Совершенствование социальной политики предприятия

Автор: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование социальной политики предприятия, и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
изучение теоретических аспектов социальной политики предприятия;
исследование системы управления социальной политикой предприятия и способы оценки ее эффективности;
анализ социальной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты социальной политики предприятия

Понятие и сущность социальной политики предприятия
5
Цели, задачи, функции, основные направления, структура социальной политики предприятия
7
Зарубежный опыт реализации социальной политики на предприятии
14
Методы оценки социальной политики предприятия
17
Анализ социальной политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию

Общая характеристика предприятия
28
Анализ социальной политики предприятия
30
Разработка предложений по совершенствованию социальной политики предприятия
32
Заключение 35
Список литературы 37
Глоссарий

Работа содержит 1 файл

Совершенствование социальной политики предприятия.doc

— 262.00 Кб (Скачать)
  1. Социально-психологический климат коллектива.

      Социально-психологический  климат – это суммарный эффект от воздействия многих  факторов,  влияющих  на  персонал  организации.  Он  проявляется в трудовой  мотивации,  общении  работников,  их  межличностных  и   групповых связях.  Нормальная  атмосфера  этих  отношений  дает  возможность   каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес  к работе и  необходимый  психологический  настрой,  побуждает  к  справедливой оценке достижений и неудач как собственных,  так  и  коллег,  организации  в целом.

      В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются общения,  интеллекта,  воли и  эмоций  личности,   определяющих стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и  сплоченности  с  другими. Выражая отношение работников к совместному делу  и  друг  другу,  социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие  мотивы, которые не  менее  действенны, чем материальное  вознаграждение  и   экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают  у  него  напряжение  сил  или  спад энергии, трудовой  энтузиазм,  заинтересованность  в деле  или безразличие. [22]

 

  1. Социальная защищенность работников.

      Социальную  защиту работников  организации  составляют  мероприятия  по социальному   страхованию   и   соблюдению   других   социальных   гарантий, установленных   действующим   законодательством,   коллективным   договором, трудовыми соглашениями и иными  правовыми  актами.  На  сегодняшний  день  в Российской Федерации эти меры, предусматривают:

  1. обеспечение  минимального  размера  оплаты труда и тарифной  ставки (оклада);
  2. нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые   отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;
  3. возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  4. отчисления  в пенсионный  и другие  внебюджетные  фонды социального страхования;
  5. выплату пособий по временной нетрудоспособности,  ежемесячных пособий  матерям  на  период  их  отпуска  по  уходу  за  ребенком,  стипендии  работникам  на  время  профессиональной   подготовки   или   повышения  квалификации.

      Система социальной  защиты  должна  страховать  работников  от  риска оказаться  в затруднительном материальном  положении  из-за  болезни,  утраты трудоспособности  или  безработицы,  придавать  им  уверенность  в  надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

  1. Социальная инфраструктура.

      Потенциал отражает  материально-технические    и   организационно-экономические возможности организации, т.е.  ее  размеры и территориальное расположение, численность персонала и характер  ведущих  профессий,  профиль производства  и  объемы  выпускаемой  продукции  (товаров  и  услуг),  форму собственности, состояние основных фондов, финансовое  положение.  Социальная инфраструктура представляет  собой  комплекс объектов, предназначенных  для  жизнеобеспечения  работников  организации  и членов   их   семей,   удовлетворения   социально-бытовых,   культурных и интеллектуальных потребностей.  В  условиях  Российской  Федерации  перечень таких объектов включает:

  1. обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и  объекты      коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.);
  2. медицинские  и   лечебно-профилактические учреждения   (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т.д.);
  3. объекты  образования  и  культуры  (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
  4. объекты торговли и общественного питания  (магазины,  столовые,  кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
  5. объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
  6. спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения  физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  7. коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.

      Организация в зависимости от  своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать собственной социальной инфраструктурой,  иметь набор только  ее  отдельных элементов или рассчитывать  на  кооперацию  с  другими  организациями  и  на муниципальную  базу  социальной  сферы.  Но  при  любом  варианте  забота  о социальной  инфраструктуре  является  важнейшим  требованием  к   управлению социальным развитием. [5]

 

  1. Условия работы и охраны труда.

      Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с техническим  уровнем   производства,   организационными формами трудового процесса  и  качеством  рабочей  силы,  занятой  в  данной организации,  а также факторы, воздействующие на психофизиологическое самочувствие  работников, на  обеспечение  безопасного ведения работ,    предупреждение    производственного    травматизма    и профессиональных заболеваний. Сюда включается:

  1. оснащенность организации современной техникой, степень  механизации и  автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
  2. организация труда с учетом  внедрения  современных  научно-технических достижений  в  производство;
  3. сокращение  тяжелых  и  вредных  для  здоровья  работ,   выдача   при необходимости  специальной  одежды  и  других  средств индивидуальной      защиты;
  4. соблюдение санитарно-гигиенических норм по  состоянию  производственных   помещений   и   оборудования,   чистоте    воздуха,  освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
  5. наличие бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п. [8]

      Внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны  их  труда  приносят  заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на  благоустройство рабочего быта,  создание  комфортных  условий  для отдыха в перерывах  во  время  трудового дня,  окупаются с лихвой  ростом производительности труда и качества работы.

