Совершенствование производственно – сбытовой деятельности мясоперерабатывающего предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений эффективность работы предприятия зависит не только от результатов производства продукции, но и от ее сбыта, который в конечном итоге определяет финансовое состояние предприятия. Главное правило «производиться должно то, что может быть продано» требует глубоких исследований рынка и потребительского спроса. Поэтому в настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы. Роль маркетинга все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. В новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов.

Содержание

Введение 7
1 Маркетинг в системе управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 9
1.1 Понятие маркетинга и его роль в производственно-сбытовой деятельности предприятия 9
1.2 Содержание маркетинговых исследований рынка 16
2 Анализ производственно-сбытовой деятельности ОАО «Слуцкий мясокомбинат» 26
2.1 Характеристика предприятия и его продукции 26
2.2 Организация службы маркетинга на предприятии 38
3 Мероприятия по совершенствованию производственно-сбытовой деятельности ОАО « Слуцкий мясокомбинат» 50
3.1. Совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности на основе автоматизации 50
3.2 Совершенствование структуры службы маркетинга и системы ее материального стимулирования 59
Заключение 68
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом Лагун последний _доработка (2).doc

— 642.50 Кб (Скачать)

       В настоящее время выдвинуто уже  около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.

       В термин ''маркетинг" специалисты  вкладывают двоякий смысл: это и  одна из функций управления, и цельная  концепция управления в условиях рыночных отношений.

       В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально - техническим снабжением и т.д.

       В качестве концепции управления (философии  бизнеса) маркетинг требует, чтобы  компания рассматривала потребление как "демократический" процесс, при котором потребители имеют право "голосовать" за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.

       Поскольку маркетинг – это способ убедить массы сделать покупку, большинство ошибочно отождествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу – продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей – людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика [1, с. 23].. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами [2, с. 45].

       Термин "маркетинг" возник в США на рубеже 20 века, а как ведущая функция  управления, маркетинг стал рассматриваться  с 50 - ых годов.

       Ф. Котлер предлагает следующее определение: маркетинг – это социальный и  управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарами [3, с. 68]. Ключевые понятия данного определения – нужды, потребности и спрос; продукт; издержки и удовлетворение; обмен, трансакции и взаимоотношения.

       Общественный  институт маркетинга Великобритании определяет маркетинг как "процесс управления, направленный на определение, предвидение  и удовлетворение требований потребителя  и получении прибыли" [4, с. 71]. Аналогичные американские организации определяют маркетинг примерно в тех же категориях.

       Из  сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной  и зарубежной литературе под "принципами маркетинга" понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции  различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:

       1. Тщательный учет потребностей, состояния  и динамики спроса и рыночной  конъюнктуры при принятии экономических  решений.

       2. Создание условий для максимального  приспособления производства к  требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы).

       3. Воздействие на рынок, на покупателя  с помощью всех доступных средств,  прежде всего рекламы.

       Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:

       – анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники  снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие  коммерческому успеху или создающие  препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;

       – анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию  предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить  стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;

       – изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров  и или модернизации старых, включая  ассортимент их и параметрические  ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта;

       – планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей  со складами и магазинами, а так  агентских сетей;

       – обеспечение формирования спроса и  стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий ("паблик рилейшнз") и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;

       – обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении "технологии" использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.;

       – удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально–этическим правилам, должный уровень потребительских свойств товара; 

       – управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

       Для осуществления вышеперечисленных  мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем–то выполняться.

       Маркетинг представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности предприятия. Он призван формировать  наиболее рациональные управленческие решения конкретного предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

       Выделяют  следующие факторы, влияющие на маркетинговую  деятельность предприятия.

       1) Общие (определяют ёмкость рынка любого товара). К ним относятся:

    • социально–экономические факторы;
    • объём и структура товарного предложения;
    • ассортимент и качество товара;
    • размеры экспорта и импорта;
    • покупательская способность населения;
    • численность населения;
    • уровень и соответствие цен на товары;
    • степень насыщенности рынка;
    • географическое расположение рынка;
    • состояние сбытовой, торговой и сервисной сети.

       2) Специфические (определяют развитие рынков отдельных товаров). Сюда входят:

    • природно–климатические условия;
    • изменение моды;
    • национально–бытовые традиции;
    • достигнутый уровень обеспеченности в регионе.

       В процессе исследования рынка необходимо выявить механизм действия системы  факторов и оценить их степень  влияния на объём и структуру  спроса на конкретном рынке товара.

       Определение перспектив развития конкретного рынка  не может осуществляться изолированно от других социально–экономических прогнозов. Влияние большого количества факторов требует построения нескольких моделей развития рынка и нахождения оптимального. Необходимо чётко определиться, на каком уровне укрупнения строить прогноз ёмкости товарного рынка. Степень агрегирования (укрупнения) зависит от степени прогнозирования и планирования.

       Различают несколько видов прогнозирования:

         – конъюнктурное (до 6 месяцев);

         – краткосрочное (до 2–х лет);

         – среднесрочное (до 5 лет);

         – долгосрочное (до 10 лет);

         – перспективное (более 10 лет).

       Маркетинг должен быть ориентирован на стратегические цели развития предприятия.

       Тщательное  планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательские инициативы.

       Обычно  компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.

       Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля.

       Долгосрочный  план описывает основные факторы  и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении последующих нескольких лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения корректив в соответствии с происшедшими изменениями. Годовой и долгосрочный планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее осуществлении.

       Стратегический  план создается для того, чтобы  помочь компании использовать в своих  интересах возможности в постоянно изменяющейся сфере. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка – с другой.

       Стратегическое  планирование является фундаментом  для остальных видов планирования в компании [46, с. 38]. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что так или иначе поможет повлиять на работу фирмы. После проведения SWOT–анализа готовиться подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем высшее руководство решает, какими конкретно видами деятельности и товарами следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В свою очередь, каждое подразделение, отвечающее за отдельный товар или вид деятельности, должно разрабатывать свои подробные маркетинговые и другие планы, в соответствии с общим планом компании. Таким образом, маркетинговое планирование осуществляется на уровнях подразделений, отвечающих за отдельные виды деятельности, категории товаров и рынки. Оно облегчает стратегическое планирование за счет детального планирования различных маркетинговых ситуаций. Процесс планирования охватывает четыре этапа: анализ, планирование, реализация, контроль.

       Также необходимо отметить значительную роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции, формировании спроса и стимулированию сбыта.

       Стимулирование  влияет на поведение потребителя, превращая  его из потенциального в реального  покупателя.

       Стимулирование  сбыта – ключевой элемент маркетинговых  кампаний, заключается в применении разнообразных, преимущественно краткосрочных, побудительных средств, призванных ускорить или увеличить продажи отдельных товаров или услуг потребителям или торговым предприятиям. В то время как реклама предлагает основание для покупки товара, стимулирование сбыта поощряет ее. Стимулирование сбыта включает различные средства стимулирования потребителей – распространение образцов, купонов, предложения компенсации, снижение цен, премии, призы, вознаграждение клиентов, бесплатные пробы, гарантии, продажа на определенных условиях, перекрестное (совместное) стимулирование, демонстрации в местах продажи; стимулирование торговли – снижение цен, рекламные и демонстрационные скидки, бесплатные товары; стимулирование деловых партнеров и персонала торговой службы – торговые выставки и конференции, соревнования торговых представителей и специальная реклама [11, c. 42].

Информация о работе Совершенствование производственно – сбытовой деятельности мясоперерабатывающего предприятия