Современные направления менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Работа состоит из трех глав. В первой главе будет показан процесс зарождения науки менеджмент, ее периоды развития и формирования.
Во второй главе данной работы будут проиллюстрированы основные направления менеджмента, рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы.
В третье главе будут выделены и изучены новые направления менеджмента, а так же будут даны их основные характеристики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………….……….………….4
2. Направления школ менеджмента ……………..………………………………...…….……..6
2.1 Школа научного менеджмента……………………………………………………………6
2.2 Административная школа…………………………..……………………………………..7
2.3. Школа человеческих отношений………………………………………………………...9
3. Современные направления менеджмента..………………………………………………...12
3.1 Контроллинг………………………………………………………………………………12
3.2 Управление конкурентоспособными предприятиями….…………………………..…..14
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Библиографический список……………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

реферат баурчулка.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Сделав  вывод по данному параграфу, можно сказать, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.

     В данной главе было рассмотрено три  школы: школа научного менеджмента, административная школа и школа человеческих отношений. Так же были кратко освящены основные принципы этих школ, и, кроме того, главные ученые, которые развивали данные типы школ.

      

 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  МЕНЕДЖМЕНТА

      Цель  данной главы рассмотреть современные  направления менеджмента, дать им краткую  характеристику и рассмотреть их функции.

 
    1. Контроллинг
 

      Цель  данного параграфа рассмотреть  понятие контроллинга, выявить основные задачи этого направления, а так же обозначить методы.

 

      Контроллинг — это комплексная система управления организацией направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.

      Первоначально контроллинг существовал как практическая деятельность по улучшению управляемости компании. Проблема теоретической основы контроллинга впервые наиболее серьезно была поднята в немецкоязычной научной литературе, однако до сих пор не выработано четкой позиции относительно сути контроллинга, понимания его функций, задач, специфической роли в компании. При раскрытии смысла контроллинга часто оперируют словосочетанием «концепция контроллинга». При этом концептуальность контроллинга, по мнению ряда авторов, состоит в синтезе управленческого учета, планирования, контроля и аналитической работы.21

      Кроме того, контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

      Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью  предприятий), обширную систему информационного  снабжения предприятия, систему  оповещания путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

      В различных странах занимающиеся контроллингом менеджеры (контроллёры) могут иметь различный уклон. Так например в США присутствует сильный финансовый уклон (бюджетирование, управление страховками, управление налоговой стороной и т. д.), а в Германии более сильно развито управление затратами и их планирование и т. д.

      Практика  контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов.22 Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 70-е годы понятие "контроллинга" перекочевало в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ. В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент:23

      — Контроллинг — философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.

      — Контроллинг — ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно — аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

      Контроллинг — технология управления различными областями финансово-хозяйственной деятельности компании, включающая в себя: определение целей деятельности; отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI); регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей; анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых; принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

      Целевая задача контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

      Основные  задачи, которые нужно решить24:

  • Оптимизация управления организационной структурой компании.
  • Организация эффективной системы учета операций и результатов.
  • Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.
  • Обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.
  • Автоматизация систем учета и управления компанией.

    Кроме того, в контроллинге можно выделить и инновационные функции, к ним  относиться:

    • Поиск;
    • Мониторинг;
    • Анализ;
    • Выбор оптимальных методов управленческого учета;
    • Планирование и анализ для достижения целей компани.

       Представим  перечень функций контроллинга и их характеристики.25

       1. Методическая (инновационная, концептуальная) функция включает поиск, мониторинг, анализ и выбор наилучших методов управленческого учета, планирования и управленческого анализа для достижения целей компании, методов организационной

       структуры компании для достижения целевых  показателей результативности. В частности, эта функция позволяет формировать систему трансфертных цен, удовлетворяющих организационной структуре компании, осуществлять конвергенцию управленческого и внешнего учета.

       2.  Координирующая (коммуникационная)  функция обеспечивает сопровождение процесса целеполагания, например,  на основе сбалансированной системы    показателей,    согласование планов и бюджетов компании в разрезе видов планирования (стратегического и оперативного, а также долгосрочного и краткосрочного оперативного), в разрезе организационной структуры компании (взаимоувязка целей, планов и бюджетов по подразделениям и лицам иерархии компании), урегулирование бюджетов компании с точки зрения  заявленных  руководством  целей на основе анализа резервов, проверку непротиворечивости целей и целевой картины (миссии) компании.

