Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа оборотных активов в ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов» и разработка мероприятий по управления оборотными активами на данном предприятии, исходя из полученных результатов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности предприятия;
- провести анализ оборотных активов предприятия, источников их формирования и обеспеченности собственными оборотными средствами;
- определить и проанализировать показатели эффективности использования оборотных активов;
- изучить сущность управления оборотными активами на предприятии;
- рассмотреть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, в том числе особенности факторинга, особенности применения скидок;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами на предприятии с оценкой экономического эффекта.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Тема:
Совершенствование управления оборотными активами на предприятии
Руководитель: Ю.В. Смольянинова
Исполнитель:
ст. гр. ЗМН (б) - 108 Д.Н. Щапов
2012
Введение
Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные средства, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотные средства хозяйствующих субъектов, участвуя в кругообороте средств рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс.
Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что механизм управления оборотными активами является важной частью системы финансового менеджмента на предприятии.
Организация эффективного механизма управления оборотными активами и действенное применение его на практике является одной из насущных проблем для большинства российских предприятий в условиях рынка. Эффективное формирование и регулирование объёма оборотных активов способствует поддержанию оптимального уровня ликвидности, обеспечивает оперативность производственного финансового циклов деятельности, а следовательно, достаточно высокую платёжеспособность и финансовую устойчивость предприятий.
Целью курсовой работы является проведение анализа оборотных активов в ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов» и разработка мероприятий по управления оборотными активами на данном предприятии, исходя из полученных результатов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- провести анализ оборотных активов предприятия, источников их формирования и обеспеченности собственными оборотными средствами;
- определить и проанализировать показатели эффективности использования оборотных активов;
- изучить сущность управления оборотными активами на предприятии;
- рассмотреть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, в том числе особенности факторинга, особенности применения скидок;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами на предприятии с оценкой экономического эффекта.
Предметом исследования данной работы являются инструменты и методы управления оборотными активами предприятия. Объектом исследования являются оборотные активы ОАО «МЗКСМ».
Методологической основой исследования в курсовой работе являются законодательные и нормативные акты РФ, современная теория экономического анализа, нормативная база по его проведению.
Информационной базой исследова
При подготовке курсовой работы изучены законодательные акты, использовалась справочно-правовая система «Консультант Плюс», работы авторов: Вахрушиной М.А., Пласковой Н. С., Лукосевича И.Я. и других, а также материалы периодических изданий и сети Интернет.
1. Аналитический раздел
1.1 Краткая характеристика
ОАО «Мстёрский Завод Керамических Стеновых Материалов» (далее ОАО «МЗКСМ») образован путем акционирования в 1993 г. Мстерского кирпичного завода. Завод выпустил первую партию своей продукции в 1986 г. В свое время это был один из самых перспективных кирпичных заводов в СССР. Проект завода был разработан НИИ "Строммаш" г. Минск, и по этому проекту в СССР было построено еще 17 заводов. Проект относится «третьему поколению» кирпичных заводов - к группе автоматизированных производств стеновых керамических материалов методом пластического формования с использованием высокотехнологичного оборудования итальянской фирмы «МОРАНДО». В настоящее время завод входит в холдинг «Объединенные кирпичные заводы». Производственные мощности составляют 75 млн. условных кирпичей в год.
Основным экономическим преимуществом Мстерского завода является наличие собственного карьера. Завод расположен рядом с месторождением глинистого сырья, соответствующего требованиям ГОСТ 9169-75 и пригодного в естественном составе для производства лицевого кирпича. Причем, карьер можно считать первым технологическим переделом завода, ведь находится он в непосредственной близости от цехов предприятия. Именно это обстоятельство позволяет владимирским мастерам кирпичного производства сохранять конкурентную цену и достойное качество продукции. Ведь краеугольным камнем кирпичного производства является качество сырья, его технологическая готовность к переработке.
Значительную долю качества продукции обеспечивают средства автоматизации. Завод, отметив свое двадцатилетие, все еще технологически молод. Его создавали для применения автоматических линий, и примитивный ручной труд сведен до минимума. Отсюда высокая точность кирпичной "геометрии", высокая культура производства и, как следствие, высокое качество кирпичной продукции.
Основная специализация завода - выпуск пустотелого кирпича высокого качества различных видов и марок. Вся выпускаемая продукция проходит многократный технологический контроль, что позволяет предоставить потребителю высококачественный строительный стеновой материал.
