Современные мировые концепции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель дисциплины – дать понимание закономерностей взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, предложить практические рекомендации по управлению мультинациональным коллективом.

Содержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 3
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 5
1.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
ТЕМА 1. КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ 7
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА В СРАВНИТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 8
ТЕМА 3. КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 10
ТЕМА 4. СТРАНОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА 12
ТЕМА 5. КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КООПЕРАЦИЯ 14
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16
3.1. ЛИТЕРАТУРА 16
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 19
3.3. ТЕМАТИКА ЭССЕ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 20
3.4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 21
3.5. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23
3.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 27
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 28

Работа содержит 1 файл

Современные мировые концепции менеджмента (Ф.Магист.программ) .doc

— 223.50 Кб (Скачать)


 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ФБГОУ ВПО

«Российский экономическая университет

имени Г.В. Плеханова»

 

 

 

Факультет бизнеса

Кафедра сравнительной экономики и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Современные мировые концепции менеджмента"

 

 

Направление подготовки  080200 Менеджмент

 

Название программы                    Маркетинговое управление малым и средним бизнесом

 

Квалификация (степень) выпускника Магистр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,  2011

 

 

 


Составитель:  к.э.н.  Штыхно Дмитрий Александрович

 

 

Рецензент: 1. Боронина Елена Владиславовна, зам. Генерального директора по инвестициям ОАО "Государственная страхования компания ЮГОРИЯ",кандидат эк. наук

 

2. Анциферова Инна Викторовна, кандидат  эк. наук, профессор, зав. кафедрой Финансов и кредита Московского государственного университета управления, первый проректор 

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью  во второй половине XX столетия и новой  моделью развития традиционной мировой  экономики, приобретает все больший вес и влияние. Вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнообразие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных моделей менеджмента. Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, проявляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Становится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-институциональное разнообразие вполне может способствовать достижению корпоративных целей. Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития информационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.

 

Дисциплина относится к вариативной части цикла М1 "Общенаучный цикл" учебного плана подготовки магистров по направлению 080200 Менеджмент.

 

Рабочая программа составлена на основании  ФГОС ВПО по направлению 0802000 Менеджмент.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании  Совета факультета бизнеса, протокол № ____ от «____» ____________ 2011 г.

 

 

Председатель Совета  ________________ _Штыхно Д.А.

(подпись)

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель дисциплины

 Цель дисциплины – дать понимание закономерностей взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, предложить практические рекомендации по управлению мультинациональным коллективом.

1.2. Учебные задачи дисциплины

  • определить роль культуры в глобальном цивилизационном пространстве;
  • изучить феномен культуры в разрезе его влияния на менеджмент;
  • раскрыть теоретические основы, виды и основные проблемы в кросс-культурной коммуникации;
  • рассмотреть страновые и региональные особенности менеджмента;
  • определить способы управления мотивацией и коммуникацией в кросс-культурной кооперации.

Объектом изучения выступают системы менеджмента - возникавшие, развивавшиеся последовательно в историческом процессе и существующие в настоящее время.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части цикла М1 "Общенаучный цикл" учебного плана подготовки магистров по направлению 080200 Менеджмент, составленному на основании ФГОС ВПО (3 поколения).

Предварительным условием изучения дисциплины является усвоение таких дисциплин, как общий менеджмент, история экономических учений, культурология, социология, основы психологии.

1.4. Требования к результатам  освоения дисциплины

Дисциплина формирует  следующие компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы:

  • способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (OK- 1);
  • способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  • способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК- 3);
  • способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4).

В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие  знания, умения и навыки:

Знать:

  • концепции национальной культуры как источника ценностей и норм, структуру национальной культуры, основные типы ценностных ориентации, процесс формирования норм культуры и их динамику, проблемы взаимного восприятия культур, опасности стереотипизации при восприятии национальной культуры;
  • характеристики (параметры) национальной культуры и формы их проявления в бизнес-культуре: природа, время, язык и система мышления, действие, коммуникации, пространство, отношение к власти, структуризация;
  • национальные особенности межличностных коммуникаций, влияние характеристик культуры на процесс коммуникаций, соотношение вербальных и невербальных коммуникаций, национальные особенности переговорного процесса;
  • культурологические и историко-географические традиции и различия в мотивации и отношении к труду в разных странах, применимость западных теорий мотивации в России и в странах с неамерикано-европейскими культурными традициями;
  • национальные особенности управления, лидерства и корпоративной культуры в США, отдельных странах Европы, Ближнего и Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии;
  • особенности управления многонациональными корпорациями (МНК) и совместными предприятиями (СП).

