Совершенствование управления оборотными активами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа оборотных активов в ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов» и разработка мероприятий по управления оборотными активами на данном предприятии, исходя из полученных результатов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности предприятия;
- провести анализ оборотных активов предприятия, источников их формирования и обеспеченности собственными оборотными средствами;
- определить и проанализировать показатели эффективности использования оборотных активов;
- изучить сущность управления оборотными активами на предприятии;
- рассмотреть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, в том числе особенности факторинга, особенности применения скидок;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами на предприятии с оценкой экономического эффекта.

Работа содержит 1 файл

ДЕНИС АНАЛИЗ.doc

— 919.50 Кб (Скачать)

ОАО «МЗКСМ» может применить процедуру факторинга, то есть перепродать права на взыскание дебиторской задолженности факторинговой компании или факторинговому отделу банка. При этом фактор-фирма в срок до 3-х дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило 70-80%) суммы долга. Остальные 20-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при непогашении его покупателем (эта часть долга возвращается продавцу после полного погашения долга покупателем). За это фирма-фактор взимает с продавца комиссионные, ставки которых зависят от уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты. То есть сделке факторинга предприятие может выиграть за счет того, что получит деньги не небольшими платежами, а одной крупной суммой и в то время, когда ему необходимо.

Предварительно просчитать эффективность всех предложенных мер по совершенствованию управления дебиторской задолженностью с достаточной точностью затруднительно, более очевиден эффект от применения процедуры факторинга. Поэтому определим эффективность факторинговой сделки для данного предприятия на примере выгодных условий, предлагаемых ОАО «Пробизнесбанк».

Сумма уступаемого денежного  требования определяется исходя из расшифровки дебиторской задолженности на отчетную дату (таблица 8). При этом из ее общей суммы исключается задолженность с высокой степенью риска, так как банк интересует только низкорисковая задолженность.

                                                                                                           

                                                                                                             Таблица 8

Предлагаемая к уступке  дебиторская задолженность ОАО  «МЗКСМ»

Дебитор

Сумма долга,

тыс. руб.

Срок дебиторской задолженности, дни

1.Задолженность покупателей и  заказчиков:

4492

 

1.1. ООО «Импульс»

456

67

1.2. ЗАО «Нэкст»

864

49

1.3. ООО «Стройдом»

159

82

1.4. ИП Кольцов

762

68

1.5. ООО «Кварта»

268

75

1.6. ООО «Север»

856

81

1.7. ООО «Люкс»

442

65

1.8. ООО «Гранд»

238,7

74

1.9 ОАО «Континент»

446,3

90


 

Договор факторинга между  предприятием и банком включает следующие  существенные условия:

1) сумма уступаемого  денежного требования

2) срок заключения  договора факторинга – три месяца;

3) предмет договора  факторинга – уступка денежного  требования за проданную продукцию;

4) условия платежа: - с правом регресса (при отказе данных должников выполнить свои обязательства в срок, установленный (продленный) банком, данной фирме придется вернуть банку полученные от него кредитные средства вместе с процентами и уже самостоятельно вести дела с данными дебиторами);

5) размер дисконта – 16% годовых;

6) комиссионное вознаграждение банка – 3,5%.

На основе данных проведем расчеты стоимости для завода факторинговой операции [19].

1) Сумма дисконта (проценты за досрочное пользование средствами банка): 4492*16%* 3 мес./ 12 = 179,68 тыс. руб.

2) Комиссионное вознаграждение банку:

4492*3,5% = 157,22 тыс. руб.

3) Тогда предприятие получит от банка:

4492- (179,68+157,22) = 4155,1 тыс.  руб. 

Сумма недополученных заводом средств составит: 336,9 тыс. руб.

Сравним данные затраты  с теми затратами, которые предприятие  понесло бы, не воспользовавшись  факторингом:

- потери от инфляции (при уровне инфляции 12% в год) за 3 месяца при отвлечении средств в дебиторскую задолженность:

ПотериИНФ = 4492- 4492/(1+0,03) = 130,83 тыс. руб.

- Затраты на обслуживание  дебиторской задолженности (таблица 9).

                                                                                                             Таблица 9

Затраты на обслуживание дебиторской задолженности в  ОАО «МЗКСМ»

Наименование

Стоимость, тыс. руб.

1. Зарплата бухгалтера за 3 месяца  с начислениями

65,6

2. Зарплата юриста за 3 месяца с начислениями

68,2

3. Командировки

45,8

4. Услуги связи (телефон, Интернет)

12

5. Рассылка писем

2,6

Итого

194,2


 

При использовании факторинга за счет высвобожденных средств ОАО «МЗКСМ» может погасить кредиторскую задолженность перед кредиторами, которым предприятие выплачивает процент от предоставляемого коммерческого кредита (таблица 10).

                                                                                                           Таблица 10

     Погашаемая за счет факторинга кредиторская задолженность

Кредитор

Сумма, тыс. руб.

Срок погашения, мес.

Выплачиваемый ежемесячный процент

Затраты, тыс. руб.

ОАО «Промавтоматика»

511,2

3

2

30,7

ОАО «МЗКСМ»

319,3

2

1,5

9,6

ООО «Эпсилон»

608,6

3

2

36,5

ЗАО «Интертрейд»

794,7

4

2,5

79,5

Итого

     

156,3


 

Без использования факторинга завод вынужден выплачивать кредиторам проценты в размере 156,3 тыс. руб.

То есть общая сумма  издержек при наличии данной суммы  дебиторской задолженности  составит: 130,83+194,2+156,3=481,33 тыс. руб.

Экономическая целесообразность факторинга определяется как разность между затратами предприятия с использованием и без использования факторинга:

Эф =  481,33 – 336,9 = 144,43 тыс. руб.

