Совершенствование системы управления земельных ресурсов в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Управление земельными ресурсами субъекта РФ на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, зонированием, разграничением земель, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом, разграничением функций управления недвижимостью между различными ветвями власти, определением норматива платы за землю в зависимости от рыночной стоимости, проведением оценки земель, развитием рынка земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3
1 Система управления земельными ресурсами в России и за рубежом……….4
1.1 Система управления земельными ресурсами в России ...……………….....4
1.2 Система управления земельными ресурсами за рубежом …………………7
1.3 Сравнение систем управления земельными ресурсами в России и за рубежом …………………………………………………...……………………..22
2 Анализ системы управления земельными ресурсами субъекта РФ………..26
2.1 Система управления земельными ресурсами в Краснодарском крае …...26
2.2 Основные проблемы и пути их решения…………………………………..31
3 Совершенствование системы управления земельными ресурсами в Краснодарском крае……………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………...…….37
Список использованной литературы…………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовик ддо.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     В Канаде  пока не существует законов,  устанавливающих ответственность  за нерациональное использование  земельных и других ресурсов  и их деградацию в результате  сверхинтенсивного использования  (чрезмерный выпас скота, усиленное  применение удобрений, гербицидов и т. д.). Для решения этих вопросов правительство принимает специальные программы, создающие определенные стимулы к эффективному хозяйствованию. Так, по принятой в 1989 г. федерально-провинциальной программе «Соглашение по охране почвенных ресурсов» фермерам предоставляют субсидии для вывода из сельскохозяйственного оборота деградированных земель, а соответствующим организациям выделяют средства на картографирование почвенного покрова, проведение научных исследований и для мероприятий в сфере образования [4]. Инвентаризация земель Канады построена по принципу оценки возможностей земель для различных видов их хозяйственного использования и включает: оценку и классификацию земель по возможности их использования в сельском хозяйстве; оценку и классификацию земель по возможности их использования в лесном хозяйстве; определение пригодности земель для рекреационного использования; определение пригодности земель для воспроизводства диких копытных животных и водоплавающих птиц; обзор современного использования земель; социально-экономическую классификацию земель; координирование данных инвентаризации. Инвентаризацию земель в стране осуществляет Канадская служба инвентаризации земель, созданная на основании Закона о реконструкции и развитии сельского хозяйства, находящаяся в ведении Департамента лесного хозяйства и развития сельских местностей. Служба инвентаризации земель является смешанной федерально-провинциальной организацией. Федеральное правительство осуществляет общую координацию работ, научную разработку критериев единой классификации земель, финансирует работы, представляющие общенациональный интерес, тогда как власти провинций ответственны за работу на местах. В работе по инвентаризации земель принимают участие все министерства и ведомства, связанные с использованием природных ресурсов.

            Норвегия. Королевство Норвегия имеет общую площадь 38,7 млн га, материковая часть занимает 32,4 млн га. Сельскохозяйственные угодья составляют всего 3% территории страны, 25% – занято продуктивным лесом, 1% – поселениями, 70% – это горы, болота, озера и другие непродуктивные земли. Более 95% земель государства находится в частной собственности, 80% семей живут в односемейных домах на участке типового размера, приблизительно равного 0,1 га. В стране существует 180 тыс. комбинированных сельскохозяйственных и лесных единиц хозяйствования, но в действительности менее половины этого числа – примерно 60 – 70 тыс. ферм эффективны и являются коммерческими предприятиями. Обычно это мелкие, но высокопродуктивные современные семейные фермы. Очень часто экономическая деятельность фермерского хозяйства объединяет сельскохозяйственное производство, лесоводство и крайне широкий спектр других занятий. Средний размер фермы – 20 га культивируемой земли и 50 га леса. Только 50% владельцев сельскохозяйственной земли были фермерами и примерно 35% всех фермеров дополнительно арендовали землю. Приблизительно 60% всех продуктивных лесных земель – собственность фермеров, и они включены в их земельные участки. Лесные земли арендовать нельзя. Норвегия – одна из стран мира с самыми высокими нормами субсидирования сельского хозяйства. Эквивалент субсидий для производителя составляет примерно 70% (т. е. примерно 70% доходов в ценах производителя субсидируется, включая таможенную защиту от иностранной конкуренции, 25% рыночной цены). Только в Швейцарии эта норма выше; например, в Польше норма составляет 28%, в США – 16%.

