Совершенствование эффективности деятельности ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

В управленческой науке существуют достаточно совершенные социальнопсихологические методы, с помощью которых можно добиться нужного эффекта функционирования трудового коллектива. Под социальнопсихологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы действия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы имеют в виду внедрение разных социологических и психологических процедур в практику управления.
Качество социальнопсихологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку отдельно. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст надлежащего результата, в процессе управления возникнет перекос и недостаток или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.
Еще многие руководители в наше время не осознали всю важность состояния социальнопсихологического климата в коллективе. Но все чаще во главе компаний и организаций появляются руководители нового типа, которые не экономят средств на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такие компании отличаются слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.
Благоприятный социальнопсихологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социальнопсихологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социальнопсихологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
1.1 Эффективность организаций: системные, организационные и психологические факторы………………………………………………………..6
1.2 Социально-психологический климат в коллективе…………………..10
1.3 Социально-психологические исследования на предприятии как инструмент кадровой работы…………………………………………………...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
2.1 Технико-экономический анализ деятельности ДОУ…………..……..20
2.2 Анализ организации управления ДОУ………………………………..27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
3.1 Разработка проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе……………………………..………..33
3.2 Анализ экономической и социальной эффективности проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………42

Работа содержит 1 файл

8559.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     Общими  функциями в этих двух должностей есть управление коллективом сотрудников, участие в разработке перспективного и текущего планирования. На основании  данных из таблиц 1 и 2, можно увидеть, что общим функционалом является участие в методической работе персонала, посещения занятий детей, робота с шефами, работа с документами и решение текущих вопросов.

     Специальным функционалом является:

Для заведующей:

Осуществления общего руководства проведения методического и педагогического советов.

Для старшего воспитателя:

Участие в разработке и решении конкретных методических вопросов

Работа  с внешними организациями строится на уровне выработки общей концепции  взаимодействия и заключении договоров. Взаимодействие  осуществляется через активные формы: праздники, экскурсии, выставки и так  далее 
Работа  с документами осуществляется на уровне общей концепции управления учреждением, подготовка ЛНА, листов и  отчетов к высшим структурам. Работа с  документами на уровне учреждения и Управления образованием (по запросу заведующей) - это разработка рабочих программ, методических рекомендаций, разработок занятий и так далее
Представление деятельности заведения на уровне Управления образованием, города и области. Представление итогов деятельности на уровне коллектива и перед городской общественностью.

    ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

    3.1 Разработка проекта  по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе 

    Гипотеза: социально-психологический климат педагогического коллектива, представляя собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения, оказывает влияние на стрессоустойчивость педагогов. Это, в свою очередь, влияет на качество выполнения педагогами  своих профессиональных обязанностей и на качество жизни педагога в целом.

      Цель проекта:  разработка и апробация модели социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов ДОУ.

Задачи:

    1. Определить основные характеристики социально - психологического климата педагогического коллектива в современных условиях.
    2. Исследовать и проанализировать уровень стрессоустойчивости педагогов школы
    3. Разработать и реализовать систему мероприятий по созданию социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы.
    4. Создать систему мониторинга социально - психологического климата в коллективе,  повышающего стрессоустойчивость педагогов
    5. Выявить взаимосвязь социально-психологического климата в пед коллективе и уровнем стрессоустойчивости педагогов.

Результат проекта: методический сборник, в котором описана модель социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов ДОУ, и представлены материалы по её реализации.

Участники проекта: педагоги  ДОУ «Черепашка»

Сроки реализации проекта: январь 2011 – январь 2012

План  реализации проекта

этап Задача Мероприятия Ответствен  ные Ожидаемый результат
                              Информационный Определить  основные характеристики социально - психологического климата педагогического коллектива в современных условиях 1.Создать команду  проекта

2.Обобщить теоретико-экспериментальные данные по проблемам социально - психологического климата в педагогическом коллективе в современных условиях 3.Раскрыть понятие стрессоустойчивости педагога в современных условиях.             4.Провести разработческий семинар по созданию модели  социально - психологического климата педагогического коллектива, повышающего стрессоустойчивость педагогов ДОУ

Методист

Педагог-психолог 
 

Педагог-психолог 

Методист Педагог-психолог

Создана модель социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов ДОУ
            исследовательский Исследовать уровень  стрессоустойчивости педагогов  ДОУ 1.Провести исследование  уровня стрессоустойчивости педагогов

2.Провести индивидуальные  консультации педагогов по итогам  исследования 

3.Создать индивидуальные  карты педагогов по проекту  для фиксации результатов психологических  исследований и профессиональных  достижений педагогов

Педагог-психолог Собран аналитический  материал по уровню стрессоустойчивости  педагогов ДОУ для проведения индивидуальных консультаций, а также в качестве входных диагностических данных по рассматриваемой проблеме.
                                                                                                                     Практический  Разработать и реализовать систему мероприятий по созданию  модели  социально-психологического климата,  повышающего стрессоустойчивость педагогов 1.Разработать  и провести цикл встреч по  типу литературно-музыкальных гостиных  по темам: «Главней всего – погода в саду. Психологический микроклимат», «Личность педагога – инструмент воспитания», «Релаксация – полезная привычка», «Арттерапия.Цвет моей судьбы».                              

