Современные мировые концепции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель дисциплины – дать понимание закономерностей взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, предложить практические рекомендации по управлению мультинациональным коллективом.

Содержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 3
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 5
1.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
ТЕМА 1. КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ 7
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА В СРАВНИТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 8
ТЕМА 3. КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 10
ТЕМА 4. СТРАНОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА 12
ТЕМА 5. КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КООПЕРАЦИЯ 14
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16
3.1. ЛИТЕРАТУРА 16
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 19
3.3. ТЕМАТИКА ЭССЕ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 20
3.4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 21
3.5. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23
3.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 27
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 28

Работа содержит 1 файл

Современные мировые концепции менеджмента (Ф.Магист.программ) .doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Содержание темы:

Сравнительный менеджмент как раздел менеджмента.

Подходы к изучению сравнительного менеджмента: социально-экономический, экологический, поведенческий, эмпирический. Предмет изучения сравнительного менеджмента. Взаимосвязь сравнительного менеджмента с кросс-культурным и международным менеджментом и международным бизнесом. Развитие изучения сравнительного менеджмента в России.

Теории культуры и  классификации деловых культур.

Теория культурных универсалий  Дж. Мэрдока. Системный подход к культуре – модель П.Р. Харриса и Р.Т. Морана, модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра. Ценностный подход к культуре – теория западных базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича, теория внутреннего содержания личности Г.В. Оллпорта, П.Е. Вернона и К. Линдзи. Классификации деловых культур. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Исследования Е. Холла по восприятию времени в разных культурах: монохронные и полихронные культуры. Классификация деловых культур Р. Льюиса: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Классификация деловых культур Х. Триандиса по восприятию информации.

Исследования Г. Хофстеде.

Цель и методология исследования. Параметры национальных культур, выявленные в ходе исследования: индекс "дистанция  власти", индекс "индивидуализма", индекс "маскулинности", индекс "избежание неопределенности", индекс "долгосрочной ориентации". Связь значений индексов и общих норм поведения. Влияние значений индексов на организационное поведение. Организационные модели Г. Хофстеде: "пирамида людей", "смазанная машина", "деревенский рынок", "семья".

Исследования Ф. Тромпенаарса.

Цель и методология исследования. Культурные измерения отношений между людьми: универсализм – специализация, индивидуализм – объединённость, аффективность (нейтральность – эмоциональность), диффузные и специальные культуры, культуры достижений и культуры принадлежности к группе. Культурные различия в понимании времени и отношению к нему: последовательное и синхронное восприятие, ориентация на прошлое, настоящее или будущее. Культурные различия по отношению к окружающему миру: внутренне управляемые и внешне управляемые. Организационные модели Ф. Тромпенаарса: "Эйфелева башня", "Управляемая ракета", "Икубатор", "Семья".

Кластеризации культур. Культура и стили руководства.

Кластеризация Ронена и Шенкара. Кластеризация Тромпенаарса. Модель культурных типов Льюиса. Конвергенция и дивергенция деловых культур. Теоретические модели управления Фармера – Ричмена и Негандхи – Прасада. Факторы формирования стилей руководства: система ценностей, интенсивность потребностей, картина мира, процесс познания, отношение к риску, межличностное общение. Стиль принятия решений: директивный и партисипативный. Лидерство в кросс-культурном аспекте.

Литература:

1, 2, 4, 5, 10, 11, 19, 20, 22, 26 

Вопросы для самопроверки:

  1. Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента?
  2. Что изучает сравнительный менеджмент и как его предмет изучения соотносится с другими дисциплинами? Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту?
  3. Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
  4. Почему важнейшим критерием классификации культур Р. Льюис выбрал отношение ко времени?
  5. Как на практике проявляются различия в национальных культурах, выявленные Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарсом?
  6. Какие выводы можно сделать из исследований Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса относительно решения проблем межкультурного взаимодействия и менеджмента в кросс-культурной среде?
  7. Какие проблемы осложняют выделение кластеров стран со схожей культурой?
  8. Какие факторы определяют национальные различия в стиле руководства?
  9. Каков механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
  10. Какие методы влияния на подчиненных эффективны в культуре вины, а какие – в культуре стыда?

