Совершенствование системы управления обслуживания населения коммунальными услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определить проблемы в управлении ЖКХ, предложить рекомендации по реформированию системы ЖКХ, а также выяснить современные тенденции развития и на этой основе разработать основные направления совершенствования системы управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в России
История формирования ЖКХ
Современное состояние российского жилищно-коммунального хозяйства
Проблемы функционирования жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне
ГЛАВА 2. Организация обслуживания населения коммунальными услугами на примере «Домоуправляющей компании Канавинского района»
2.1. Структура
2.2. Жилищно-коммунальное обслуживание населения
2.3. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги
ГЛАВА 3.Совершенствование системы управления обслуживания населения коммунальными услугами
3.1. Схема построения взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве
3.2. Внедрение новых технологий
3.3. Стимулирование самоорганизации собственников многоквартирных домов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая ориг.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ   
ГЛАВА 1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в России

    1. История формирования ЖКХ
    2. Современное состояние российского жилищно-коммунального хозяйства
    3. Проблемы функционирования жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне

ГЛАВА 2. Организация обслуживания населения коммунальными услугами на примере «Домоуправляющей компании Канавинского района»

2.1. Структура

2.2. Жилищно-коммунальное  обслуживание населения

2.3. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

ГЛАВА 3.Совершенствование  системы управления обслуживания населения коммунальными услугами

3.1. Схема построения взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве

3.2. Внедрение  новых технологий

3.3. Стимулирование самоорганизации собственников многоквартирных домов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Важной  сферой жизнедеятельности человеческого  общества является жилищно-коммунальное хозяйство. Человек с его потребностями в благоустроенном проживании, порождает необходимость осуществления процесса устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Система ЖКХ должна работать с учетом требований населения, которое оплачивает услуги. В ходе преобразований накоплен большой опыт, благодаря этому существуют предпосылки успешного проведения социально-экономических реформ в России. За этот период была сформирована законодательная и нормативно-методическая база, ставшая фундаментом для перехода этой сферы на рыночные принципы хозяйствования и укрепления социально-экономической составляющей ЖКХ, в котором сконцентрированы интересы практически всего населения страны.

Тема  данной курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время  в обществе все более усиливается  социальная напряженность, обусловленная  реформированием ЖКХ, при котором  остается низким качество услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентных отношений, отсутствуют стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции. И как следствие, неэффективная работа предприятий, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Качественное совершенствование ЖКХ требует исследования теоритических и практических основ, выявление особенностей управления сферой в конкретном регионе с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами.

Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального  хозяйства стала очевидной, поскольку отрасль включает в себя предприятия, деятельность которых напрямую связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах, то она сама оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в стране и, прежде всего, на формирование бюджетов муниципальных образований.

Целью данной курсовой работы является определить проблемы в управлении ЖКХ, предложить рекомендации по реформированию системы  ЖКХ, а также выяснить современные  тенденции развития и на этой основе разработать основные направления совершенствования системы управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:

  1. Проследить историю формирования жилищно-коммунального хозяйства
  2. Анализ современного состояния жилищно-коммунальной отрасли
  3. Выявить проблемы функционирования ЖКХ на региональном уровне
  4. Выявить особенности работы ЖКХ на примере «Домоуправляющей Компании Канавинского района»
  5. Проследить методику управления тарифами в сфере ЖКХ
  6. Определить направления совершенствования управления ЖКХ в регионе

Предметом исследования являются проблема управления и реформирования системы ЖКХ, социально-экономические процессы и отношения управления, возникающие по поводу совершенствования функционирования ЖКХ. Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство как система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Анализ состояния  жилищно-коммунального  хозяйства в России 

    1. История формирования ЖКХ.

Иногда  глядя на процессы, происходящие в  нашей стране, да и, наверное, во всём мире, хочется лишь вспомнить поговорку о том, что история учит людей тому, что она ничему не учит. Слишком уж часто мы натыкаемся на одни и те же грабли, и иногда, увы – в общегосударственном масштабе.

А ещё  бывает, что мы напрочь забываем те положительные примеры реформ, которые могли бы быть актуальны и сейчас. Нынешняя реформа ЖКХ воспринимается большинством населения как нечто уникальное, какая-то небывальщина и даже бессмыслица.

А ведь в истории России эта реформа  не первая. Чтобы сделать правильные выводы о том, что происходит в жилищно-коммунальном хозяйстве сейчас, посмотрим, что же было в нашем ещё недавнем прошлом. 

Одним из важнейших направлений социально-экономических  преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Основу жилищной сферы муниципального образования составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания. Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома
  • государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности
  • муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений
  • общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений
  • коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений

    В течение  длительного времени жилищная сфера  городов и муниципальных образований  находилась в составе государственного сектора экономики, получив в  советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

     Бурный процесс развития муниципальных образований и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие муниципальные образования и города, особенно малые, пришли в упадок. Практически все системы хозяйства муниципальных образований оказались разрушенными, а население бежало в большие города, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы. В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).  
    Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения малых городов и муниципальных образований и как следствие восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах и муниципалитетах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами. В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу. На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере. Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена:

    • Совет Министров СССР
    • Совет Министров республики
    • Министерство ЖКХ республики
    • Управление ЖКХ города
    • Управление ЖКХ ведомства (союзного, республиканского)
    • Ведомственные предприятия ЖКХ
    • Исполком области (края)
    • Исполком города
    • Предприятия ЖКХ местных советов
    • Управление ЖКХ региона (области, края)

Дееспособность  данной системы основывалась на праве  директивного централизованного распределения  ресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы  развития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицах союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств на строительство зданий или системы очистных сооружений, так и вопросов проведения капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных дотаций. 
В то же время советская система остро нуждалась в промышленных и военно-вспомогательных центрах городского типа, и поэтому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось, прежде всего, крупных столичных городов.

Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 гг и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг.  Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям.  
В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время, который по неумолимой логике истории оказался завершающим этапом функционирования советского государства. 
Наиболее характерной чертой в данной области была тенденция урбанизации, которая с некоторыми естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурные процессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так, если в 1859 г. удельный вес численности городского населения в общей численности страны составил 5,7%, в 1897 г. – 13, в 1940 г. – 33, то в 1990 г. – 66%, т.е. две трети населения страны стало проживать в городах и поселках городского типа, а городской образ жизни стал преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов, когда холодная война набирала силу было начато строительство добротных зданий, в прилегающих приграничных и пригородных территориях.  После принятия в 1957 г. известного Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города и как следствие военной инфраструктуры муниципальные образования, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная технология и громадный объем привлеченных ресурсов позволили существенно нарастить объемы строительного производства и довести среднюю обеспеченность жильем до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г. Постоянный дефицит ресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями в жилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление, бесхозяйственность, неоправданные потери ресурсов и другие аспекты свидетельствовали о неблагополучном положении в жилищной сфере. Осознавая такую ситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел в строительстве и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказались неудачными, так как затрагивали лишь отдельные элементы хозяйственного механизма в данной сфере, не меняя его по существу. В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные черты:

Информация о работе Совершенствование системы управления обслуживания населения коммунальными услугами