          В Норвегии управляют земельными  ресурсами и поддерживают рынок  земли с помощью двух общественных  реестров: поземельной книги, основанной на деятельности 87 судов первой инстанции, каждый из которых обслуживает 3 – 4 района; кадастра, пополняемого сведениями из 435 муниципалитетов (коммун). Продажа земель фермерских хозяйств строго регулируется, чтобы избежать фрагментации земельных участков в соответствии с требованиями Закона о концессиях. Условия закрепления за владельцами квартир и секций зданий, юридических операций при совместном владении имуществом определены в Законе о совместном владении. Ипотечный закон предусматривает условия для регистрации ипотечного залога. Закон о налогообложении и закон о налогообложении местной собственности содержат правила оценки и налогообложения собственности. В Норвегии зонирование территории для оценки земель в целях налогообложения не применяют. Поэтому для районов и зон нет стандартных оценок участков земель. Каждый земельный участок оценивают индивидуально в соответствии с его экономической значимостью. Классифицированы только пахотные и лесные угодья, что позволяет составлять проекты консолидации земель и осуществлять обмен землями сельскохозяйственного назначения между собственниками с учетом оценки их качества.

        Система планирования использования земель и их охраны в Норвегии во многом аналогична европейским странам. В городах имеются генеральные планы развития территории, а муниципальные власти заботятся о разработке планов использования и охраны своих земель. Учитывая то, что во многих районах (коммунах) земля не является дефицитной и плотность населения невысока, такие планы решают в первую очередь задачи, обусловленные необходимостью развития инфраструктуры и поддержания экологической устойчивости территории. В сельской местности главная задача планирования – консолидация земель. В густонаселенных территориях планирование использования земель применяют как рычаг регулирования земельного оборота и земельного рынка. Так, в некоторых случаях планированием землепользования регулируют число определенного типа пользователей земли таким образом, чтобы предложение земельных участков было ограниченным. Это увеличивает рост цен на них.

     Франция (Французская Республика) – высокоразвитое западноевропейское индустриально-аграрное государство. Основные производители сельскохозяйственной продукции – крупные крестьянские хозяйства (от 20 до 100 га земель), хотя численно преобладают мелкие и средние фермы. Крупные крестьянские хозяйства используют в основном собственный семейный труд, хотя в напряженные периоды полевых работ могут привлекать и наемных рабочих. Сельскохозяйственная освоенность территории – 54,3%, распаханность – 32%. Леса и кустарники занимают 27% общей площади, луга и пастбища – 22% . В ряде регионов страны действуют также региональные органы управления, принимающие решения, действующие для ряда департаментов. Местное управление сосредоточено в коммунах, их число составляет 36 тыс. Земельная политика, развитие земельной собственности и землеустройство во Франции во многом типичны для ряда западноевропейских стран (Италии, Испании, Португалии, Германии). Площадь пашни составляет 18,32 млн га, из них более 1,9 млн (10,4%) находится под паром в результате мер, принятых Европейским Союзом для сокращения производства зерновых, масличных и других культур. Под многолетними насаждениями (садами, виноградниками) занято 1,2 млн га, под постоянным залужением находится 10,6 млн га из 30,2 млн га сельскохозяйственных угодий. Земли сельскохозяйственного назначения почти полностью являются собственностью физических лиц. Более 40% лесов и застроенных территорий принадлежит юридическим лицам (государству, публичным учреждениям, местным административно-территориальным образованиям).

         Более 60% обрабатываемых земель  крестьяне используют на праве  аренды, менее 40% – на праве  собственности. 

     Особенность  французской экономики – высокая степень государственного монополистического капитализма, что наиболее отчетливо проявляется в наличии крупного государственного сектора и общенациональном экономическом планировании. Однако существующее во Франции социально-экономическое планирование имеет в основном индикативный характер, т. е. устанавливаемые показатели не являются обязательными для частного сектора. В области регулирования землепользования планирование – более жесткое действие. Оно служит механизмом перераспределения земель, как правило, в общественных интересах, а также защиты сельскохозяйственных, лесных и других территорий от нерационального использования, необоснованного изъятия для нужд промышленности, транспорта, растущих городов и других поселений и т.п. Кроме того, планирование использования земель обеспечивает возможность развития рекреационных территорий, охрану земель от деградации, эрозии и других неблагоприятных процессов.

