Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить совершенствование методов управления деятельностью современной организации. Задачи курсовой работы:
Определить сущность и функции управления деятельностью предприятия;
Рассмотреть этапы процесса управления предприятием;
Изучить методы управления деятельностью предприятия;
Изложить социально – экономический анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА»;
Разработать SWOT- анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Сущность и функции управления деятельностью предприятия 5
1.2. Этапы процесса управления предприятием 12
1.3. Методы управления деятельностью предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА») 21
2.1. Социально – экономический анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 21
2.2. SWOT- анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 26
2.3. Анализ методов использования на ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 31
2.4. Рекомендации по совершенствованию системы управления на ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Сущность и функции управления деятельностью предприятия 5
1.2. Этапы процесса управления предприятием 12
1.3. Методы управления деятельностью предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА») 21
2.1. Социально – экономический анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 21
2.2. SWOT- анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 26
2.3. Анализ методов использования на ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» 31
2.4. Рекомендации
по совершенствованию системы
управления на ОАО «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с
переходом отечественной
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.
Управление как целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей предусматривает выполнение различных видов деятельности, к основным функциям управления при этом относят прогнозирование и планирование, мотивация, координация и регулирование, организация и контроль. Функции управления являются важнейшей частью управленческого процесса.
Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить совершенствование методов управления деятельностью современной организации.
Задачи курсовой работы:
Методологической базой для выполнения курсовой работы послужили учебники и учебно-методические пособия по менеджменту, основам менеджмента, управлению персонала таких авторов как: Мэскон, Альберт М. Х, Хедоури Ф, Веснин В. Р, Виханский О. С, Наумов А. И, Егоршин А. П.
Объектом исследования курсовой работы выступает деятельность предприятия ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА».
Предметом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА».
Структура и объём работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении описывается актуальность работы, ставится цель, определяются задачи и методологическая база.
В первой главе рассматриваются аспекты управления предприятием.
Во второй главе изучается, излагается социально – экономический анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА», также разрабатывается SWOT- анализ деятельности ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА», далее проводится анализ методов использования на ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА» и в заключении даются рекомендации по совершенствованию системы управления на ОАО «КЫРГЫЗТОРГТЕХНИКА».
В заключение приводятся краткие выводы по изученной теме, и проведённому анализу на предприятии.
Общий объем работы составляет 39 страниц, список используемой литературы содержит 32 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Организация (от позднелатинского «organizо» – «сообщаю стройный вид», «устраиваю») – группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей.
Группа должна соответствовать требованиям:
Понятия «управление» и «менеджмент»; управление как искусство (практика), как область человеческого знания (наука), как функция и процесс, как аппарат управления и управленческий персонал организации.
Парадигмы индустриальной и постиндустриальной (информационной) эры; новые принципы управления; «тихая управленческая революция»; новая парадигма управления предприятиями и организациями.
Специфика управленческого труда; требования к профессиональным управляющим, знания и умения, работа с людьми, личностные качества; разделение труда менеджеров; уровни и сферы деятельности; руководитель как общий менеджер-управляющий.
Менеджмент — это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. Такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту», изданному в Англии.1
Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. 1, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.
Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.
Таблица 12
Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Управление |
Искусство (практика) выполнения работы |
Менеджмент |
| Наука (область человеческого знания) |
|
| Функция (вид деятельности) |
|
| Процесс |
|
| Люди, управляющие организацией |
|
| Орган или аппарат управления |
|
Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в XVII— XVIII вв. и связано с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.
Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функции управления: планирование, организовывание, распоряжение координирование и контроль. В последующих разработках состав функций управления пополнялся, в том числе и за счет детализации тех или иных видов управленческих работ. Поэтому в ряде работ в состав функций управления включаются такие виды деятельности, как мотивация, руководство, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и заключение сделок. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени.
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рассмотрим содержание каждой функции управления.3
Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников предприятия. Его главная характерная черта — директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего народнохозяйственного механизма.4
Органической составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
Организовывание — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Организовать — это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, т. е. создания реальных условий для достижения запланированный целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Для многих организаций (прежде всего, государственных) эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей. В связи с тем, что они были жестко связаны со штатным расписанием, предприятия не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.5
Вторая, не менее важная задача функции организовывания — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем предприятия.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.6
Процесс мотивации включает:
Информация о работе Совершенствование методов управления организацией