Совершенствование системы управления земельных ресурсов в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Управление земельными ресурсами субъекта РФ на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, зонированием, разграничением земель, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом, разграничением функций управления недвижимостью между различными ветвями власти, определением норматива платы за землю в зависимости от рыночной стоимости, проведением оценки земель, развитием рынка земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3
1 Система управления земельными ресурсами в России и за рубежом……….4
1.1 Система управления земельными ресурсами в России ...……………….....4
1.2 Система управления земельными ресурсами за рубежом …………………7
1.3 Сравнение систем управления земельными ресурсами в России и за рубежом …………………………………………………...……………………..22
2 Анализ системы управления земельными ресурсами субъекта РФ………..26
2.1 Система управления земельными ресурсами в Краснодарском крае …...26
2.2 Основные проблемы и пути их решения…………………………………..31
3 Совершенствование системы управления земельными ресурсами в Краснодарском крае……………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………...…….37
Список использованной литературы…………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовик ддо.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО Кубанский  государственный технологический  университет

Кафедра производственного  и регионального менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Теория управления

На тему: Совершенствование системы управления земельных ресурсов в Краснодарском крае

 

Выполнила: студентка  группы 10-ДГУ-1  

Чувырова Анастасия  Евгеньевна   

Факультет дополнительного образования 

Специальность 080504-Государственное  

и муниципальное  управление         

Руководитель  курсовой работы: профессор 

                                                 Каф. ПиРМ Беляев Юрий Михайлович  

Допущен к защите:     

Защищена:    Оценка:   

                                                    Члены комиссии: профессор                         

                                    Каф. ПиРМ Беляев Юрий Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2012 
Содержание

 

Введение………………………………………………………...…………………3

1 Система управления земельными ресурсами в России и за рубежом……….4

1.1 Система управления земельными ресурсами в России ...……………….....4

1.2 Система управления земельными ресурсами за рубежом …………………7

1.3 Сравнение систем управления земельными ресурсами в России и за рубежом …………………………………………………...……………………..22

2 Анализ системы управления земельными ресурсами субъекта РФ………..26

2.1 Система управления земельными ресурсами в Краснодарском крае …...26

2.2 Основные проблемы и пути их решения…………………………………..31

3 Совершенствование системы управления земельными ресурсами в Краснодарском крае……………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………...…….37

Список использованной литературы…………………………………………..38 
     Введение

 

  Управление земельными ресурсами субъекта РФ на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, зонированием, разграничением земель, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом, разграничением функций управления недвижимостью между различными ветвями власти, определением норматива платы за землю в зависимости от рыночной стоимости, проведением оценки земель, развитием рынка земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Чтобы найти пути совершенствования системы управления земельными ресурсами Краснодарского края, необходимо иметь четкое представление о нынешнем состоянии земельной политики в стране, сравнить соответствующий опыт зарубежных стран, рассмотреть проблемы данного субъекта РФ. От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы, будет зависеть градостроительная, социальная и бюджетная политика края в области системы управления земельными ресурсами.

  
1 Система управления земельными ресурсами в России и за рубежом

 

    1. Система управления земельными ресурсами в России

 

          Земельный фонд страны является важнейшей составной частью национального богатства и окружающей среды. Национальное богатство состоит из экономических объектов, существенный признак которых - возможность получения их собственниками экономической выгоды. Поэтому для земельных ресурсов, входящих в систему национального богатства и являющихся экономическим активом, характерны признаки прочих составных частей национального богатства: в отношении их институциональные единицы осуществляют права собственности - индивидуально или коллективно; собственники этого актива получают экономическую выгоду в результате владения ими или использования их в течение определенного времени.

