Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определить проблемы в управлении ЖКХ, предложить рекомендации по реформированию системы ЖКХ, а также выяснить современные тенденции развития и на этой основе разработать основные направления совершенствования системы управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в России
История формирования ЖКХ
Современное состояние российского жилищно-коммунального хозяйства
Проблемы функционирования жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне
ГЛАВА 2. Организация обслуживания населения коммунальными услугами на примере «Домоуправляющей компании Канавинского района»
2.1. Структура
2.2. Жилищно-коммунальное обслуживание населения
2.3. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги
ГЛАВА 3.Совершенствование системы управления обслуживания населения коммунальными услугами
3.1. Схема построения взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве
3.2. Внедрение новых технологий
3.3. Стимулирование самоорганизации собственников многоквартирных домов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Анализ состояния жилищно-коммунального
хозяйства в России
ГЛАВА 2. Организация обслуживания населения коммунальными услугами на примере «Домоуправляющей компании Канавинского района»
2.1. Структура
2.2. Жилищно-коммунальное обслуживание населения
2.3. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги
ГЛАВА 3.Совершенствование системы управления обслуживания населения коммунальными услугами
3.1. Схема построения взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве
3.2. Внедрение новых технологий
3.3. Стимулирование самоорганизации собственников многоквартирных домов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Важной
сферой жизнедеятельности
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время в обществе все более усиливается социальная напряженность, обусловленная реформированием ЖКХ, при котором остается низким качество услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентных отношений, отсутствуют стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции. И как следствие, неэффективная работа предприятий, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Качественное совершенствование ЖКХ требует исследования теоритических и практических основ, выявление особенностей управления сферой в конкретном регионе с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами.
Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального хозяйства стала очевидной, поскольку отрасль включает в себя предприятия, деятельность которых напрямую связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах, то она сама оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в стране и, прежде всего, на формирование бюджетов муниципальных образований.
Целью данной курсовой работы является определить проблемы в управлении ЖКХ, предложить рекомендации по реформированию системы ЖКХ, а также выяснить современные тенденции развития и на этой основе разработать основные направления совершенствования системы управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
Предметом
исследования являются проблема управления
и реформирования системы ЖКХ, социально-экономические
процессы и отношения управления, возникающие
по поводу совершенствования функционирования
ЖКХ. Объектом исследования является жилищно-коммунальное
хозяйство как система.
ГЛАВА
1. Анализ состояния
жилищно-коммунального
хозяйства в России
Иногда глядя на процессы, происходящие в нашей стране, да и, наверное, во всём мире, хочется лишь вспомнить поговорку о том, что история учит людей тому, что она ничему не учит. Слишком уж часто мы натыкаемся на одни и те же грабли, и иногда, увы – в общегосударственном масштабе.
А ещё бывает, что мы напрочь забываем те положительные примеры реформ, которые могли бы быть актуальны и сейчас. Нынешняя реформа ЖКХ воспринимается большинством населения как нечто уникальное, какая-то небывальщина и даже бессмыслица.
А ведь
в истории России эта реформа
не первая. Чтобы сделать правильные выводы
о том, что происходит в жилищно-коммунальном
хозяйстве сейчас, посмотрим, что же было
в нашем ещё недавнем прошлом.
Одним
из важнейших направлений
В течение
длительного времени жилищная сфера
городов и муниципальных
Бурный
процесс развития муниципальных образований
и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ
вв. был резко прерван в период революции
и разразившийся вслед за ней гражданской
войны. Более того, многие муниципальные
образования и города, особенно малые,
пришли в упадок. Практически все системы
хозяйства муниципальных образований
оказались разрушенными, а население бежало
в большие города, на юг или влачило жалкое
существование и просто вымирало. Жилой
фонд фактически был брошен на произвол
судьбы. В начале 20-х годов в советском
государстве был осуществлен переход
к новой экономической политике (нэпу),
суть которого заключалась в частичном
возврате к рыночным механизмам, допущении
различных хозяйственных укладов в городе
и на селе, а также в проведении успешной
финансовой реформы и восстановлении
твердой российской валюты (червонца).
Определенное экономическое оживление
и некоторое упорядочение общественной
жизни создали условия для возрождения
малых городов и муниципальных образований
и как следствие восстановления жилищного
фонда, коммунальных систем. Для решения
хозяйственных вопросов в составе НКВД,
пришедшего на смену ВЧК, было создано
управление коммунального хозяйства,
которое и взяло на себя функции координатора
восстановления жилья и коммунальных
объектов в городах и муниципалитетах.
