Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа оборотных активов в ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов» и разработка мероприятий по управления оборотными активами на данном предприятии, исходя из полученных результатов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности предприятия;
- провести анализ оборотных активов предприятия, источников их формирования и обеспеченности собственными оборотными средствами;
- определить и проанализировать показатели эффективности использования оборотных активов;
- изучить сущность управления оборотными активами на предприятии;
- рассмотреть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, в том числе особенности факторинга, особенности применения скидок;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами на предприятии с оценкой экономического эффекта.
Достижение ускорения
оборачиваемости средств в
2.3 Факторинг
Факторинг — это разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение. Факторинговые операции в отличие от залога представляют собой передачу кредитором фактору права требования возврата долгов с заемщика.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
- финансовый агент — специализированная организация, получающая счета-фактуры у своих клиентов (кредиторов, поставщиков);
- клиент (кредитор, поставщик товара);
- заемщик (предприятие) — фирма-потребитель товара.
Финансовым агентом по договору факторинга может быть банк или кредитная организация, а также иные коммерческие организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности (ст. 825 ГК РФ). Как правило, в настоящее время, услуги факторинга предоставляют банки.
Права и обязанности банка-фактора и клиента по отношению друг к другу, условия их взаимоотношений закрепляются в договоре факторинга. При заключении договора факторинга клиент должен доказать:
- наличие денежного требования, для чего нужно предъявить договор с должником, документы, подтверждающие поставку товара (накладные, акты), счета-фактуры и т. д.;
- способность должника оплатить долг. Для этого банк самостоятельно определяет состав подтверждающих документов [24].
Факторинговые операции
имеют определенные преимущества по
сравнению с получение
В рамках факторинга, наряду с финансированием, банк осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Основные отличия факторинга от кредитования
Условия договора |
Договор кредитования |
Договор факторинга |
Срок, на который выдаются банковские средства |
фиксированный |
На срок фактической отсрочки платежа покупателя банку |
Срок выплаты банковских средств |
В обусловленный договором день |
В день поставки товара |
Обеспечение (залог) |
Требуется |
Не требуется |
Сумма |
Заранее обусловлена |
Не ограничена и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента |
Условия получения средств |
При оформлении каждого кредита нужно предоставлять большое количество документов |
Заключив договор один раз, поставщик получает деньги при предоставлении накладной и счета-фактуры |
Возможность продления договора |
Погашение донного кредита не гарантирует получение следующего |
Может длиться бессрочно |
Дополнительные услуги |
Банк не оказывает заемщику дополнительных услуг |
Сопровождается управлением |
Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.
Передача функций управления,
сбора дебиторской
Использование факторинга позволяет компаниям:
- повысить ликвидность дебиторской задолженности;
- ликвидировать кассовые разрывы;
- застраховать риски по предоставлению отсрочки платежа покупателям;
- развить отношения с существующими и привлечь новых покупателей [23].
2.4 Стимулирование продаж
Предоставление скидки является важным маркетинговым ходом, используемым многими компаниями в целях поощрения покупателя за те или иные действия.
В ст. 40 НК РФ перечислено
пять оснований скидок, однако по своей
экономической сущности скидки, например,
вызванные сезонными
- приобрести товар, заказать оказание услуги, выполнение работы в условиях пониженного спроса на этот товар, услугу, работу;
- приобрести товар,
услугу, работу в больших по
сравнению с планируемыми
- приобретать товар, услугу, работу в дальнейшем в течение длительного времени и т.д.
Основания для предоставления скидки могут быть различными - от регулярно производимых значительных закупок вплоть до особого статуса покупателя (например, постоянный покупатель), наступления сезона временного снижения спроса, других оснований. Маркетинговая политика компании может предполагать возможность предоставления покупателям не только тех видов скидок, которые получили широкое распространение в мировой практике (например, сезонная скидка, скидка за платеж наличными), но и иных видов скидок, обусловленных спецификой деятельности компании, особенностями рынка сбыта ее товаров, работ или услуг.
Принципы применения скидок:
- применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше – его повышению;
- предоставляемая скидка
должна вызывать у покупателя
реальный интерес и стремление
к выполнению оговоренных
- система скидок должна
быть проста и понятна
Для построения прозрачной системы скидок необходимо сначала определить минимальные объем и сроки, при которых скидки будут предоставляться. Для определения минимальных объемов целесообразно создать базу данных, в которой будут регистрироваться потребители и объем закупки, который они произвели. В результате накопления данных можно ранжировать покупателей по объемам их приобретений.