Вопросы и задания  для самостоятельной работы:

  1. Исследования Е. Холла: организация коммуникаций, способ разрешения конфликтов, отношение к пространству и времени.
  2. Исследования системы ценностей Дж. Энгланда.
  3. Исследования интенсивности потребностей Б.М. Басса и П. Бургера.
  4. Подходы к трудовым отношениям в исследованиях Дж. Диксона.

Тема 3. Кросс-культурная коммуникация

Цель темы – показать сложность и необходимость кросс-культурной коммуникации в условиях глобализации, объяснить сущность двух подходов к исследованию кросс-культурной коммуникации, указать способы решения проблем понимания.

Содержание темы:

Теоретические основы кросс-культурной коммуникации.

Культура и поведение: факторы поведения, основные характеристики эмпатии. Культура и ценности: четыре основные сферы культурных ценностей, формы культурных ценностей. Понятие и основы кросс-культурной коммуникации. Структура кросс-культурной коммуникации. Кросс-культурный шок и ошибки коммуникации. Невербальные коммуникации и ошибки общения. Кросс-культурный шок: симптомы, причины, фазы и преодоление. Аккультурация. Модель освоения "чужой культуры" М. Беннета.

Виды кросс-культурной коммуникации.

Вербальная коммуникация: сущность, специфика, формы, стили, контексты. Невербальная коммуникация: сущность, специфика, кинексика, окулистика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. Паравербальная коммуникация: сущность и средства.

Проблемы понимания  в кросс-культурной коммуникации.

Сущность и  детерминирующие факторы процесса восприятия: основные элементы, фактор первого впечатления, фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к нам. Культура и восприятие: различия в восприятии культуры, восприятие и интерпретация культуры. Кросс-культурные конфликты и пути их преодоления: возникновение межкультурных конфликтов, стратегии разрешения конфликтов. Межличностная привлекательность в кросс-культурной коммуникации: понятие и детерминанты межличностной привлекательности, внешние факторы привлекательности (потребность в поддержании отношений, эмоциональное состояние, пространственная близость), внутренние факторы привлекательности (физическая привлекательность, стили общения, сходство, личное отношение). Атрибуция в кросс-культурной коммуникации: понятие и сущность атрибуции,  ошибки атрибуции и их влияние на процесс кросс-культурной коммуникации. Стереотипы восприятия в кросс-культурной коммуникации: понятие и сущность стереотипа, генезис стереотипов, функции стереотипов, значение стереотипов для кросс-культурной коммуникации. Предрассудки в кросс-культурной коммуникации: понятие и сущность предрассудка, механизм формирования предрассудка, типы предрассудков, корректировка и изменение предрассудков.

Литература:

1, 2, 3, 4, 11, 15, 16, 18, 19, 22

Вопросы для самопроверки:

  1. Укажите факторы, которые являются детерминантами практического поведения людей.
  2. Объясните сущность понятия "эмпатия" и ее основные характеристики.
  3. Укажите четыре основные сферы и формы культурных ценностей.
  4. Укажите этапы работы по сокращению уровня неопределенности в кросс-культурных контактах.
  5. Опишите содержание фаз культурного шока.
  6. Дайте характеристику основным формам аккультурации.
  7. Опишите формы вербальной коммуникации и ее стили.
  8. В чем состоит сущность "двойной природы" невербальных коммуникаций?
  9. Приведите примеры ошибок понимания в невербальной коммуникации.
  10. Приведите примеры культурноспецифицечких особенностей паравербальной коммуникации.
  11. В чем состоит сущность различных стратегий разрешения конфликтов?
  12. Дайте характеристику и приведите примеры ошибок атрибуции в кросс-культурной коммуникации.
  13. В чем состоят корни стереотипов в кросс-культурной коммуникации и как их преодолевать?
  14. Поясните разницу между стереотипами и предрассудками в межкультурной коммуникации.

Вопросы и задания  для самостоятельной работы:

  1. Исследования Э. Холла относительно зон коммуникации.
  2. Связь основных типов телосложения с психологическими особенностями человека.
  3. Исследования К. Делхеса о причинах коммуникационных конфликтов.
  4. Правил эффективной межкультурной коммуникации Г. Триандиса.

