Совершенствование организации труда государственных (муниципальных) служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы проанализировать кадровую политику, рассмотреть тенденции к ее развитию, и выявить, что необходимо изменить в кадровой работе.
В первой главе будет рассматриваться уже существующая система работы с кадрами.
Во второй проведен анализ кадровых технологий: дополнительного образования и формирования кадрового резерва.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………….3 стр.
Глава 1. Анализ государственной кадровой службы…………..……………….….5 стр.
1.1 Теоретико-методологические основы государственной кадровой
службы РФ……………………………………………………………………………5 стр.
1.2 Правовая основа и принципы профессионального развития
служащих……………………………………………………………………………12 стр.
Глава 2. Повышение квалификации государственных (муниципальных) служащих….………………………………………………………………………...16 стр.
2.1 Дополнительное образование государственных (муниципальных) служащих………………………………………………………………………........16 стр.
2.2 Формирование кадрового резерва на государственной службе…………..22 стр.
Заключение…………………………………………………………………….….29 стр.
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Совершенствование организации труда.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      3) результаты аттестации гражданского  служащего.

      Современный этап развития государственной гражданской службы обусловливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области ДПО на основе научных исследований и инновационных методов обучения. В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ, показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих). В Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" подчеркивается, что "качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы".

      Анализ  статистических данных современного состояния ДПО государственных служащих позволил выявить тенденции неустойчивого функционирования ДПО. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания образовательных программ по их удовлетворению. Данное несоответствие породило в системе ДПО государственных служащих ряд проблем, требующих их решения.

      Первая  проблема - это наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием  и проведением организационных  мероприятий по подготовке государственных служащих на календарный год. Дело в том, что организаторы курса повышения квалификации для государственных гражданских служащих очень поздно получают из Аппарата Правительства и других государственных структур государственный заказ на ДПО государственных служащих.

      Вторая  проблема - это значительный рост объемов  подготовки государственных служащих, т.к. каждый из них должен пройти соответствующее  обучение один раз в три года. Это требует совершенно другого  объема финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ДПО.

      Третья  проблема - явно недостаточное финансирование системы дополнительного профессионального  образования. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости  образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих даже после их двукратного повышения все же остаются недостаточными. Следует отметить, что данные экономические нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение". В соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей она составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей - 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей - 83,6 руб.

      Четвертая проблема - сохранение традиционной подготовки государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям.

      Вышеназванные проблемы обусловлены общим состоянием ДПО государственных служащих. Выделим основные его показатели.

      1. Количественные показатели обучения  государственных служащих. Их анализ  позволяет сделать следующие  выводы:

      во-первых, анализ соотношения количества государственных  служащих, прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг., свидетельствует о том, что в 2008 г. наблюдается его снижение;

      во-вторых, анализ исполнения государственного заказа министерствами РФ за 2008 г. показал, что  министерствами не выполнен в полном объеме план по ДПО государственных служащих; количество прошедших обучение ниже, нежели количество госслужащих, подлежащих обучению;

      в-третьих, работа министерств по ДПО государственных  служащих оказала влияние на исполнение плана государственного заказа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственными служащими соответствующих федеральных служб и агентств. К числу федеральных служб и агентств, перевыполнивших план исполнения государственного заказа, следует отнести: Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. К числу федеральных служб и агентств, не выполнивших план (не обучено ни одного человека) государственного заказа относятся: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Высший Арбитражный Суд РФ. В этих органах планировалось обучить 1150 человек, но практически не обучено ни одного человека. 

      2. Финансовые показатели. Их анализ  свидетельствует о том, что:

      во-первых, выделенный в соответствии с государственным  заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих объем бюджетных ассигнований на 2008 г. в целом освоен не полностью;

      во-вторых, из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., 32 федеральных органа исполнительной власти (38% от общего числа участников государственного заказа) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования;

      в-третьих, основные причины частичного неосвоения выделенных средств заключаются в следующем:

      - в связи с неукомплектованностью  штатной численности в большинстве  федеральных органов исполнительной  власти происходит замена запланированного  обучения по программам профессиональной  переподготовки гражданских служащих  на обучение по программам повышения квалификации;

      3. Показатели динамики ДПО государственных  служащих. Они позволяют выявить  тенденции и закономерности в  этой области, а также выработать  на их основе соответствующие  управленческие решения. В нашем  случае такой анализ осуществлен за период с 2004 по 2008 гг. (табл.1). 
 