При этом государство  выступает как хозяйствующий  субъект, использующий свой земельный  ресурс для получения выгоды в виде ренты. Одновременно земля является уникальным природным ресурсом, занимающим определяющее место в системе материальных условий жизнедеятельности людей. Плодородный слой земли - основа для ведения сельского хозяйства, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы, находящиеся на земле, являются условием существования людей. Земля выполняет важнейшие функции - выступает как средства труда в сельском хозяйстве и как пространство для размещения зданий, сооружений и пр. Указанные особенности земли предопределяют специфику земельных отношений, выступающих как система, которая постоянно находится в движении и видоизменяется и которая регулируется государственными институтами.

Главная задача в управлении земельными ресурсами страны состоит в создании такой системы институтов, которая способствовала и вынуждала бы землепользователей наиболее полно и рационально использовать плодородие земли, максимально использовать новейшие достижения науки и техники в целях получения наивысшей урожайности всех культур с наименьшими затратами на единицу продукции. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

1. Предприятия,  хозяйства и организации используют  землю в разных целях и обладают  рядом хозяйственно-экономических  признаков земли (характер собственности,  владения, пользования, приемы возделывания, продуктивность, интенсивность и эффективность использования и т.п.), а также признаков естественно-исторического состояния земельных участков (размер, форма, свойства, биологические процессы, протекающие в почве).

2. Участки земли  бывают разного вида (контуры, поля, территории, разновидности, подтипы и типы почв и т.п.) и, помимо свойств хозяйственной организации их использования, тоже обладают комплексом признаков, обобщение которых позволяет получить сводную характеристику уже не предприятий и хозяйств, как в первом случае, а самой земли.

3. Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, однако отсутствие стоимостной оценки этой важнейшей части национального богатства, десятилетия хозяйствования при бесплатности использования земли, несовершенство земельного законодательства привели к ее неэффективному, нерациональному использованию, занижению размера национального богатства РФ в целом. Недостатки земельного законодательства в части оценочной деятельности не позволяют вовлечь земельные участки в полноценный хозяйственный оборот, интенсивно использовать ее как актив предприятий и в конечном счете повысить инвестиционную привлекательность земли.

В этих условиях система управления земельными ресурсами страны должна обладать дополнительной проработанностью и гибкостью. Право собственности на землю, ее стоимость и использование тесно взаимосвязаны. Каждый компонент земли требует рационального управления. Система управления земельными ресурсами может обеспечивать порядок и стабильность в обществе через установление гарантий не только для землевладельцев и их партнеров, но и для национальных или международных инвестиционных и кредитных компаний, предприятий, а также для правительства. Каждая страна создает собственную систему управления недвижимостью, которая отвечает ступени ее экономического развития, общественным отношениям, историческим традициям, отношению к вопросам собственности и т.п., регистрация прав относительно недвижимости является одним из важнейших ее элементов.

 

1.2 Система  управления земельными ресурсами  за рубежом

 

В течение своего существования  и развития каждое государство накопило огромный опыт в регулировании процесса управления земельными ресурсами. Для обеспечения качественной земельной политики в Российской Федерации, целесообразно изучить зарубежный опыт, чтобы определить наиболее эффективные и рациональные пути совершенствования системы управления земельными ресурсами.

Канада по количеству обрабатываемых земель занимает пятое место в мире. Землеобеспеченность составляет 33,3 га общей площади на человека, в том числе 2,42 га – сельскохозяйственных угодий и 1,5 га – пашни. В сельской местности проживает 20% населения, в городах – 80%, при этом уровень жизни населения один из самых высоких в мире. Большая часть земель Канады (90,3%) находится в государственной собственности.