Тема 4. Страновые и региональные особенности менеджмента

Цель темы – провести сравнительный анализ моделей менеджмента в различных странах и регионах мира. определить национальные и институциональные особенности менеджмента.

Содержание темы:

Менеджмент в США.

Экономико-географическая характеристика США. Особенности экономического развития США. Теории менеджмента в  США: школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Джилбрет, Г. Эммерсон и др.), школа человеческих отношений в управлении (Г. Мюнстерберг, М. Фолетт, Ч. Барнард, Э. Мейо и др.), школа поведенческих наук (Р. Лайкерт, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.), школа науки управления, или количественный метод, ситуационный подход к управлению, системный подход к управлению (Ж. Гетти). Практика американского менеджмента: основные черты американцев, отношение ко времени, к труду. Роль конкуренции. Слабые места американского менеджмента.

Менеджмент в Европе: многообразие деловых культур.

Подходы М. Вебера, А. Файоля, К. Адамецки к управлению. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Евросоюза. Классификация европейских систем менеджмента по Р. Лессему и Ф. Нойбауэру. Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления. Концепция евроменеджмента: основополагающие ценности, характеристики менеджеров, критика концепции. Профиль евроменеджера.

Особенности менеджмента  в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Скандинавских странах.

Особенности макроэкономического  развития. Деловая культура. Модель менеджмента: особенности, возможности  заимствования опыта, статус и профиль  менеджера, стиль коммуникаций, лидерство, принятия решений, проблемы.

Менеджмент в Японии.

Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Японская модель менеджмента: принципы, административные методы их реализации. Роль менеджеров. Процедуры принятия решения.  Возможности использования  национальной модели в других странах. Новые тенденции.

Менеджмент в Корее  и Китае.

Особенности макроэкономического  развития. Деловая культура. Модель менеджмента: особенности, возможности  заимствования опыта, статус и профиль  менеджера, стиль коммуникаций, лидерство, принятия решений, проблемы. Конфуцианские традиции. Роль guanxi в управленческой и деловой практике Китая.

Менеджмент на Ближнем  Востоке.

Общие аспекты арабской культуры. Ценности и отношения. Роль Ислама. Пирамида бизнеса. Деловая культура. Практика менеджмента.

Национальные особенности  Российского менеджмента.

Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Факторы, обуславливающие подходы  к управлению. Попытки применить  иностранные модели менеджмента. Практика Российского менеджмента. Основные проблемы современного Российского менеджмента.

Литература:

1, 2, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 23, 24,

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте характеристику школам управленческой науки в США в XX веке.
  2. Какие особенности поведения американцев наиболее характерны в бизнесе и в отношениях  между людьми?
  3. Укажите, в чем состоит сущность концепции евроменеджмента.
  4. Какие характеристики являются общими для европейских менеджеров?
  5. Опишите деловую культуру Великобритании, Франции, Германии, Италии и Скандинавских стран, укажите сходства и различия.
  6. Как можно охарактеризовать стили лидерства Великобритании, Франции, Германии, Италии и Скандинавских стран?
  7. В чем состоит специфика японского стили принятия решений?
  8. Укажите основные принципы японского менеджмента и методы их реализации.
  9. В чем проявляется национальная специфика менеджмента в Китае и Корее? В чем заключается роль конфуцианских традиций в обществе и в практике менеджмента?
  10. Каковы особенности управления на Ближнем Востоке? В чем причина сходства и разнообразия подходов к управлению в разных странах Ближнего Востока?
  11. Какова роль традиций и религии в управленческой и деловой практике на Ближнем Востоке?
  12. Как можно охарактеризовать современный Российский менеджмент? Какие факторы оказали наиболее существенное влияние на его развитие?

Вопросы и задания  для самостоятельной работы:

  1. Исследования Р.Е. Майлза, противопоставление моделей «человеческие отношения» и "человеческие ресурсы".
  2. Поведенческие модели управления Мичиганского университета и Университета штата Огайо.
  3. Исследования евроменеджмента Р. Хиллом.
  4. Исследования по методике Г. Хофстеде для России.

Информация о работе Современные мировые концепции менеджмента