметим, что  профессиональная культура государственного служащего способствует успешности управленческой деятельности, помогает совершенствовать технологические процессы в управлении, поэтому ее повышение — долг и обязанность каждого административного работника.

 

1.2 Основополагающие  критерии профессионализма персонала  государственной службы

 В условиях сокращения  жизненного цикла знаний и  профессиональных навыков важность  приобретают непрерывность образования  и регулярное повышение квалификации. В этой связи обучение государственного  служащего должно быть направлено  на приобретение тех знаний  и навыков, которые необходимы  для профессионального исполнения  должностных обязанностей. По признанию практиков, на первый план вышли сегодня проблемы нашей страны, которые лежат даже не в технологической, а в организационно-технологической сфере, то есть в вопросах развития кадрового потенциала.

 По некоторым данным, ежегодно обновляется примерно 5% теоретических и 20% профессиональных  знаний.

В настоящее время государство  пытается организовать процесс повышения  квалификации государственных работников  – формируется государственный  образовательный заказ, сторонами  которого являются органы государственной  власти (местного самоуправления) и  учреждения высшего профессионального  образования.

Результативность и эффективность использования бюджетных средств, направляемых на повышение квалификации, определяется, в значительной степени, тем, насколько образовательные программы соответствуют объективным потребностям системы государственного управления.

В специальной литературе дано много определений профессионализма. Под ним понимается высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности.

У «профессионального человека» — «профессионала» более высокий уровень запросов, осведомленности, сознательности и восприимчивости. Работник развивает в себе способность к систематическому обучению, одновременно чувствует себя и профессионалом, и студентом.

В упрощенном виде формула профессионализма выглядит следующим образом4

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ = квалификация (знания, умения, навыки) + позиция (система ценностей, мотивация, целеполагание).


Очевидно, что повышение  квалификации  – это необходимое  направление работы, но не достаточное. Невнимание ко  второй части формулы  создает предпосылки для неэффективного использования ресурсов, поскольку именно «позиция» активирует квалификацию в качестве средства достижения общественно-необходимых целей (целей и задач системы государственного управления).

Профессионализм невозможен без наличия соответствующего профессионального образования. В п.8 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» закреплено право государственного служащего на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета. В статье 15 указанного закона «Гарантии для государственного служащего» государственному служащему гарантируются:«переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения»5

Информация о работе Современные особенности профессиональной культуры и критерии профессионализма персонала государственной службы