На основе этой отправной точки можно начинать построение системы скидок, которая должна быть утверждена директором предприятия и будет доступной для потребителя без дополнительных запросов. Преимуществом разработанной и утвержденной системы скидок является отсутствие необходимости в согласовании размера скидки сотрудником отдела сбыта с руководством, что уменьшает время исполнения заказа, и соответственно, препятствует оттоку потребителей к конкурентам.
С помощью механизма скидок предприятие может максимизировать прибыль от продаж, увеличить свою долю рынка, повысить оборачиваемость дебиторской задолженности и улучшить показатели ликвидности. В заключение стоит отметить, что предоставление скидок за срочность и увеличение объема продаж оправданно, когда компания нуждается в ускорении оборачиваемости денежных средств и имеет резерв производственных мощностей. Нет смысла предоставлять скидку, когда у компании избыток свободных средств или производственные мощности максимально загружены и дополнительный объем производства просто невозможен.
3. Проектный раздел
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность составляет значительную долю в общей величине оборотных активов и имущества ОАО «МЗСКМ», причем темпы ее роста значительно опережали темп роста продаж. Каждое предприятие заинтересовано в оптимизации размера дебиторской задолженности и сокращении периода ее инкассации.
Конечно же, руководство предприятия осуществляет управление дебиторской задолженностью, предпринимая определенные меры: еженедельно директором и главным бухгалтером осуществляется контроль задолженности, менеджеры по продажам ведут переговоры с покупателями и т.п.
Однако этих мер недостаточно. Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «МЗКСМ» можно предложить несколько вариантов.
1) Защита страхованием.
В ОАО «МЗКСМ» основной формой дебиторской задолженности является кредит, предоставляемый по открытому счету, когда доказательством того, что покупатель должен предприятию деньги за полученные им товары, является запись в бухгалтерских документах и счет, подписанный покупателем. Поэтому чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, ОАО «МЗКСМ» следует активизировать оформление задолженности путем выписки векселя, получения аванса (с предоставлением покупателю скидки за авансовый платеж).
Предприятие может прибегнуть к страхованию кредитов - эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
2) Совершенствование анализа и контроля дебиторской задолженности.
Для получения реального
представления о состоянии
Полезным инструментом контроля задолженности может стать ранжирование дебиторов с использованием АВС-метода. Например, в группу «А» включаются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности.
3) Составление рейтинга покупателей и использование его при установлении договорных отношений с ними.
Так как существенная часть продукции реализуется на договорной основе, то специалисты завода могут осуществлять рейтинговую оценку покупателей и применять различные условия договоров в зависимости от рейтинга клиента, разместив информацию об этом в своих рекламных рассылках.
Рейтинг покупателя формируется по определенным показателям, характеризующим кредитоспособность клиента и получаемым из накопленной ОАО «МЗКСМ» информации о взаиморасчетах с ним.
Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа. Для того чтобы дифференцировать условия коммерческого кредитования, предлагается следующий алгоритм рейтинговой оценки покупателей:
- отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности покупателя (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, объемы закупок, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т.д.);
- определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании. Рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться, например, раз в квартал, в полугодие;
- разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение: цены реализации продукции; времени отсрочки платежа; максимального размера коммерческого кредита; системы скидок и штрафов.
При этом важно не только
разработать рейтинг
4) Реструктуризация дебиторской задолженности.
ОАО «МЗКСМ» должен проанализировать различные способы реструктуризации, предусмотренные законодательством РФ, в том числе:
- использование отступного, то есть погашение задолженности активами должника, в том числе пакетом выпущенных акций должника. В качестве активов должника также могут рассматриваться: его продукция, векселя банков, права на интеллектуальную деятельность и т.п.;
- двусторонний зачет взаимных требований, то есть требований двух предприятий. Объект зачета – взаимные долги. Зачет выгоден и дебитору, и кредитору. Может быть произведен как по взаимному согласию, так и без согласия второго лица кем-либо (дебитором или кредитором). Для зачета достаточно заявления одной стороны. Так, предприятие при работе с наиболее крупными должниками может учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед данными дебиторами. Зачастую оказывается, что можно провести взаимозачет и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность [23].
Информация о работе Совершенствование управления оборотными активами на предприятии