     Планирование  использования земель во Франции  имеет несколько уровней: государство,  регион, департамент района и коммуна (муниципалитет). Основой государственного планирования служит земельная политика, находящаяся под влиянием директив Европейского Союза и вырабатываемая органами государственной власти. Эта политика определяется соответствующими законами. Земельную политику в странах Европейского Союза регулирует европейское сообщество. Интегрированные экономические цели ЕС, общий рынок и экономическое пространство диктуют необходимость установления квот при производстве продовольствия, сельскохозяйственного сырья для промышленности, древесины и т. п., что в итоге определяет правовой режим землепользования, состав земельных угодий, площади консервируемых земель, объемы мелиоративных и природоохранных мероприятий, размеры дотаций фермерам при выводе земель из сельскохозяйственного оборота и т.п.

     Внутренняя  земельная политика Франции ориентирована  прежде всего на регулирование  градостроительной деятельности  и рациональное использование  земель, их охрану. Земельную политику  и их территориальную привязку осуществляют через специальную земельную документацию, имеющую вид различных планов обустройства территории. Планы делят на генеральные, составляемые, как правило, на регион; районные, имеющие вид основных директивных схем и разрабатываемые на несколько коммун; местные (муниципальные), составляемые на территорию одной коммуны. Генеральные и районные планы обустройства территории разрабатывают на срок 15 – 25 лет, местные – 5 – 15 лет. Базой для любого плана служит зонирование, при котором всю землеустраиваемую территорию делят на зоны: сельскохозяйственную, лесную, застроенную, первоочередной застройки для индивидуальных и общественных целей и т.д. После публичного обнародования таких планов при наличии положительного общественного мнения их утверждают, и они обязательны для исполнения. План обустройства территории коммуны является основным документом при планировании рационального использования и охраны земли в этом административно-территориальном образовании.

          Зонирование определяет и процессы ценообразования. Например, если участок сельскохозяйственных земель попадает в зону изменения целевого назначения и на нем возможно в дальнейшем строительство, то его цена возрастает в несколько раз. В отличие от других стран, где система регистрации земель, земельного кадастра и землеустройства в основном приближена к англосаксонскому или западноевропейскому (прусскому, шведскому) типам, во Франции исторически сложилась своя, довольно сложная система управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, в которой переплетены функции министерств финансов и юстиции, сельского хозяйства, снабжения, транспорта и жилья, налоговых и природоохранных служб, различных ассоциаций и профессиональных союзов, местных земельных органов и т.п. Земельную, градостроительную и жилищную политику Франции координирует Министерство снабжения, транспорта и жилья, руководимое министром снабжения, транспорта и жилья и государственными секретарями по жилью и туризму. В каждом департаменте имеются Генеральные дирекции или Управления обустройства территории, снабжения, транспорта и жилья, в которых действуют отделы, курирующие земельные вопросы, крупные дорожные и транспортные проекты, зонирование территории, оперативное городское устройство и планирование, горную планировку (использование земель в горных районах), прибрежное землеустройство, охрану земель и вод, подготовку проектов землеустройства.

          Землеустроительные работы базируются  на данных французского земельного  кадастра с регистром дел, который  решает задачи, связанные с налогообложением (оценкой земель и обоснованием размеров земельного налога), учетом земель, идентификацией и описанием земельных участков – парцелл, установлением землевладельцев и землепользователей, составлением кадастровых планов. Работы по земельному кадастру организует в стране Генеральная дирекция налоговых служб, налоговых и земельных операций, расположенная в Париже, а в каждом департаменте – отдельные дирекции налоговых служб. Основными подразделениями дирекции налоговых служб являются: налоговые центры, кадастровые инспекции, земельные отделы, службы налогообложения. Деятельность по организации рационального использования и охране земли строят на основе проектов землеустройства, которые разрабатывают различные компании. К числу основных относятся общества по землеустройству и сельскому обустройству территории. Организацией использования земли занимаются также государственные учреждения национальных парков (в горных районах), региональные центры лесной собственности, региональные отделения конхили-культуры (ракушечников) в прибрежных районах и др. При землеустройстве сельскохозяйственных предприятий во Франции руководствуются следующими требованиями: во избежание дробления семейной фермы на мелкие участки в случае смерти ее владельца определена необходимость сохранения хозяйства в неразделимом виде и возможность его преимущественного приобретения одним из наследников. В случае, если это условие невыполнимо, законом установлена возможность создания сельскохозяйственного земельного объединения между сонаследниками; для стимулирования создания фермерских хозяйств оптимального размера в стране используют специальный норматив минимальной площади в сельском хозяйстве. Его устанавливают на общенациональном уровне постановлением министра сельского хозяйства и пересматривают каждые 5 лет. По регионам страны размер этого норматива (коэффициента) может незначительно отклоняться от общенационального.