В настоящее время
МЗКСМ выпускает следующую
- керамический кирпич
строительный пустотелый
- керамический кирпич
двойной рифленый М-150,175,
технические характеристики: вес 4,7 кг,
пустотность 35 %, водопоглощение 10-12%, морозостойкость
до 75;
- керамический кирпич
лицевой пустотелый гладкий М-
- керамический кирпич
В 2006 году на предприятии запущен новый продукт – кирпич "ПОЛИКОЛОР", который применяется для кладки и одновременной облицовки наружных и внутренних стен зданий и сооружений. После обжига кирпич подвергается ручной переборке и проходит операцию по нанесению защитно-декоративного слоя полимерной глазури с последующей термообработкой в печи для формирования покрытия. Также на предприятии освоено серийное производство изделий различных цветов.
С 2010 года на предприятии ведется выпуск кирпича керамического лицевого цветного, цвет которого достигается путем окрашивания глинистого сырья в начальном процессе производства при помощи дополнительного оборудования. В 2012 году предприятие планирует увеличить производственные мощности за счет модернизации оборудования до 140 млн. усл. кирп. в год. На 01.01.2012 г. на предприятии работало 168 чел.
Основные экономические показатели ОАО «МЗКСМ» в 2010-11 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Изменения | |
+,- |
% | |||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
138812 |
158935 |
+20123 |
114,5 |
Затраты на производство реализованной продукции, тыс. руб. |
136204 |
158695 |
+22491 |
116,5 |
Прибыль от продажи товаров, тыс. руб. |
2608 |
240 |
-2368 |
9,2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
183 |
-16094 |
-16277 |
-8794,5 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
158395 |
161758 |
+3363 |
102,1 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. |
106995 |
93545 |
-13450 |
87,4 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
192 |
194 |
+2 |
101,0 |
Фондоотдача, руб. |
1,30 |
1,70 |
+0,40 |
131,0 |
Рентабельность активов, % |
0,12 |
-9,95 |
-10,06 |
-8611,7 |
Рентабельность продаж, % |
1,88 |
0,15 |
-1,73 |
8,0 |
Затраты на 1 руб. реализован. продукции, коп. |
98,1 |
99,8 |
+1,73 |
101,8 |
Производительность труда, тыс. руб. |
722,98 |
819,25 |
+96,27 |
113,3 |
Данные таблицы 1 показывают, что в 2011 гг. продажи продукции выросли на 20123 тыс. руб. или на 14,5% по сравнению с 2010 г., то есть деловая активность завода выросла. При этом затраты на производство реализованной продукции выросли в большей степени: на 22941 тыс. руб. или на 16,5%, что привело к сокращению прибыли от продаж на 90,8% - данную динамику следует оценить отрицательно. О снижении эффективности деятельности говорит и показатель удельных затрат, который вырос с 98,1 коп. до 99,8 коп., то есть с каждого рубля продаж предприятие почти не получало прибыли. Отрицательная динамика и у показателя чистой прибыли: в 2010 г. ее величина была очень незначительной, а в 2011 г. предприятием получен чистый убыток около 17 млн. руб., то есть предприятие не имело основного источника прироста собственных средств. Учитывая величину и динамику прибыли, показатели рентабельности за отчетный период также снизились.
В отчетном периоде можно отметить и положительные изменения: производительность труда выросла на 13,3% по сравнению с уровнем 2010г., а фондоотдача - на 31%, что свидетельствует об улучшении использования основных средств и трудовых ресурсов.
Однако в целом можно сказать, что в течение 2010-11 г. в динамике технико-экономических показателей ОАО «МЗКСМ» в большей мере преобладали негативные тенденции.