 

Уметь:

  • анализировать параметры модели национальной культуры и бизнес-культуры ведущих стран (регионов) мира.
  • учитывать национальные особенности межличностных коммуникаций;
  • планировать и обеспечивать односторонний и многосторонний международный деловой переговорный процесс;
  • учитывать культурологические различия в организации и мотивации труда, подборе персонала, подготовке и переподготовке кадров в различных бизнес-культурах;
  • анализировать и проектировать корпоративную культуру в условиях мультикультурализма;
  • применять теории ситуационного лидерства в различных бизнес-культурах
  • переносить эффективные методы и приемы менеджмента национальных бизнес-культур в российские условия;
  • использовать типажи организационных структур и их элементы в деятельности многонациональных корпораций, принимать решения, связанные с конкретными типами структур;
  • анализировать конкурентные стратегии МНК в связи с особенностями национальной бизнес-культуры ведущих стран.

 

Владеть:

  • категориальным аппаратом и алгоритмами сравнительного социально-экономического и исторического анализа развития различных типов систем менеджмента в разрезе культурологической, институциональной и социально-экономической динамики;
  • методологией определения потребности в кросс-культурной профессиональной подготовке и организации такой подготовки (групповые и индивидуальные тренинги, тесты, и проч.).

1.5. Формы контроля знаний

Форма контроля знаний по дисциплине – зачет в письменной форме (тест).

Тест включает следующие типы вопросов:

а) истина/ложь (верно/неверно, согласен/не согласен), возможно, с объяснением;

б) множественный выбор (1 вариант  из 4-х);

в) соответствие двух списков –  терминов и их определений;

г) короткий ответ (вписать пропущенный термин/выражение);

д) короткий список (указать 3-4 характеристики явления, примера, критерия и т.п.);

е) короткое эссе.

Текущий контроль знаний осуществляется за счет опроса на занятиях по пройденному теоретическому материалу,  контроля выполнения домашних заданий (тестов, кейсов) и контроля индивидуальной работы и работы в группах на практических занятиях.

1.6. Образовательные технологии

Предусматриваются следующие  образовательные технологии:

  • интерактивные лекции;
  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
  • письменные и/или устные домашние задания;
  • кейс-стади;
  • консультации преподавателя;
  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

 

 

 

2. Содержание программы учебной дисциплины

Тема 1. Культуры и цивилизации

Цель темы – определить и иллюстрировать основные понятия сравнительного менеджмента  – "культура" и "цивилизация", показать их взаимосвязь, раскрыть роль религии как основы духовной культуры и цивилизаций.

Содержание темы:

Понятия "культура" и "цивилизация".

Определения "культуры". Феномен культуры и его проявления. Функции культуры. Типология культуры. Генезис культуры. Определение "цивилизации".  Возникновение древнейших цивилизаций. Межцивилизационные войны и культура. Система ценностей в динамике и диалоге цивилизаций. Перспективы взаимодействия и судьбы цивилизаций в XXI веке.

Религия как форма  культуры.

Обзор религий. Религия как часть национальной культуры. Религия как форма духовной культуры. Основные компоненты религии: вера, отношение к Богу, вероучение, культ, организация верующих. Функции религии. Типология религий. Распространенность различных религий. Мировые религии: буддизм, христианство: католицизм, православие, протестантизм, ислам – возникновение, суть вероучения, основные направления, социальная доктрина и право. Национальные религии: религии Индии, Китая, Японии, Ирана, Иудаизм.

Локальные цивилизации в глобальном цивилизационном пространстве.

 Глобализация экономики: факторы, тенденции, противоречия. Тенденции экономической динамики локальных цивилизаций. Локальные цивилизации в глобальной экономике. Многомерная геоцивилизационная модель. Влияние глобализации на социокультурный облик локальных цивилизаций.

Литература:

1, 4, 7, 8, 12, 13, 14, 18, 19, 22

Вопросы для самопроверки:

  1. Приведите несколько определений культуры.
  2. Какие существуют подходы к изучению культуры и в чем заключается их сущность?
  3. В чем состоит феномен культуры и как он проявляется?
  4. Укажите основные функции культуры.
  5. Дайте определение культурным ценностям.
  6. Приведите три основных значения термина "цивилизация".
  7. Как Вы оцениваете перспективы взаимодействия цивилизаций.
  8. Укажите основные мировые религии и их характеристики.
  9. Укажите основные национальные религии и их характеристики.
  10. Охарактеризуйте влияние глобализации на социокультурный облик локальных цивилизаций.

Вопросы и задания  для самостоятельной работы:

  1. Определение "культуры" Э. Тайлора.
  2. Значение термина "культура" в трудах С. Пуфендорфа.
  3. Прогнозы демографической службы ООН по динамике численности Земли до 2050 г.
  4. Исследования социокультурных циклов в глобальном масштабе П. Сорокина.
  5. Религия и свободомыслие. Религия и атеизм в современном мире.

Тема 2. Культура в сравнительном менеджменте

Цель темы – изучить теории культуры, классификации деловых культур и показать взаимосвязи национальных и деловых культур.

Информация о работе Современные мировые концепции менеджмента