          В целях выполнения государственной  земельной политики, направленной  на «гармоничное развитие и равновесие между городскими и сельскими территориями», в стране предусматриваются: возрождение и развитие сельских зон, создание и улучшение инфраструктуры сельских населенных мест (дорог, телекоммуникаций, учебных заведений, консультационных центров и др.); новое зонирование сельских территорий с усилением поддержки хозяйств в зонах с неблагоприятными условиями землепользования; восстановление государственных служб в сельских зонах; дифференциация и усиление средств финансового и налогового вмешательства для поддержки сельских товаропроизводителей; для адаптации фермерских хозяйств к новым социально-экономическим условиям и усиления природоохранной направленности их деятельности поощряется разработка «проектов аграрных предприятий», в которых существенное влияние уделяют организации рационального использования и охране земель; Национальный Закон об ориентации территориального устройства и развития провозглашает принципы равноправного развития всех территорий страны. В отличие от Закона о земельной ориентации от 30 декабря 1987 г., где сельские территории рассматривают как «неиспользуемый земельный резерв», в последнем законе предусматривают комплексное развитие сельских территорий на основе планов и проектов обустройства земель и их охраны. Этому способствует также и Закон об усилении охраны окружающей среды. В конце 90-х годов государство констатировало, что проводимая в предшествующие 30 лет политика территориального устройства и регионального развития недостаточно эффективна и не обеспечила рациональное использование и охрану земель. Это определило современную земельную политику Франции, опирающуюся на землеустроительные мероприятия и гармоничное развитие всех территорий.

          Китай (Китайская Народная Республика) – преимущественно горная страна. Всего 30% его территории находится ниже 1000 м над уровнем моря. Сельскохозяйственная освоенность территории – 57,1%, распаханность – 15,1%. По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает ведущее место в мире. Посевная площадь составляет 145 млн га, из которых почти треть орошают. Земельная реформа в Китае стала основой сельскохозяйственного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и государственной политики в целом. Современные земельные отношения и землеустройство в Китае базируются на основе скорректированного законодательства, четкой государственной системы управления земельными ресурсами, которую осуществляет недавно созданное Министерство земли и природных ресурсов. Оно отвечает за земельные и водные ресурсы (включая моря), а также за недра, имеет центральный аппарат и территориальные органы во всех провинциях, городах и поселках. В структуру Министерства земли и природных ресурсов КНР входят: партийный комитет, канцелярия, отделы службы, секретариата и управления архивами, общий, управления информацией, прессы, жалоб и безопасности, административно-финансовый, а также следующие департаменты: политики и законодательства (4 отдела); планирования с отделами общего планирования и статистики, планирования землепользования, предложения, земель, минеральных и морских ресурсов; финансирования (4 отдела); защиты обрабатываемых земель с отделами сельскохозяйственного землеустройства, приобретения земель, развития земель, общих вопросов; кадастрового управления с отделами регистрации земель, управления правами землепользования, земельных изысканий, мониторинга земель и статистики; управления землепользованием с отделами оценки земли и управления земельной рентой, управления земельной собственностью, земельным рынком, землепользованием для строительных целей; управления добычей полезных ископаемых (4 отдела); минеральных ресурсов и резервов (7 отделов); геологической разведки (4 отдела); по надзору за выполнением законодательства (4 отдела); международного сотрудничества, науки и технологии (4 отдела); кадров и образования (4 отдела). На Министерство земли и природных ресурсов КНР в области регулирования земельных отношений возложены также функции управления земельной собственностью и ее оценки, управления земельным рынком и землепользованием для строительных целей, проведения земельных изысканий и организации мониторинга земель, землеустройства на сельскохозяйственных территориях, планирования, развития и управления правами землепользования и др.

Информация о работе Совершенствование системы управления земельных ресурсов в Краснодарском крае