Совершенствование структуры управления на примере ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием.
Объектом наблюдения является ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ г. Барнаула.
Объектом исследования является структура управления организацией, их формы и функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические понятия структур управления………………………………5
1.1. Понятие структуры управления……………………………………………..5
1.2. Классификация структур управления …………………………………...….7
1.3. Функции структур управления………………………………………..……13
1.4. Принципы построения структур управления………………………..……17
2. Анализ структуры управления предприятия………………………………..24
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………..24
2.2. Анализ персонала………………………………………………………….28
2.3. Анализ структуры и функций управления………………………...………30
3.Предлоожения по совершенствованию структуры управления……….……34
3.1. Совершенствование структуры управления иэкономическая эффективность предложений………………………………………………..…..34
Заключение……………………………………………………………….………37
Литература………………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

!!!МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

       Министерство  сельского хозяйства РФ

       Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

       «Алтайский  государственный  аграрный университет» 

       Факультет экономики и менеджмента 

       Кафедра менеджмента и правоведения 
 

       Петухов Александр Геннадьевич 
 

Тема: «Совершенствование структуры управления на примере ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ» 

Специальность: «Экономика и управление на предприятиях АПК»

       Дисциплина: «Менеджмент» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 

Студент 3 уск.курса Проверил:

Заочной формы обучения (подпись, дата)  

Барнаул 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  понятия структур управления………………………………5

1.1. Понятие структуры управления……………………………………………..5

1.2. Классификация структур управления …………………………………...….7

1.3. Функции структур управления………………………………………..……13

1.4. Принципы  построения структур управления………………………..……17

2. Анализ структуры управления предприятия………………………………..24

2.1. Общая  характеристика предприятия ……………………………………..24

2.2. Анализ персонала………………………………………………………….28

2.3. Анализ  структуры и функций управления………………………...………30

3.Предлоожения по совершенствованию структуры управления……….……34

3.1. Совершенствование  структуры управления  иэкономическая эффективность предложений………………………………………………..…..34

Заключение……………………………………………………………….………37

Литература………………………………………………………………………..38

Приложение1 Линейная структура управления……………………………….39  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Экономика России в последние годы претерпевает  серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к  рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.

     Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей  на рельсы  рыночных отношений – одно из самых  важных  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране.  Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

     Становясь  объектом товарно-денежных  отношений,  обладающим  экономической самостоятельностью и  полностью отвечающим  за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие  должно  сформировать у себя  систему управления, которая  обеспечивает  ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения  на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению  со старой системой управления, до сих пор действующей  на многих  предприятиях, в новых  условиях  появляются функции, которые прежде  были   не нужны.  В рыночной экономике, в условиях конкуренции  предприятие самостоятельно  принимает многие  решения, бывшие раньше  прерогативой  вышестоящих органов  управления. Исчезли   регламентации  «сверху», а именно: регламентация организационной  структуры управления,  численности   и должностного состава управленческого  персонала. Если  ранее предприятие практически работало  только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать особенности работы в сфере обращения - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику  своего развития, изыскивает необходимые для их  реализации средства, набирает персонал,  приобретает оборудование и материалы, решает  множество структурных вопросов, в том числе и  такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение  подразделений, вхождение в состав  ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.

           Таким  образом, предприятие   приобретает  все черты самостоятельности, характерные для работы в  условиях  рынка. А  это требует значительного расширения  сферы  управления и самоуправления. 

          Расширение  самостоятельности предприятий,  разнообразие  их экономических  и организационных  форм  требует большей конкретизации в  поиске  прогрессивных  организационных решений с учетом специфики каждого  предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат  управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия  и повысить его конкурентоспособность.

     Поэтому  анализ производственной  и финансовой  деятельности, а также структур управления предприятием  в настоящее время  очень актуален.

     Цель  курсовой работы – провести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием.

     Объектом  наблюдения является ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ г. Барнаула.

     Объектом  исследования является структура управления организацией, их формы и функции.

     Средством достижения поставленной цели выбран весь спектр экономического инструментария. В частности, в процессе написания работы были использованы следующие методы: монографический, сравнительный, расчетно-конструктивный. 
 

  1. Теоретические понятия структур управления
 

     1.1 Понятие структуры управления. 

     Термин  «организация» с французского переводится  как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие  используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов  разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.

     Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь  составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего  используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации.

     Структура – один из важнейших компонентов  системы, отличающейся от структуры  наличием целевой ориентации и придающей  системе определенную направленность.

     Организационная структура включает в себя две  составные части – структуру  и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов  системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов Структура при этом отражает внутреннюю форму организации систему ее статистику. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию [2,с.45 ].

     Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень  технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

     Управленческая структура - это совокупность органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. Управленческие структуры классифицируются по следующим основаниям [4, с.53 ]:

  1. по степени сложности, которую характеризуют:
  • число подразделений и мест расположения;
  • среднее количество подчиненных у одного руководителя;
  • количество уровней управления;
  • важность принимаемых решений и др.
  1. по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);
  1. по степени централизации (централизованные или децентрализованные);
  2. по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).

     Организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента.

     Горизонтальные  связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи  подчинения, и необходимость в  них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления [3,с.48]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение.

     Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [4, с. 58 ]. 
 
 
 

      1. Классификация структур управления
 

       Персонал (кадры) является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам

        Организационная структура – это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления.

         Функциональная структура  отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

        Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и  поведенческим ролям.

     Штатная структура управления  определяет  сосав подразделений и перечень должностей,  размеры должностных окладов. Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

     Аппарат (орган) управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Информация о работе Совершенствование структуры управления на примере ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