       3.   Аккумулирующая  функция   состоит в идентификации  информационных потребностей в иерархии компании, селекции, обработке, поставке релевантной информации из информационных сфер.

       4.   Регулирующая   (навигационная) функция предполагает проведение сопоставительного анализа по ключевым показателям деятельности  компании, передачу  сигналов  руководству  при выявлении существенных отклонений, выявление их причин, интерпретацию результатов,   формулирование   рекомендаций    в    процессе   совместного обсуждения итогов анализа с ответственными  менеджерами  центров  ответственности.

    5.    Консультационная   функция  – реализация методов управленческого анализа на практике при подготовке и обосновании управленческих решений.

    В стратегическом аспекте методическая задача контроллинга состоит в отборе адекватных методов стратегического анализа на этапах планирования и реализации стратегии в условиях общемировой тенденции ориентации бизнеса на прирост стоимости. Принятие управленческих решений в этой стратегической сфере требует от контроллинга иных подходов к формированию систем показателей, а также методик отслеживания их изменений и обуславливающих эти изменения причин (например, на основе концепции экономической добавленной стоимости, подкрепленной сбалансированной системой показателей. Заметим, что и классические методики стратегического управленческого анализа для применения их в контроллинге нуждаются в адаптации. Указанные особые подходы, как правило, базируются на концепции управления факторами прироста стоимости бизнеса на уровне каждого сотрудника.26

    Подводя итог данному параграфу, можно сказать, что контроллингявляется одной из важнейших систем менеджмента, и может повысить качество управления предприятием.

 
    1. Управление  конкурентоспособностью предприятия
 

    Цель  данного параграфа рассмотреть управление конкурентоспособностью предприятия, и дать основную характеристику этому понятию.

    Для менеджмента управлением конкурентоспособностью предприятия является основной задачей.

      В результате усиления конкуренции на рынке, усложнения механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов повышается актуальность разработки и применения современных адаптивных систем управления предприятиями. Факторы внутренней и внешней среды предприятия характеризуются многочисленностью и высоким динамизмом, что отражается на его конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью предприятия в этом случае подразумевается оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба для окружающих, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналогов.27

      Понятие конкурентоспособности является базовым  для любого предприятия и рассматривается  в трех взаимосвязанных аспектах - уровне предприятия в целом, уровне производства и уровне продукции.

      Конкурентоспособность является комплексным системным свойством, по-разному проявляющимся на каждом из уровней.

      Конкурентоспособность "уровень предприятия" является общей мерой интереса и доверия  к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В  числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики.

      К показателям конкурентоспособности  на уровне, определяющем общую меру интереса и доверия к предприятию  в сфере бизнеса относятся:

    • Темп роста доходов и прибыли;
    • Гарантированная экономическая добавленная стоимость;
    • Коммерческий рост в целевых рынках;
    • Суммарный рынок;
    • Коммерческий рост в целевых рынках;
    • Стратегические расхождения;
    • Уровень социальной ответственности.

      Конкурентоспособность производственного комплекса или  отдельных его видов является интегральной мерой общего потенциала производственной системы предприятия, характеризующей ее во всех основных срезах - научно-техническом, финансово-экономическом, кадровом, производственно-технологическом.

      Обеспечение привлекательности инвесторов и  доверия в сфере бизнеса производства продукции предприятия возможно только при наличии конкурентоспособного производственного комплекса, или отдельных его видов, инвестиции в которые способны качественно повысить параметры сферы бизнеса, общий и инновационный потенциал предприятия.

      Для разработки эффективной модели управления конкурентоспособностью предприятия  необходимо сформулировать принципиальные требования, предъявляемые к ней. С учетом основных направлений развития теории менеджмента,    маркетинга,    управления конкурентоспособностью, квалиметрии, накопленных научно-практических знаний в данной области сформулированы следующие основные принципы управления конкурентоспособностью предприятий.28 Они перечислены ниже:

      1) научная обоснованность – предлагаемая модель управления конкурентоспособностью должна базироваться на научно обоснованных положениях в исследуемой области и передовом опыте, не противоречить общим экономическим законам, устанавливать объективные связи ее содержательных элементов с другими категориями предметной области;

Информация о работе Современные направления менеджмента