Допускались различные формы собственности
на жилье и коммунальные объекты, восстановлена
квартплата за пользование жилищно-коммунальными
услугами. В 1926 – 1928 гг. были приняты важные
решения по введению обоснованной системы
оплаты, а жилье и коммунальные услуги,
которая являлась сравнительно прогрессивной
для того времени, так как учитывала не
только количество жилья и потребляемых
услуг, но и качественный параметры жилых
помещений, а также уровень дохода жителей.
Развивались децентрализованные системы
коммунального управления и жилищные
товарищества, что было вполне целесообразным
в рамках существующего государственного
строя. Но уже в конце 20-х годов началось
административное сворачивание новой
экономической политики по всем направлениям,
включая и жилищную сферу. На данном этапе
наиболее характерным было становление
жесткой командно-административной системы,
в рамках которой не допускались альтернативные
формы собственности и хозяйственные
уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной
формы собственности на селе ничего не
решало, так как служило лишь пропагандистским
прикрытием тоталитарной сути государства.
Административные методы управления стали
преобладать и в жилищной сфере. Система
управления в жилищном хозяйстве строилась
на принципе двойного подчинения: центральным
органам власти и местным Советам в лице
соответствующих исполкомов городов и
районов. Важнейшие ресурсы и реальные
рычаги власти находились у государства,
которое распоряжалось ими через систему
ведомств под контролем и руководством
Коммунистической партии. В данной схеме
четко прослеживается строгая подчиненность
предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим
управленческим звеньям с выделением
их ведомственного звена:
Дееспособность
данной системы основывалась на праве
директивного централизованного
В то же время советская система остро
нуждалась в промышленных и военно-вспомогательных
центрах городского типа, и поэтому уже
в 30-е годы города получают определенное
развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая
в послереволюционный период, опять стала
набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского
населения составил уже 33% от общей численности
населения страны. Получило определенное
развитие и жилищно-коммунальное хозяйство,
но это развитие касалось, прежде всего,
крупных столичных городов.
Период
40-х годов характеризовался громадными
разрушениями во время Отечественной
войны 1941-1945 гг и восстановлением разрушенного
хозяйства, в том числе жилищного фонда
и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг.
Уровень жилищно-коммунального и бытового
обслуживания населения оставался низким,
а обеспеченность жильем составила в 1950
г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу
населения, что соответствовало уровню
жилищной обеспеченности в 1917г. и явно
не отвечало потребностям.
В 50-е годы начался самый длительный и
достаточно последовательный этап развития
жилищной сферы и коммунальных систем
в советское время, который по неумолимой
логике истории оказался завершающим
этапом функционирования советского государства.
Наиболее характерной чертой в данной
области была тенденция урбанизации, которая
с некоторыми естественными колебаниями
сохранилась вплоть до начала 90-х годов,
когда бурные процессы перестройки затормозили
урбанистические процессы. Так, если в
1859 г. удельный вес численности городского
населения в общей численности страны
составил 5,7%, в 1897 г. – 13, в 1940 г. – 33, то
в 1990 г. – 66%, т.е. две трети населения страны
стало проживать в городах и поселках
городского типа, а городской образ жизни
стал преобладающим. Уже в первой половине
50-х годов, когда холодная война набирала
силу было начато строительство добротных
зданий, в прилегающих приграничных и
пригородных территориях. После принятия
в 1957 г. известного Постановления ЦК КПСС
о переходе к типовому проектированию
и строительству в стране начался строительный
бум. Возникали новые города и как следствие
военной инфраструктуры муниципальные
образования, расширялись действующие,
активно сооружались объекты городского
хозяйства. Именно на этом этапе возникла
новая технология индустриального домостроения,
предусматривающая производство строительных
деталей и конструкций в заводских условиях
и достаточно быстрый монтаж зданий на
строительной площадке. Указанная технология
и громадный объем привлеченных ресурсов
позволили существенно нарастить объемы
строительного производства и довести
среднюю обеспеченность жильем до 10 кв.м.
в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г. Постоянный дефицит
ресурсов и их крайне неэффективное использование,
отсутствие реальных экономических взаимоотношений
между системой управления, производителями
и потребителями в жилищной сфере, низкая
квалификация кадров, крайне неэффективное
управление, бесхозяйственность, неоправданные
потери ресурсов и другие аспекты свидетельствовали
о неблагополучном положении в жилищной
сфере. Осознавая такую ситуацию, руководство
страны предпринимало попытки улучшить
положение дел в строительстве и эксплуатации
жилья и коммунальных систем. Но все они
оказались неудачными, так как затрагивали
лишь отдельные элементы хозяйственного
механизма в данной сфере, не меняя его
по существу. В самом начале 90-х годов наступил
переходный период в развитии жилищной
сферы. Его характерные черты: