Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:03, курсовая работа
Раскрытие сущности современных подходов к стратегическому развитию предприятий российской экономики.
Проведение анализа российских предприятий, рассмотрение крупной корпорации «ЛУКОЙЛ» в сфере использования стратегий. Разработка и реализация задач стратегического менеджмента в России.
Введение……........................................................................................................3
Глава 1. Современные подходы к стратегическому развитию предприятий российской экономики……………………………………… …………………4
1.1. Сущность и виды деловых стратегий используемых на предприятиях ………………………………………………………...4
1.2. Механизм реализации стратегий в России…….…............................9
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента в России.....17
2.1. Характеристика предприятия, используемого стратегии....................17
2.2. Опыт решения задач стратегического менеджмента в рамках данного предприятия…………………………………………………………….…….….19
2.3. Проблемы стратегического менеджмента российских предприятий..22
Глава 3. Совершенствование реализации задач стратегического менеджмента…………………………………………………………………......25
3.1. Система планирования в стратегическом управлении.............…..…...25
3.2 Система реализаций стратегий……………..................................….…..26
3.3 Система контроля стратегий......………………………………………...28
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы…...............................................................33
Лукойл является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработки нефти.
По состоянию на начало 2009 года доказанные запасы нефти Компании составляли 14 458 млн барр., газа – 29 253 млрд фут3, что в совокупности составляет 19 334 млн барр. н.э.
В секторе разведки и добычи Лукойл располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи компании является Западная Сибирь. Лукойл также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.
В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты: Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане (на котором в 2007 году была начата добыча) и Шах-Дениз в Азербайджане.
Лукойл владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 44,7 млн т/год нефти. Зарубежные НПЗ Компании расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, также ей принадлежит 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия), их совокупная мощность составляет 21,8 млн т/год нефти. В 2008 году на собственных заводах Компании и комплексе ISAB было переработано 56,28 млн т нефти, в том числе на российских – 44,18 млн т.
В 2008 году в рамках реализации программы стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «ЛУКОЙЛ» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанциях на месторождении в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и на Украине. Общая выработка электрической энергии компаниями сектора составила 16,2 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии превысила 18,1 млн Гкал (доля ОАО «ЮГК ТГК-8» в общей выработке составила 90% и 85%, соответственно). В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста капитализации компании.
По
состоянию на начало 2009 года сбытовая
сеть компании охватывала 25 стран мира,
включая Россию, страны ближнего зарубежья
и государства Европы (Азербайджан, Беларусь,
Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия,
Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша,
Сербия, Черногория, Румыния, Македония,
Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия,
Словакия, Хорватия), а также США, и насчитывала
204 объекта нефтебазового хозяйства с
общей резервуарной емкостью 3,06 млн м3
и 6 748 автозаправочных станций (включая
франчайзинговые).
2.2. Решение задач стратегического менеджмента в рамках данного предприятия
Совет
директоров ОАО "ЛУКОЙЛ" утвердил
программу стратегического
В результате экономического кризиса,
произошедшего снижения спроса на сырье,
неопределенности на финансовых и потребительских
рынках компания решила переориентировать
стратегию с наращивания объемов добычи
на стратегию роста свободного денежного
потока. Приоритетной целью программы
является достижение конкурентного уровня
доходности за счет отбора наиболее эффективных
проектов.
Приоритетной целью программы является
достижение конкурентного уровня доходности
за счет отбора наиболее эффективных проектов.
Программа стратегического развития предусматривает
решение следующих стратегических задач:
обеспечение устойчивого роста свободного
денежного потока; обеспечение роста добычи
углеводородов; полная компенсация добычи
приростом запасов при затратах ниже конкурентного
уровня; географическая диверсификация
добычи углеводородов; вывод малоэффективных
активов бизнес-сегмента "Геологоразведка
и добыча" в специализированную компанию;
монетизация запасов газа, включая утилизацию
попутного газа, синергия с энергетикой
и нефтехимией; модернизация нефтеперерабатывающих
мощностей, в первую очередь в РФ, с целью
увеличения сложности процессов и выхода
светлых нефтепродуктов; выборочное развитие
сбытовых сетей в приоритетных регионах,
рост эффективности в традиционных регионах
за счет модернизации активов и продвижения
бренда.
Основными инструментами реализации поставленных задач должны стать повышение производительности труда, рост энергоэффективности, безусловная дисциплина капиталовложений, раскрытие потенциала научно-проектного комплекса компании, продолжение мероприятий по упрощению организационной структуры и выведению за пределы компании непрофильных видов деятельности.
Кроме того, приоритетным финансовым показателем для оценки прогресса в реализации стратегии компании остается рентабельность на задействованный капитал, уровень которой должен соответствовать показателям ведущих мировых нефтяных компаний. Компания планирует использовать возросший свободный денежный поток для увеличения доходов акционеров путем роста дивидендных выплат и выкупа акций, уточняется в сообщении.
ОАО
"ЛУКОЙЛ" заявляет, что сообщит
подробности программы
На заседании Совета директоров также
обсуждались меры по укреплению сырьевой
базы компании на 2010-2019 годы. Эти меры направлены
на безусловное выполнение программ геологоразведочных
работ предприятий группы на 2010-2019 годы,
обеспечивающих 100% компенсацию добычи
приростами запасов углеводородов.
Совет
директоров также утвердил политику
ЛУКОЙЛа по работе с акционерами.