      Из  вышесказанного следует, что ориентированные на сотрудников социальные услуги предприятия должны:

  1. помогать приводить в соответствие желания сотрудников к целям предприятия;
  2. способствовать отождествлению сотрудника со своим предприятием;
  3. поддерживать или повышать производительность труда и готовность сотрудника работать;
  4. социально защищать сотрудника и дополнять по необходимости, предоставляемые в законном порядке или же в соответствии с тарифным договором социальные услуги;
  5. улучшать атмосферу на предприятии;
  6. создавать у сотрудников и у общественности положительное мнение о предприятии.
 

      1.3 Зарубежный опыт реализации социальной  политики на предприятии 

      Социальные программы касаются ряда важнейших составляющих жизнеобеспечения работников предприятия, как на производстве, так и за его пределами: жилья, медицинского обслуживания, в том числе профилактики профессиональных заболеваний, пенсионного страхования, социально-бытовых услуг, профессиональной подготовки и др. Часть из них будет рассмотрена ниже в следующих странах: Дания, Канада и Франция.

      1) Медицинское обслуживание работников предприятия осуществляется преимущественно по двум направлениям. Одно из них заключается в предоставлении относительно элементарных медицинских услуг на самом предприятии. Другое – в субсидировании или прямой оплате предприятием покупки на рынке необходимых медицинских услуг.

      Медицинские страховые программы предприятия  в Дании распространяются преимущественно на его работников. В основном они не касаются родителей и родственников застрахованных. Охват такими программами иждивенцев ограничивается главным образом неработающими женами, а также детьми в возрасте до 18-19 лет (при продолжении школьной учебы до 21-22 лет). Около 70 млн. человек охвачены корпоративными программами медицинского обслуживания косвенным образом, т.е. в качестве иждивенцев застрахованных работников предприятия.

      Существование развитой системы медицинского страхования  на предприятиях Дании – это результат отсутствия единой государственной системы здравоохранения. Государственное медицинское обслуживание, осуществляемое в минимальных по национальным стандартам пределах, обеспечивается преимущественно бедным и пожилым. Корпоративные программы служат важнейшим источником медицинского обслуживания для экономически активного населения. Ими пользуется порядка 70% населения, охваченного тем или иным видом медицинского страхования. [16]

      На предприятиях Канады врачебная помощь оказывается прямо на рабочем месте, в случае получения работником производственной травмы или в связи с необходимостью профилактики профессионального заболевания. На крупных предприятиях Дании сходные функции выполняют медико-санитарные части. Специализируясь на оказании первичной медицинской помощи, они содействуют со службой охраны труда, особенно в вопросах предотвращения производственного травматизма.

      Однако  основную часть необходимой медицинской  помощи работники предприятия получают за его пределами, посредством компенсации затрат, связанных с потреблением медицинских услуг.

      На  предприятиях Франции медицинское страхование включает стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство. [12]

 

       2) В Канадских крупнейших производственных объединениях применяется практика собственного жилищного строительства. Квартплата, взимаемая с работников предприятия, на порядок ниже, чем при аренде частного жилья. Получение корпоративной квартиры обусловливается многолетней работой на предприятии, положительными производственными характеристиками работника и т.п.

      В Дании жилищные программы осуществляются в виде обеспечения банкам гарантии для предоставления работникам предприятия ссуд, а также выделения им средств на компенсацию материальных затрат в связи с приобретением жилья на частном рынке или его арендой.

      Также возможно прямое предоставление работникам жилья, принадлежащего предприятиям. Получение работниками жилья предприятий происходит, как правило, на бесплатной или частично оплачиваемой основе.

      Французские компании строят свои собственные жилые дома, которые предоставляются некоторым категориям работников.

      В последние годы наряду с предоставлением  предприятием жилья своим работникам на льготных условиях получает распространение  практика выдачи нанимателями кадровым работникам гарантий для долговременных ссуд на строительство или приобретение готового жилья. [11]

      3) Пенсионное обеспечение

      Пенсионное  обеспечение в рамках отдельных  корпораций существует практически  во всех странах с развитой рыночной экономикой.

      В Канаде практикуется несколько видов производственного пенсионного обеспечения. На многих предприятиях есть пенсионный фонд, который образуется преимущественно за счет взносов администрации. Государство участвует в его финансировании, но дотации из госбюджета незначительны. Кроме того, выплата производственной пенсии осуществляется посредством вычетов из заработной платы.

Информация о работе Совершенствование социальной политики предприятия