Следовательно, использование  факторинговой операции позволит заводу сократить сумму расходов по обслуживанию дебиторской задолженности на 144,43 тыс. руб. в расчете на 3 месяца. Кроме того, высвобождается рабочее время сотрудников предприятия в результате переложения обязанностей по взысканию задолженности на банк.

Таким образом, несмотря на высокую стоимость, факторинг обладает достаточной эффективностью, если его правильно применять в соответствии с потребностями предприятия. При факторинговом обслуживании предприятие торгует с отсрочкой платежа и не испытывает дефицита оборотных средств. Оно платит только за тот период, в течение которого реально пользуется заемными деньгами. Составляющая факторинговой комиссии за использование денежных ресурсов немногим выше обычного краткосрочного кредита. При этом банк не взимает дополнительных комиссий за открытие и ведение счетов, за ведение и сопровождение сделки, резервирование денежных средств. Предприятие получает финансирование сразу после того, как отгружает  товар покупателю, и пользуется им до фактической оплаты покупателем профинансированной поставки. Если покупатель решит досрочно расплатиться за товар, то с предприятия не будет дополнительно взиматься комиссия за досрочное погашение финансирования.

3.2 Предложение по использованию скидок для покупателей

 

В аналитическом разделе  установлено, что у предприятия на каждую отчетную дату был существенный остаток запасов нереализованной продукции. Конечно, это может быть связано с сезонным фактором (так как зимой спрос на кирпич снижается). Вместе с тем это может свидетельствовать и трудностях со сбытом продукции в целом. Поэтому для стимулирования продаж, а также ускорения оплаты продукции ОАО «МЗКСМ» может предложить скидки  для покупателей продукции.

Скидки за быструю  оплату счетов являются эффективным инструментом влияния на скорость возврата денежных покупателями. Ценовая скидка представляет собой уменьшение установленной компанией цены реализуемого ей товара. С помощью механизма скидок предприятие может максимизировать прибыль от продаж, увеличить свою долю рынка, повысить оборачиваемость дебиторской задолженности и улучшить показатели ликвидности.

Основания для предоставления скидки могут быть различными, и  фирма может предоставлять покупателям  не только те виды скидок, которые получили широкое распространение в мировой  практике (например, скидка за платеж наличными), но и иных видов скидок, обусловленных спецификой деятельности компании, особенностями рынка сбыта ее товаров, работ или услуг.

Решение ОАО «МЗКСМ» о том, какие скидки он предоставляет, о размерах этих скидок, каким категориям покупателей эти скидки предоставляются, а также в чем выражается стимулирующий характер таких скидок, должно быть оформлено документально. Это требуется не только для обоснования своей позиции в области ценообразования перед налоговыми органами, но и в силу того, что информация об основаниях и размерах скидок предназначена не для ограниченного круга лиц, что само по себе влечет необходимость ее документирования.

Использование скидок без предварительных расчетов может привести к серьезным финансовым последствиям, так как определение размера скидки – это всегда поиск компромисса между дополнительными выгодами и потерями от снижения цены.

Условия предоставления скидок должны быть такими, чтобы стимулировать  быструю оплату (например, сразу  или в течение нескольких дней), так как по окончании этого срока и отмены скидки можно считать, что фирма-дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит.

Предположим, что ОАО «МЗКСМ» рассматривает варианты предоставления скидки 7%, 5% и 4%. Принимаем, что скидки интересуют 30% покупателей. Другой вариант – отсрочка платежа максимум на 45 дней. Расчет потерь от предоставления данных вариантов скидок приводится в таблице 11.

                                                                                                                      Таблица 11

 Обоснование размера  скидки за быструю оплату товара  в ОАО «МЗКСМ»

Показатель

Скидка за быструю оплату

Без скидки, отсрочка 45 дней

7%

5%

4%

Инфляция 10% в год

     

10/365*45=

1,233%

или 0,01233

Коэффициент падения покупательской способности денег

     

1/1, 01233=

=0,9878

Потери от инфляции с 1000 руб.

     

1000-987,82=

=12,18 руб.

Потери от скидки (с каждой тысячи) в расчете на 30% клиентов согласных на оплату в срок, руб.

1000*30%*0,07 = 21

1000*30%*0,05= =15

1000*30%*0,04= =12

 

Доход от альтернативных вложений (8% в год или 0,9863% за 45 дней)

(300-21)*

*0,9863%*

*0,9878= 2,72

(300-15)*

*0,9863%*

*0,9878= 2,78

(300-12)*

*0,9863%*

*0,9878 = 2,81

 

Оплата процентов по банковскому  кредиту – 16% годовых, руб.

     

1000*0,16*

*45/365 = 19,73

Потери, руб.

21-2,72= 18,28

15-2,78 = 12,22

12-2,81 = 9,19

12,18+19,73=31,9


 

Из данных таблицы 11 видно, что с каждой тысячи рублей предприятие:

- единовременно теряет 21 руб. (при скидке 7%), получив 279 руб.  сразу, при этом, разместив эти средства на депозите, доход за 45 дней может составить 2,72  руб.; в целом потери составят 18,28 руб. с каждой тысячи рублей (21-2,72);

- единовременно недополучает 15 руб. (при скидке 5%), получив сразу 285 руб., при этом, разместив их на депозите, получит доход 2,78 руб. за 45 дней; в целом предприятие недополучит 12,22 (15-2,78) руб.;

- единовременно теряет 12 руб. (при скидке 4%), получив сразу 288 руб. и разместив их на депозите, его доход составит 2,81 руб., а общие потери составят 9,19 руб.

Информация о работе Совершенствование управления оборотными активами на предприятии