2. Обеспечить поощрение педагогов за эффективность труда и профессиональные достижения через фонд стимулирующих выплат.    3. Совершенствовать методическое обеспечение и техническое оснащение учебного процесса.             4. Оборудовать учительскую как кабинет психологической разгрузки             (конкурс дизайна учительской).    5.Организовать занятия по фитнесу в рамках дошкольного спортивного клуба                                    

6. Провести тренинг  стрессоустойчивости          7. Разработать психологические рекомендации  по повышению стрессоустойчивости  педагогов.          

Педагог-психолог

Методист 
 
 

Комиссия по распределению стимулирую щих выплат

Заведующая ДОУ 

Педагог-психолог, Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог 

Апробирована  модель социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость  педагогов 
8.Разработать   и провести ряд мероприятий  с родителями, направленных на  улучшение взаимодействия педагогов  с родителями.                9.Продолжить практику проведения  мероприятий семейного досуга  педагогов   
Методист Педагог-психолог

Профсоюзный комитет ДОУ

 
         Аналитический Создать систему  мониторинга социально - психологического климата в коллективе,  повышающего  стрессоустойчивость педагогов  ДОУ 1.Разработать  направления мониторинга

2.Провести исследования  и проанализировать полученные  данные

Методист Педагог-психолог Создана система  мониторинга, включающая все отслеживаемые  параметры социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость  педагогов 
              Рефлексивный Выявить взаимосвязь  социально-психологического климата в пед коллективе и стрессоустойчивости педагогов Провести цикл рефлексивно-аналитических семинаров  по выявлению степени взаимосвязи  социально-психологического климата  в пед коллективе на стрессоустойчивость  педагогов 
 
 
 
Методист Педагог-психолог Выявлена степень зависимости стрессоустойчивости педагогов  от социально-психологического климата в педагогическом коллективе
                                      Итоговый  Сформировать  методический сборник Разработческо – аналитический семинар по определению формата и содержания методического сборника Методист Педагог-психолог Подготовлен методический сборник и выступление  на конференции  «ДОУ – территория здоровья» по теме «Влияние социально-психологического климата в педагогическом коллективе на стрессоустойчивость педагогов»
 

          
     

    3.2 Анализ экономической  и социальной эффективности  проекта по внедрению  системы оценки  социально-психологического  климата в коллективе

    Итак, проанализируем экономическую и социальную (социально-педагогическую) эффективности проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе

     Таблица 3.2.1.

     Расходы на проведение тренингов (2 раза в месяц  по 1 дню), руб.

Расходы Стоимость 1 семинара Сумма в год
Подготовка  раздаточного материала 2 000 48 000
Аренда  помещения 18 000 432 000
Питание сотрудников 5 000 120 000
Закупка спец. литературы 3 000 72 000
Зарплата  сотрудников обучающего центра 27 000 648 000
Итого 55 000 1 320 000

     Согласно  таблице расходы на проведения тренингов  в год составят 1 320 000 рублей. Рассчитаем экономический эффект от данного мероприятия: Планируемая выручка от реализации данного мероприятия увеличится на 10% от годовой выручки и составит 2 035 020 руб. При этом прибыль составит 715 020 руб. (2 035 020 – 1 320 000). Чистая прибыль за счет данного мероприятия увеличится на 572 016 руб.

     Таблица 3.2.2.

       Расходы на проведение корпоративных  праздников (1 раз в 2 месяца по 1 дню)

Расходы Стоимость 1 корпоративного праздника Сумма в год, руб.
Разработка  сценария корпоративного праздника сотрудниками центра досуга компании (зарплата сотрудников) 120 000 480 000
Аренда  помещения 25 000 100 000
Питание сотрудников 10 000 40 000
Необходимый инвентарь 5 200 20 800
Итого 160 200 640 800
 

     Дополнительные  затраты в год составят 640 800 рублей. Рассчитаем экономический эффект от данного мероприятия: Планируемая выручка от реализации данного мероприятия увеличится на 5% от годовой выручки и составит 1 017 510 руб. При этом прибыль составит 376 710 руб. (1 017 510 – 640 800), чистая прибыль за счет мероприятия увеличится на 301 368 руб.