Компания гарантирует своим акционерам
обеспечение всех прав, установленных
действующим законодательством
РФ, локальными нормативными актами ЛУКОЙЛа,
вытекающих из обязательств компании
в связи с обращением ее ценных бумаг на
российских и зарубежных фондовых биржах,
а также добровольно предоставляемых
акционерам в рамках приверженности ЛУКОЙЛа
лучшим стандартам международной практики
корпоративного управления. Также было
принято решение разработать программу
ОАО "ЛУКОЙЛ" по работе с акционерами
на 2010-2014 годы.
ОАО "ЛУКОЙЛ" - вторая по объемам добычи
нефти компания в РФ. По итогам 2008 года
компания добыла 90.2 млн т нефти. Уставный
капитал равен 21264081.375 руб. В обращении
находится 850563255 обыкновенных акций номиналом
0.025 руб. Наиболее крупный пакет акций
компании контролируется ее менеджментом.
По
состоянию на сентябрь 2008 года президент
НК "ЛУКОЙЛ" В.Алекперов контролирует
20.58% акций нефтяной компании, вице-президент
Л.Федун прямо и косвенно являлся держателем
более 9.25% акций. Американской ConocoPhillips
принадлежит 20% акций ЛУКОЙЛа. Чистая прибыль
ЛУКОЙЛа по US GAAP за I квартал 2009 года снизилась
в 2.9 раза до $1.112 млрд c $3.203 млрд годом ранее,
выручка - в 1.5 раза до $14.745 млрд с $24.955, прибыль
до налогообложения снизилась - на 5.2% до
$1.502 млрд с $4.174 млрд. Показатель EBITDA снизился
на 49.8% до $2.414 млрд.
По данным ИПС "ДатаКапитал", чистая
прибыль ЛУКОЙЛа по РСБУ за 9 месяцев 2009
года снизилась на 39.5% до 39.255 млрд руб.
с 64.868 млрд руб.годом ранее. Выручка компании
составила 416.3 млрд руб. по сравнению с
567.7 млрд руб. за аналогичный период предыдущего
года. Рентабельность продаж упала до
8.5% с 9.8%.
2.3. Проблемы стратегического менеджмента российских предприятий
Сложность разработки и применения стратегического управления (менеджмента) связана в первую очередь с фактически полным отсутствием примеров успешной реализации концепции стратегического менеджмента на российском рынке. Теоретические и практические изыскания наших зарубежных коллег, в отличие от нас, строятся на широчайшей научно-практической базе.
При этом трудно винить российский менеджмент. Переход России к рынку был не только стремительным, но и — по большей части — эмпирическим, свободным от теоретических «излишеств». Поэтому большинство «ходов» осваивалось методом проб и ошибок. Более того, сложное российское законотворчество только способствовало усугублению ситуации.
Руководителям компаний, выросших до уровня стратегического планирования, самим приходится пересматривать «непогрешимость» наиболее распространенных суждений. Такой пересмотр бывает зачастую трудным, проходит весьма травматично для всей структуры в целом, так как подразделения-«эксперты» (коммерческие) имеют выраженное и убедительное лобби «приносящих деньги» (то есть у них существует явный признак связи с источником денежных средств) в отличие от сугубо аналитических подразделений (аналогичный признак является косвенным, так как поступление денег связано с их деятельностью гораздо более сложным образом). Отсюда возникают высокие требования к профессионализму высшего менеджмента, который должен не только сам «дозреть» до понимания необходимости объективного анализа, но и организовать работу всех структур соответствующим образом.
Применительно к российскому рынку стоит признать, что до этого уровня эволюции доросли буквально единицы.
Российские
реалии существенно отстают от мировой
практики. Стоит добавить, что в
силу объективной молодости
Этап
стратегического менеджмента
Нужно
понимать, что компания, пришедшая
к пониманию и внедрению
«ЛУКОЙЛ» существует с 1991года и за это
время приобрел статус, успешно развивающийся
компании. В целом потенциал и ресурсы
компании за эти годы только росли. Однако
последний год сказался и на «ЛУКОЙЛЕ».
Менеджмент данной компании работает
достаточно активно, в том числе и в стратегическом
направлении. Компания, опираясь не только
на свой опыт стремиться улучшить и развить
свою значимость на мировом рынке. Стратегические
программы создаваемые ранее были успешны.
На сегодняшний день в условиях экономического
кризиса компания пытается удержать свой
статус и в то же время строит дальновидные
планы.
Глава
3. Совершенствование
реализации задач стратегического
менеджмента
Стратегический
менеджмент распространяется на долгосрочные
цели и действия компании. Формулировка
стратегии и её чёткий инструментарий
являются ядром управления и важным признаком
хорошего менеджмента компании.
3.1. Система планирования в стратегическом управлении
На системе планирования лежит функция разработки стратегической ориентации предприятий на базе анализа рынка и внутрифирменных ресурсов. В рамках этой системы определяется стратегический потенциал успеха, который необходимо задействовать в будущем. С учетом долгосрочных целей предприятие должно решить, надо ли пытаться искать новый потенциал или следовать ранее намеченным курсом, т.е. использовать уже выявленный.
В работах, посвященных систематизации возможных вариантов в области создания потенциала успеха, обычно выделяются четыре принципиально важных пути.
Информация о работе Совершенствование реализации задач стратегического менеджмента