1.2 Анализ активов предприятия
Проведем анализ величины,
состава и структуры имущества
Горизонтальный и вертикальный анализ активов ОАО «МЗКСМ» в 2010-11 гг.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Структура, % |
Изменение | ||||||
на 01.01.10 г. |
на 01.01.11 г. |
на 01.01.12 г. |
на 01.01.10 г. |
на 01.01.11 г. |
на 01.01.12 г. |
тыс. руб. |
темп роста, % |
уд. веса, % | |
1. Активы |
152943 |
163846 |
159669 |
100 |
100 |
100 |
+6726 |
104,4 |
0,0 |
2.Внеоборотные активы |
107058 |
106932 |
80158 |
70,0 |
65,3 |
50,2 |
-26900 |
74,9 |
-19,8 |
2.1 Основные средства |
97132 |
93938 |
70391 |
63,5 |
57,3 |
44,1 |
-26741 |
72,5 |
-19,4 |
2.2 Незавершенное строительство |
4296 |
2877 |
2202 |
2,8 |
1,8 |
1,4 |
-2094 |
51,3 |
-1,4 |
2.3 Долгосрочн. финансовые вложения |
5630 |
10117 |
7565 |
3,7 |
6,2 |
4,7 |
+1935 |
134,4 |
+1,1 |
3. Оборотные активы – всего |
45885 |
56914 |
79511 |
30,0 |
34,7 |
49,8 |
+33626 |
173,3 |
+19,8 |
3.1. Запасы, в т.ч |
31375 |
39464 |
33998 |
20,5 |
24,1 |
21,3 |
+2623 |
108,4 |
+0,8 |
- сырье, материалы |
12318 |
14298 |
16540 |
8,1 |
8,7 |
10,4 |
+4222 |
134,3 |
+2,3 |
- затраты в НЗП |
192 |
160 |
278 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
+86 |
144,8 |
0,0 |
- готовая продукция |
13849 |
15860 |
15823 |
9,1 |
9,7 |
9,9 |
+1974 |
114,3 |
+0,9 |
- расходы буд. периодов |
5016 |
9146 |
1357 |
3,3 |
5,6 |
0,8 |
-3659 |
27,1 |
-2,4 |
3.2. НДС |
92 |
138 |
83 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
-9 |
90,2 |
0,0 |
3.3. Дебиторская задолженность |
14300 |
17216 |
44802 |
9,3 |
10,5 |
28,1 |
+30502 |
313,3 |
+18,7 |
свыше 1 года |
1277 |
1328 |
1395 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
+118 |
109,2 |
0,0 |
менее 1 года |
13023 |
15888 |
43407 |
8,5 |
9,7 |
27,2 |
+30384 |
333,3 |
+18,7 |
3.4. Денежные средства |
118 |
96 |
628 |
0,1 |
0,4 |
0,3 |
+510 |
532,2 |
+0,5 |
Горизонтальный анализ активов показывает, что их абсолютная сумма за отчетный период выросла на 6726 тыс. руб. или на 4,4% к началу 2010 г. за счет: снижения величины внеоборотных активов на 26900 тыс. руб. (что связано с выведением непрофильных производств - автоцеха, деревообрабатывающего цеха - из состава предприятия) и приростом величины оборотных активов на 33626 тыс. руб. или на 73,3% к началу 2010 г.
Увеличение оборотных активов ОАО «МЗКСМ» произошло за счет прироста запасов материалов на 4222 тыс. руб. или на 34,4%, а запасов готовой продукции - на 1974 тыс. руб. или на 14,3%, денежных средств – на 510 тыс. руб. или на 432%, но в наибольшей мере – за счет резкого роста дебиторской задолженности – на 30502 тыс. руб. или на 213,3% к началу периода, что следует считать негативным фактором, так как это не было обусловлено приростом продаж, который составил лишь 14,5%.
Кроме того, предприятие имело долгосрочную дебиторскую задолженность, величина которой выросла на 118 тыс. руб., что следует оценить отрицательно, так как данный вид активов надолго выводит средства из оборота и увеличивает потребность в дополнительном финансировании.
Темп роста запасов был выше темпа роста продаж (производства), что позволяет считать формируемые на предприятии материальные запасы излишними.
В структуре активов завода можно выделить следующие изменения:
- доля внеоборотных активов в общей величине имущества сократилась с 70 до 50,2%, а доля оборотных активов выросла с 30 до 49,8%, и соотношение между внеоборотными и оборотными активами стало примерно одинаковым.
Повышение доли оборотных активов в валюте баланса может свидетельствовать:
- о формировании более мобильной структуры активов, что способствует ускорению их оборачиваемости;
- об отвлечении части оборотных активов на кредитование покупателей продукции, что связано с их иммобилизацией в дебиторскую задолженность;
- в течение периода наибольший удельный вес имели основные средства, то есть действующие активы, что обусловлено производственной спецификой деятельности;
- среди элементов оборотных активов наибольший удельный вес имели запасы – 20-25%, которые считаются наименее ликвидными активами;
- доля дебиторской задолженности выросла с 9,3% до 28,1%. Уровень дебиторской задолженности приблизился к критическому, поэтому данное изменение следует считать отрицательным. В то же время дебиторская задолженность считается более ликвидным активов (за исключением сомнительной) по сравнению с запасами;
- удельный вес запасов сырья, материалов вырос с 8,1 до 10,4%; удельный вес готовой продукции был стабильным, однако его величина (9-10%) позволяет предположить о наличии проблем со сбытом продукции;
Информация о работе Совершенствование управления оборотными активами на предприятии