Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
В управленческой науке существуют достаточно совершенные социальнопсихологические методы, с помощью которых можно добиться нужного эффекта функционирования трудового коллектива. Под социальнопсихологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы действия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы имеют в виду внедрение разных социологических и психологических процедур в практику управления.
Качество социальнопсихологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку отдельно. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст надлежащего результата, в процессе управления возникнет перекос и недостаток или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.
Еще многие руководители в наше время не осознали всю важность состояния социальнопсихологического климата в коллективе. Но все чаще во главе компаний и организаций появляются руководители нового типа, которые не экономят средств на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такие компании отличаются слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.
Благоприятный социальнопсихологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социальнопсихологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социальнопсихологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
1.1 Эффективность организаций: системные, организационные и психологические факторы………………………………………………………..6
1.2 Социально-психологический климат в коллективе…………………..10
1.3 Социально-психологические исследования на предприятии как инструмент кадровой работы…………………………………………………...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
2.1 Технико-экономический анализ деятельности ДОУ…………..……..20
2.2 Анализ организации управления ДОУ………………………………..27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
3.1 Разработка проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе……………………………..………..33
3.2 Анализ экономической и социальной эффективности проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………42
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
ГОУ ВПО «ЧГПУ»
Факультет
повышения квалификации и переподготовки
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по психологии управления
Тема:
«____________________________»
Выполнил (а): слушатель курсов переподготовки
Специальность «Менеджмент организации»
г. Радужный
ФИО ______________________________
Проверил
: _________________________
Челябинск 2011 г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
1.1
Эффективность организаций:
1.2 Социально-психологический климат в коллективе…………………..10
1.3
Социально-психологические
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
2.1
Технико-экономический анализ
2.2
Анализ организации управления
ДОУ………………………………..27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
3.1
Разработка проекта по
3.2
Анализ экономической и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………
ВВЕДЕНИЕ
Управление учебным завеением нуждается в четкой координации и прагматизме. Однако в большинстве организациях для достижения большого результата необходимы новые подходы в управлении. Одним из таких подходов есть благоприятный социальнопсихологический климат, эмоциональное управление, элементы которого так или иначе присутствовали во все времена и в любой компании. Раньше говорить об этом было не принято. Теоретики всех бизнес-школ прошлого и нынешнего создавали и описывали плоские детерминированные системы управления, которым и учили своих преемников. Эти системы были консервативными и не гибкими, но, по мнению многих, - надежными. В таких системах управления главными измерителями управленческого потенциала были интеллектуальные уровни руководителя и компании в целом. При этом к сведению не принимался эмоциональный аспект, потому что считалось, что он не имеет значительного влияния на результат.
В
условиях современной научно-
Эффективность совместной деятельности зависит от оптимальной реализации личных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только производительно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия [1, с. 95].
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленных в наши дни коллективным характером, который усилился, человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции между ними отношений, которые разворачиваются, использования воспитательных и психотерапевтических действий.
Цель
работы - разработка методики исследования
состояния социально-
В работе решены следующие задачи:
- обозначить теоретические аспекты эффективности деятельности ДОУ;
- изучить основные показатели деятельности ДОУ;
- разработать проект по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе;
- проанализировать экономическую и социальную эффективности проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе.
Научное и практическое значение
Научное
значение заключается в углублении
концептуальных основ и обосновании
влияния социально-
Практическое
значение. Сейчас идет процесс привлекания
психологов для оценки индивидуально-психологических
особенностей сотрудников, для выявления
психологической пригодности лица к тому
или другому виду деятельности, для психологической
диагностики профессионально важных качеств
сотрудников. Кроме профессионально-
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
1.1
Эффективность организаций:
системные, организационные
и психологические
факторы
Способность
организации к изменениям – обязательное
условие выживания в
Ретроспективный анализ эволюции взглядов на эффективность организаций позволил выявить некоторые общие тенденции и закономерности:
Первая закономерность заключается в расширении спектра целей организации, сначала за счет включения в и их состав целей, связанных с внешней средой (системный подход), а затем – с дифференциацией внешней и внутренней среды организации (многопараметрический подход к оценке эффективности, подход на основе анализа сфер активности).
Вторая
закономерность – это все более
отчетливое понимание сильной
Третья закономерность – это смещение акцентов в деятельности организаций от стремления к сиюминутному успеху в сторону стремления к устойчивому стабильному развитию (временной подход).
К
тому же, в эволюции взглядов на эффективность
организаций явно просматривается
тенденция все большей
С
учетом современных взглядов на эффективность,
под эффективностью организаций
следует понимать их способность
к постоянно высоким
Итак, цель управления развитием – повышение эффективности организации в современном понимании термина «эффективность». Воздействуя в процессе управления на значения тех или иных управляемых факторов внешней или внутренней среды, менеджеры стремятся перевести организацию в состояние, которое характеризуется более высоким уровнем эффективности. Однако, осуществляя такое воздействие, необходимо иметь в виду, что любая организация – это сложная система, и ей, как и любой другой сложной системе, присущ ряд свойств, в значительной степени определяющих ее реакцию на те или иные управленческие воздействия. Как показано в [2, c. 51-61], учет этих свойств позволяет повысить эффективность функционирования организации, неучет может привести к потере управляемости, снижению конкурентоспособности и эффективности. К таким свойствам относятся:
В соответствии с первым свойством, любая организация – это немыслимая система, имеющая бесчисленное число состояний. Как следствие, организацией нельзя управлять на уровне детерминированных алгоритмов и инструкций. Если вы придерживаетесь управленческой философии, в основе которой лежат жесткая регламентация и контроль, следствием будет лавинообразное разбухание бюрократического аппарата. Однако при любом количестве людей, занимающихся регламентацией и контролем, в силу проклятия размерности эти сотрудники не будут справляться со своими обязанностями, а начиная с какого-то момента, любая попытка улучшить ситуацию за счет жесткой регламентации лишь ухудшит ее. Для эффективного управления, для эффективной работы организации необходимы самоорганизация и творчество.
Суть принципа полилингвизма состоит в том, что любая желающая быть успешной организация для описания своей деятельности должна использовать иерархию языков. Причем язык нижнего уровня – это язык производственных операций, язык верхнего уровня – это язык, на котором формулируются миссия, стратегия и ценности организации. В соответствии с данным принципом, деятельность, описываемая на языке того или иного уровня, должна оцениваться на языке более высокого уровня. При этом любой представитель коллектива должен понимать иерархию языков, знать, как его деятельность соотносится с реализацией миссии организации. Наличие такой иерархии дает общий ориентир для творчества каждому представителю коллектива. Ее отсутствие приводит к потере общих ориентиров, следствием чего является рост коммуникационных барьеров, обострение противоречий между подразделениями, снижение способности к нововведениям, потеря эффективности [31, c. 20-25].
Информация о работе Совершенствование эффективности деятельности ДОУ