Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
В управленческой науке существуют достаточно совершенные социальнопсихологические методы, с помощью которых можно добиться нужного эффекта функционирования трудового коллектива. Под социальнопсихологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы действия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы имеют в виду внедрение разных социологических и психологических процедур в практику управления.
Качество социальнопсихологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку отдельно. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст надлежащего результата, в процессе управления возникнет перекос и недостаток или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.
Еще многие руководители в наше время не осознали всю важность состояния социальнопсихологического климата в коллективе. Но все чаще во главе компаний и организаций появляются руководители нового типа, которые не экономят средств на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такие компании отличаются слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.
Благоприятный социальнопсихологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социальнопсихологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социальнопсихологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
1.1 Эффективность организаций: системные, организационные и психологические факторы………………………………………………………..6
1.2 Социально-психологический климат в коллективе…………………..10
1.3 Социально-психологические исследования на предприятии как инструмент кадровой работы…………………………………………………...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
2.1 Технико-экономический анализ деятельности ДОУ…………..……..20
2.2 Анализ организации управления ДОУ………………………………..27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
3.1 Разработка проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе……………………………..………..33
3.2 Анализ экономической и социальной эффективности проекта по внедрению системы оценки социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………42
Организационная структура управления в ДОУ представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций, существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.
Общее руководство ДОУ осуществляет общее собрание трудового коллектива, и вопросы его компетенции определяются Уставом учреждения, соответствующим Положением.
Непосредственное
управление ДОУ осуществляет заведующий,
прошедший соответствующую
С
целью педагогического
Сравнительный анализ оценки делового,
творческого и нравственного климата в коллективе
(2007-2011)
год | качество | % проявления |
2007 |
творческие | 78,9% |
нравственные | 66,7% | |
деловые | 60,7% | |
2008 |
творческие | 77,6% |
нравственные | 68,5% | |
деловые | 70,2% | |
2009 |
творческие | 69,0% |
нравственные | 60,0% | |
деловые | 63,2% | |
2010 |
творческие | 74,3% |
нравственные | 67,7% | |
деловые | 71,3% | |
2011 |
творческие | 65,1% |
нравственные | 59,4% | |
деловые | 62,3% |
Педагогический коллектив ДОУ активен, в трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех и все за одного» и чувство гордости за свой коллектив. В коллективе в большей степени преобладают творческие качества, на втором месте деловые качества и на третьем месте нравственные качества. Однако надо отметить, что индекс всех этих качеств с каждым годом уменьшается. Это говорит о том, что происходит выгорание коллектива. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Надо учитывать и возрастной ценз: 52,6% педагогов имеют педагогический стаж более 20 лет.
Администрация ДОУ ставит перед собой цель создать психологическую и социальную безопасность каждого члена в педагогическом коллективе.
На протяжении многих лет проводится анализ социально-психологического климата в коллективе. В коллективе присутствует высокая степень благоприятности социально-психологического климата. Результаты не стабильные, индекс благоприятности в сравнении с 2006 годом увеличился на 4,0 %.
Сравнительный анализ
социально-психологического климата в коллективе
(2005-2009)
год | % проявления |
2006-2007 | 17,8% |
2007-208 | 15,4% |
2008-2009 | 11,3% |
2009-2010 | 19,4% |
2010-2011 | 22,4% |
Отрадно отметить, что в сравнении с 2007 годом, произошла положительная динамика роста социально-психологического климата:
Если
в 2007 г. – было получено 17,8 балла
– это средняя степень
Хочется отметить, что в коллективе в большей степени присутствуют творческие качества (65,1%), на втором месте деловые качества (62,3%), на третьем месте – нравственные качества (59,4%).
Результаты работы дошкольного образовательного учреждения зависят не только от усилий отдельных педагогов, воспитателей и других сотрудников, но и от скоординированности их совместных действий. Для оценки уровня развития коллектива детского сада, выявления его сильных и слабых сторон используется специальный тест «Оценка характеристик коллектива» Т.А. Попова.
При обработке были получены результаты: 79%.
Это говорит о хорошем уровне развития коллектива.
Сравнение между собой полученных по каждой графе баллов позволило увидеть как сильные, так и слабые стороны коллектива, выделить факторы, в наибольшей степени, снижающие общий уровень его развития и требующие серьезного изучения.
Общая характеристика коллектива – уровень его развития (уровень зрелости). Он отражает способность коллектива ставить реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, соответствующих общим, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью.
Коллектив не остается на одном и том же уровне развития. Чем более развит коллектив, тем более высоких результатов он способен достичь.
Коллектив в ДОУ особенный. Каждый педагог – личность творческая, эмоциональная. Все имеют свои увлечения, привязанности и, конечно, свое мнение. От того, насколько талантлив и мудр педагог, во многом зависит будущее тех, кто завтра станет водить поезда, лечить людей, управлять страной.
Эмоциональная привязанность и зависимость детей дошкольного возраста от взрослых очень высока, и от них в значительной степени зависит эмоциональное благополучие и психическое развитие детей в условиях семьи и детского сада.
С педагогами регулярно проводятся индивидуальные или подгрупповые консультации с целью ориентирования на индивидуальный подход к детям.
При помощи
диагностических методик, выявляются
психологические особенности развития
детей, и по итогам диагностических методик
даются рекомендации.
2.2
Анализ организации
управления ДОУ
Управленческая деятельность руководителя дошкольного учебного заведения на основе людиноцентриського подхода значит по-новому, оптимистично мыслить о педагогах и детях, верить в их силы и способности, самостоятельно, без принуждения взаимодействовать в образовательном процессе, опираться на личностную значимость их труда, доверять, помогать, сопровождать в приобретении личностного смысла деятельности, создавать условия для радостного чувства успеха, движения вперед, успешной персонализации педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника на основе адекватного включения в этот процесс их личностного опыта, чувств, переживаний.
Научное
осмысление и обобщение социальных
процессов современной
Представители разных школ менеджеров считают, что в современных условиях менеджмент должен использоваться не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы. Управление должно обеспечивать оптимизацию принятия решения теми, кого они непосредственно касаются. При этом под принятием управленческого решения понимают план действий, который принимается самостоятельно каждым субъектом управления.
На изменение философии влияния в управлении образованием пришла философия взаимодействия, сотрудничества, создания условий, обеспечения. Целью образовательного заведения в широком его толковании является развитие ребенка в процессе его воспитания и учебы. Целью же управления учебным заведением является создание педагогических условий для развития личности, то есть достижение поставленной цели учебным заведением.
Каждое заведение представляет собой целостное образование, которое действует по законам развития. В силу этого ДОУ можно рассматривать как систему с определенными элементами, структурой, функционированием, развитием. Такой подход позволяет не только выявлять основные факторы, условия, обеспечивать жизнедеятельность заведения, но и руководить его функционированием и развитием.
Таблица 2.1. Анализ управленческой деятельности заведующей детским садом "Черепашка"
|
Количество рабочих часов за месяц превысили норму при 40-часовой рабочей неделе (предвиденной законодательством), но у заведующей ненормируемый рабочий день.
Таблица 2.2. Анализ деятельности старшего воспитателя
|
Информация о работе Совершенствование эффективности деятельности ДОУ