     Расчет  финансовых показателей доказал  целесообразность внедряемых мероприятий. Мероприятия позволят повысить эффективность  использования трудовых ресурсов, увеличить  прибыль, которая пойдет в фонд накопления, резервный фонд, а также на выплату премий работникам. Все финансирование мероприятий предприятие покроет за счет собственных средств, что позволит не увеличивать долю заемных средств в балансе предприятия. Все затраты оправдаются в течение 2-х лет.

Критерии социально-педагогической эффективности проекта.

    • значительно улучшится психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
    • повысится уровень удовлетворённости педагогов профессиональной деятельностью;
    • повысится уровень удовлетворённости педагогов инновационной деятельностью;
    • повысится самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
    • сформируются навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
    • повысится мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития;
    • возрастёт количество педагогов, готовых к саморазвитию;
    • улучшится уровень эмпатийности у педагогов;
    • улучшатся результаты проектно-исследовательской, инновационной работы педагогов;
    • возрастет количество педагогов, посещающих мероприятия семейного досуга;
    • увеличится количество родителей, заинтересованных в совместной деятельности с ДОУ.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В управленческой науке существуют достаточно совершенные социальнопсихологические методы, с помощью которых можно  добиться нужного эффекта функционирования трудового коллектива. Под социальнопсихологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы действия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы имеют в виду внедрение разных социологических и психологических процедур в практику управления.

    Качество  социальнопсихологического климата  в коллективе определяет отношение  руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку отдельно. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст надлежащего результата, в процессе управления возникнет перекос и недостаток или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

    Еще многие руководители в наше время  не осознали всю важность состояния  социальнопсихологического климата  в коллективе. Но все чаще во главе  компаний и организаций появляются  руководители нового типа, которые  не экономят средств на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такие  компании отличаются слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.

    Благоприятный социальнопсихологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социальнопсихологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социальнопсихологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Андреева  М.П. Профессиональные задачи социальной психологи в новой ситуации // Психологический журнал. – Том 26. – 2005. – № 5. – С. 9-13.
  2. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1997. – № 4. – С. 51-61.
  3. Кафидов В.В. Теория организации : учебное пособие для вузов / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова ; Рос. гос. аграрный заоч. ун-т, Ин-т государствоведения, менеджмента и информатики. - М.: Фонд "Мир": Акад. проект, 2005 . - 144 с.
  4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 19.
  5. Финк С. Управление поведением: раскрывая лучшее в людях // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 129.
  6. Гоулман Д. и др. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005. С. 98.
  7. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. — М.: Вершина, 2007.
  8. Авдеев В.В. Управление персоналом: технологии формирования команды. - М.: Гермес, 2004.
  9. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самохин С.И., Суханов О.И. Социология и психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  10. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей. - М.: Ника, 2004.
  11. Анфилатов В. С. и др. Системный анализ в управлении. - М: Финансы и статистика, 2004.
  12. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2005.
  13. Богомолольцев А. Социально-психологический климат коллектива: понятие и методы анализа. // Менеджмент. - 2004. - №8. - С. 19-25.
  14. Большаков А., Михайлов В. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2006.
  15. Вачугов Д.Д Основы менеджмента: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк, 2005.
  16. Вересов Н.Н. Психология управления. Учебное пособие. - Воронеж: Библиотека менеджера, 2005.
  17. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. для вузов. - М.: Пpоспект, 2005.
  18. Виханский О.С. Менеджмент: Учеб. для вузов. - М.: Гардарики, 2004.
  19. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  20. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М.: Свет знаний, 2005.
  21. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - СПб.: Новая экономика, 2006.
  22. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: БМ, 2005.
  23. Казанцев А.К. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  24. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. - СПб.: СПЭУ, 2005.
  25. Кутаев П.Н. Психология управления. - Екатеринбург: УНЮА, 2005.
  26. Кутузова Е. Оценка социально-психологического климата коллектива предприятия. // Экономическая психология. - 2005. - № 4. - С. 31-34.
  27. Молл Е.Г. Управление карьерой менержера. - СПб.: Питер, 2004.
  28. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. - М.: ЛиК, 2005.
  29. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2006.
  30. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. - М.: Гермес, 2006.
  31. Русаков Г.М. Психология менеджмента. - СПб.: ЦСЭЛ, 2005.
  32. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: Логос, 2004.
  33. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  34. Тереньтьев В.К. Истины управления: взгляд на основе менеджмента. - М.: МНЭУ, 2005.
  35. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. - М.: Знание, 2006.

Информация о работе Совершенствование эффективности деятельности ДОУ