     Государственное  землевладение представлено федеральным  и провинциальным уровнями. В  частной собственности находится  9,7% всех земель, из них почти  75% занимают фермерские хозяйства. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения (около 98%) находится в частной собственности, остальные представляют федеральный резерв или состоят в ведении Фермерской кредитной корпорации. Основой реализации прав земельной собственности и гарантированной со стороны государства возможности защитить и сохранить эту собственность является система государственных мероприятий по учету и оценке земель, регистрации землевладений и землепользований, планированию и организации использования земель. Учет земель в Канаде осуществляют на основе законодательства провинций и местных структур управления. Провинциальные системы регистрации земли и иной недвижимости относятся к двум основным типам. Первый тип регистрации земельных участков – «система Торренса», которая кроме регистрации гарантирует от имени государства и права собственника на землю. Запись о регистрации земель проводят в этом случае по заявлению заинтересованного лица, от которого требуется представление всех документов, касающихся его прав и лежащих на участке обременений, а также подробного плана участка. Запись о регистрации осуществляют по истечении определенного срока, который варьирует в пределах от 1 месяца до трех лет, в течение которого принимают меры для оповещения лиц, имеющих интерес к участку, подлежащему регистрации. Если со стороны таких лиц последовал протест против регистрации, то сделку приостанавливают вплоть до рассмотрения претензии в судебном порядке. По окончании предварительного производства составляют аттестат права (титул), в который вносится имя собственника, название местности, ее месторасположение, площадь и границы, все обременения, лежащие на данном земельном участке. Для учета государственных земель Министерство охраны природы, земель и парков ведет специальный реестр. Второй тип систем регистрации земель в Канаде представляет собой только непосредственную регистрацию земель и общественное уведомление о ней. Провинции Канады различаются также и по способам кодификации земельных участков. Ежегодно на регистрацию земельной недвижимости и сделок с ней расходуются значительные денежные средства. Учет и регистрация земель в Канаде, а также землеустройство поддерживаются федеральными законами и основными земельными законами провинций.  

     Вопросы природоохранного  землепользования регулируются специальными законами и органами исполнительной власти. Так, на федеральном уровне действует Министерство окружающей среды, которому с 1988 г. канадским законом по охране окружающей среды даны широкие полномочия по контролю загрязнения, осуществлению научных исследований и формулированию различных норм в области использования земельных и других природных ресурсов. Большинство провинций издало нормативные правовые акты, позволяющие Министерству окружающей среды устанавливать различную меру ответственности за загрязнение. Если лицо, непосредственно допустившее загрязнение, не установлено, ответственность возлагается на его преемника как собственника имущества, причинившего ущерб. Финансовые институты считают этот риск намного более значительным, чем обычный кредитный риск, и требуют при предоставлении фермерам кредитов проведения экологического аудита всей их собственности.

     Планирование  использования земель в Канаде  имеет несколько уровней: федеральный,  провинциальный, местный. Планированием использования земель на местном уровне в Канаде занимаются Советы муниципалитетов. Они проводят зонирование территории, выделяя промышленные, жилые, коммерческие, рекреационные и иные зоны. Владелец земельного участка обязан согласовывать свои намерения по строительству жилых зданий и других сооружений с Советом муниципалитета и планом зонирования территории (планом использования земель), которые исходят из приоритета общественных интересов перед интересами отдельного земельного собственника. При этом Совет муниципалитета вправе запретить то или иное строительство в данной местности, если оно не соответствует утвержденным планам, градостроительным, архитектурно-планировочным и другим требованиям или изменяет целевое использование земельного участка.

     В Канаде предусмотрена также возможность принудительного изъятия земель, но только в целях развития поселений и улучшения социальных условий землепользования, например, для строительства дорог, школ, мест рекреации и др. Основной принцип изъятия земельных участков – компенсация стоимости земли ее владельцу с учетом расходов на переезд. Принудительное изъятие земель может быть проведено по инициативе муниципалитетов с предварительным согласованием с землевладельцем всех условий операции. Для этого обеспечивается полная гласность планов местных властей по реконструкции региона, поиск и предоставление нового участка, удовлетворяющего владельца. Землевладелец вправе требовать через суд возмещения убытков и потерь, связанных с экспроприацией земельного участка.

Информация о работе Совершенствование системы управления земельных ресурсов в Краснодарском крае