Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа
Цель дисциплины – дать понимание закономерностей взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, предложить практические рекомендации по управлению мультинациональным коллективом.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 3
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 5
1.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
ТЕМА 1. КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ 7
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА В СРАВНИТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 8
ТЕМА 3. КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 10
ТЕМА 4. СТРАНОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА 12
ТЕМА 5. КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КООПЕРАЦИЯ 14
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16
3.1. ЛИТЕРАТУРА 16
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 19
3.3. ТЕМАТИКА ЭССЕ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 20
3.4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 21
3.5. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23
3.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 27
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 28
Содержание темы:
Сравнительный менеджмент как раздел менеджмента.
Подходы к изучению сравнительного менеджмента: социально-экономический, экологический, поведенческий, эмпирический. Предмет изучения сравнительного менеджмента. Взаимосвязь сравнительного менеджмента с кросс-культурным и международным менеджментом и международным бизнесом. Развитие изучения сравнительного менеджмента в России.
Теории культуры и классификации деловых культур.
Теория культурных универсалий Дж. Мэрдока. Системный подход к культуре – модель П.Р. Харриса и Р.Т. Морана, модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра. Ценностный подход к культуре – теория западных базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича, теория внутреннего содержания личности Г.В. Оллпорта, П.Е. Вернона и К. Линдзи. Классификации деловых культур. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Исследования Е. Холла по восприятию времени в разных культурах: монохронные и полихронные культуры. Классификация деловых культур Р. Льюиса: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Классификация деловых культур Х. Триандиса по восприятию информации.
Исследования Г. Хофстеде.
Цель и методология
Исследования Ф. Тромпенаарса.
Цель и методология исследования. Культурные измерения отношений между людьми: универсализм – специализация, индивидуализм – объединённость, аффективность (нейтральность – эмоциональность), диффузные и специальные культуры, культуры достижений и культуры принадлежности к группе. Культурные различия в понимании времени и отношению к нему: последовательное и синхронное восприятие, ориентация на прошлое, настоящее или будущее. Культурные различия по отношению к окружающему миру: внутренне управляемые и внешне управляемые. Организационные модели Ф. Тромпенаарса: "Эйфелева башня", "Управляемая ракета", "Икубатор", "Семья".
Кластеризации культур. Культура и стили руководства.
Кластеризация Ронена и Шенкара. Кластеризация Тромпенаарса. Модель культурных типов Льюиса. Конвергенция и дивергенция деловых культур. Теоретические модели управления Фармера – Ричмена и Негандхи – Прасада. Факторы формирования стилей руководства: система ценностей, интенсивность потребностей, картина мира, процесс познания, отношение к риску, межличностное общение. Стиль принятия решений: директивный и партисипативный. Лидерство в кросс-культурном аспекте.
Литература:
1, 2, 4, 5, 10, 11, 19, 20, 22, 26
Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Цель темы – показать сложность и необходимость кросс-культурной коммуникации в условиях глобализации, объяснить сущность двух подходов к исследованию кросс-культурной коммуникации, указать способы решения проблем понимания.
Содержание темы:
Теоретические основы кросс-культурной коммуникации.
Культура и поведение: факторы поведения, основные характеристики эмпатии. Культура и ценности: четыре основные сферы культурных ценностей, формы культурных ценностей. Понятие и основы кросс-культурной коммуникации. Структура кросс-культурной коммуникации. Кросс-культурный шок и ошибки коммуникации. Невербальные коммуникации и ошибки общения. Кросс-культурный шок: симптомы, причины, фазы и преодоление. Аккультурация. Модель освоения "чужой культуры" М. Беннета.
Виды кросс-культурной коммуникации.
Вербальная коммуникация: сущность, специфика, формы, стили, контексты. Невербальная коммуникация: сущность, специфика, кинексика, окулистика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. Паравербальная коммуникация: сущность и средства.
Проблемы понимания в кросс-культурной коммуникации.
Сущность и
детерминирующие факторы
Литература:
1, 2, 3, 4, 11, 15, 16, 18, 19, 22
Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Цель темы – провести сравнительный анализ моделей менеджмента в различных странах и регионах мира. определить национальные и институциональные особенности менеджмента.
Содержание темы:
Менеджмент в США.
Экономико-географическая характеристика США. Особенности экономического развития США. Теории менеджмента в США: школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Джилбрет, Г. Эммерсон и др.), школа человеческих отношений в управлении (Г. Мюнстерберг, М. Фолетт, Ч. Барнард, Э. Мейо и др.), школа поведенческих наук (Р. Лайкерт, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.), школа науки управления, или количественный метод, ситуационный подход к управлению, системный подход к управлению (Ж. Гетти). Практика американского менеджмента: основные черты американцев, отношение ко времени, к труду. Роль конкуренции. Слабые места американского менеджмента.
Менеджмент в Европе: многообразие деловых культур.
Подходы М. Вебера, А. Файоля, К. Адамецки к управлению. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Евросоюза. Классификация европейских систем менеджмента по Р. Лессему и Ф. Нойбауэру. Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления. Концепция евроменеджмента: основополагающие ценности, характеристики менеджеров, критика концепции. Профиль евроменеджера.
Особенности менеджмента в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Скандинавских странах.
Особенности макроэкономического развития. Деловая культура. Модель менеджмента: особенности, возможности заимствования опыта, статус и профиль менеджера, стиль коммуникаций, лидерство, принятия решений, проблемы.
Менеджмент в Японии.
Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Японская модель менеджмента: принципы, административные методы их реализации. Роль менеджеров. Процедуры принятия решения. Возможности использования национальной модели в других странах. Новые тенденции.
Менеджмент в Корее и Китае.
Особенности макроэкономического развития. Деловая культура. Модель менеджмента: особенности, возможности заимствования опыта, статус и профиль менеджера, стиль коммуникаций, лидерство, принятия решений, проблемы. Конфуцианские традиции. Роль guanxi в управленческой и деловой практике Китая.
Менеджмент на Ближнем Востоке.
Общие аспекты арабской культуры. Ценности и отношения. Роль Ислама. Пирамида бизнеса. Деловая культура. Практика менеджмента.
Национальные особенности Российского менеджмента.
Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Факторы, обуславливающие подходы к управлению. Попытки применить иностранные модели менеджмента. Практика Российского менеджмента. Основные проблемы современного Российского менеджмента.
Литература:
1, 2, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 23, 24,
Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Информация о работе Современные мировые концепции менеджмента