 
 

      Таблица 1

      Динамика  исполнения государственного заказа на ДПО государственных служащих за 2004 - 2008 гг.

Наименование  показателей 2004 2005   2006   2007   2008  
кол-во     кол-во % к 2004г.   кол-во % к 2005г.   кол-во % к 2006г.   кол-во % к 2007г.
объем финансирование госзаказа (тыс. руб) 83243,17 106997,9 128,5 613960 573,8 756233,6 123,2 564904 74,7
обучено гражданских служащих (чел.) 12279 18093 147,3 104395 576,9 117675 112,7 107601 91,4
количество ФОИВ, участвующих в госзаказе 54 68 125,9 76 111,8 76 111,8 85 111,8
средняя стоимость обучения одного слушателя (руб) 6779 5914 -12,8 5881 -0,56 6426 109,3 5249 -18,3
средняя стоимость одного часа обучения (руб) 94 82 -13 81,7 -1,4 89,3 1,9 72,9 -18,4

 

      По  результатам анализа динамики системы  ДПО государственных служащих за период с 2004 по 2008 гг. можно сделать  следующие выводы:

      - за исследуемый период наблюдается  стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета  на исполнение заданий государственного заказа, а также количества федеральных органов исполнительной власти - участников государственного заказа. Кроме того, положительная динамика сохраняется и по основному показателю реализации государственного заказа - количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа;

      - положительная динамика сохраняется  по объему финансирования государственного  заказа на обучение государственных  служащих. В 2007 г. относительно 2004 г. рост составил 908,4%, т.е. более чем в 9 раз. Наибольший объем финансирования был в 2006 г., рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года. Это потребовало существенно увеличить объем финансирования. В 2008 же году объем финансирования составил 74,7% от государственного заказа;

      - рост количества обучения государственных  служащих также наблюдается в  2006 г. (576,9%), который связан с формированием  федеральных органов исполнительной  власти и реорганизацией организационной  структуры государственной гражданской  службы, ее реформированием, а также административной реформой;

      - в 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось более чем в  1,5 раза (с 54 до 85) количество федеральных  органов исполнительной власти, участвующих в государственном  заказе на ДПО государственных  гражданских служащих;

      - несмотря на положительную динамику  показателей государственного заказа  по обучению государственных  служащих, наблюдается снижение  средней стоимости обучения одного  слушателя. Так, например, если  в 2004 г. она составила 6779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5914 руб. и 5881 руб. в 2006 г. И только лишь в 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6426 руб. (это примерно уровень 2004 г.). В 2008 г. средняя стоимость обучения одного слушателя снизилась и составила 5249 руб.;

      - аналогичная ситуация выглядит  и со стоимостью нормы одного  академического часа (из расчета  программы повышения квалификации  в объеме 72 часов). В 2004 г. она  составила 94 руб., 2005 г. - 82 руб., 2006 г. - 81,7 руб., 2007 - 89,3 руб., т.е. не вышли на уровень 2004 г. В 2008 г. средняя стоимость одного академического часа обучения снизилась на 18,4%.

      Таким образом, процесс дополнительного  обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В систему ДПО государственных служащих необходимо внедрять новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения. 

      2.2 Формирование кадрового  резерва на государственной  службе 

     Нормативно-правовой базой формирования кадрового резерва  на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) являются Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и принятые в развитие положений указанных законов нормативные правовые акты.

     Формирование  кадрового резерва, организация  работы с кадровым резервом и его  эффективное использование являются одним из важнейших направлений  кадровой работы на гражданской службе, а формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование - это одно из приоритетных направлениями формирования кадрового состава гражданской службы.

     Основной  целью формирования и использования  кадрового резерва является своевременное обеспечение гражданской службы высококвалифицированными кадрами. Наличие кадрового резерва позволяет оперативно в соответствии с поставленными задачами государственного органа замещать вакантные должности без проведения конкурсных процедур, так как кадровый резерв уже сформирован на основе конкурса. В связи с этим своевременное формирование и подготовка кадрового резерва способствует поддержанию стабильности кадрового состава государственного органа.

     Под кадровым резервом следует понимать совокупность гражданских служащих (граждан), признанных победителями конкурсного отбора для включения в резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством, на основе оценки их профессионального уровня (знаний и навыков, профессиональных и личностных качеств) и соответствия квалификационным требованиям к должностям гражданской службы определенной категории и группы.

Информация о работе Совершенствование организации труда государственных (муниципальных) служащих