Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне. Совершенствование технологий и повышение заработной платы обычно не имеет в этом случае существенного эффекта, поскольку эти процедуры исчерпали себя на предыдущем этапе. Именно здесь речь и заходит о человеческом факторе, т.е. о мотивации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность содержательных теорий мотивации…………………………………5
1.1 Эволюция понятия мотивации……………………………………………….5
1.2 Содержательные теории мотивации…………………………………………8
1.3 Процессуальные теории мотивации………………………………………..13
2. Характеристика основных содержательных теорий мотивации……………...18
2.1. Иерархия потребностей по Маслоу………………………………………..18
2.2 Теория потребностей потребности МакКлелланда ……………………….23
2.3 Двухфакторная теория Герцберга………………………………………….24
2.4 Теория ERG К.Алдерфера………………………………………………….27
3. Практические аспекты применения содержательных теорий мотивации в организациях торговли и сферы услуг…………………………………………….29
Заключение……………
«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».
В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребно движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней.
Менеджеры,
действующие на международной арене,
также как и их коллеги, действующие
внутри какой-либо страны, должны обеспечивать
возможности для удовлетворения потребностей
сотрудников. Поскольку в различных странах
относительная важность потребностей
определяется по-разному, руководители
организаций, действующих на международном
уровне, должны знать эти различии и принимать
их в расчет. В одном достаточно полном
исследовании на базе иерархии потребностей
Маслоу был проведен сопоставительный
анализ пяти различных групп руководителей.
Эти группы были сформированы по географическому
принципу: 1) руководители английских и
американских фирм; 2) японские руководители;
3) руководители фирм северных и центрально-европейских
стран (ФРГ, Дания, Швеция и Норвегия);4)
руководители фирм южных и западных европейских
стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия);
5) руководители фирм развивающихся стран
(Аргентина, Чили, Индия). Один из результатов
этого исследования состоял в том, что
руководители из развивающихся стран
придавали большее значение всем потребностям
иерархии Маслоу и степени их удовлетворения,
чем руководители каких-либо других стран,
Руководители из развивающихся и юго-западных
европейских стран более всего стремятся
удовлетворить социальные потребности.
Это говорит о важности использования
при работе с ними таких вознаграждений,
как повышение статуса, социальное уважение,
признание заслуг. Более позднее исследование
на эту же тему, составленное на основании
результатов опросов и посвященное определению
потребности людей изболее чем 40 стран,
позволяет сделать вывод, что теории мотивации,
разработанные американскими учеными,
базируются на неявном допущении о том,
что американская система культурных
ценностей и идеалов существует и за границей.
Однако это не соответствует действительности.
К сожалению, систематических исследований
мотивации на международном уровне не
проводилось. Тем не менее, можно заключить,
что руководители, действующие на международном
уровне, должны постоянно учитывать, понимать
и внимательно относиться к культурным
отличиям потребностей людей, с которыми
они взаимодействуют. Руководители должны
всячески избегать явного предпочтения
сотрудников одной национальности другой.
Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми
вы управляете за рубежом, обладают теми
же потребностями, что и у вас в стране.
Что же делать? Надо обеспечивать удовлетворение
потребностей людей, которыми вы управляете,
если они работают эффективна
Теория иерархических потребностей Абрахама
Маслоу показала, что мотивирование подчиненных
исключительно экономическими стимулами,
способствующими удовлетворению потребностей
только низших уровней, не продуктивно.
Гораздо лучших результатов можно добиться,
ставя цели организации, способствующие
удовлетворению высших потребностей подчиненных.
Способы удовлетворения этих потребностей
указанны в таблице 2.
Таблица 2.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней.
Социальные потребности |
-давайте
сотрудникам такую работу, -создавайте на рабочих местах дух единой команды; -проводите с подчиненными периодические совещания; -не
старайтесь разрушить -создавайте
условия для социальной |
Потребности в уважении. |
-предлагайте
подчиненным более -обеспечьте
им положительную обратную -привлекайте
подчиненных к формулировке -делегируйте
подчиненным дополнительные -продвигайте
подчиненных по служебной -обеспечивайте
обучение и переподготовку, которая
повышает уровень |
Потребности в самовыражении. |
-обеспечивайте
подчиненным возможности для обучения
и развития,которые позволили бы полностью
использовать их потенциал;
-давайте
подчиненным сложную и важную
работу,требующую от них -поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. |
Критика теории Маслоу.
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей – предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.
В итоге, как отмечает Митчелл: «Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».[2, C.88-92]
Теория
Маслоу4 внесла исключительно важный
вклад в понимании того, что лежит в основе
стремления людей к работе. Руководители
различных рангов стали понимать, что
мотивация людей определяется широким
спектром их потребностей. Для того чтобы
мотивировать конкретного человека, руководитель
должен дать ему возможность удовлетворить
его важнейшие потребности через действия,
которые способствуют достижению целей
всей организации. Теория иерархических
потребностей Абрахама Маслоу показала,
что мотивирование подчинённых исключительно
экономическими стимулами, способствующими
удовлетворению потребностей только низших
уровней, не продуктивно. Гораздо лучших
результатов можно добиться, ставя цели
организации, способствующие удовлетворению
высших потребностей подчинённых.
Теория Дэвида МакКлелланда представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации Маслоу. Его модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней. Он исходил из того, что людям присущи три потребности власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее. Люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает МакКлелланд: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».
Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация
на основании потребности в
Менеджер,
располагая данными о преобладающих потребностях
своих подчиненных, должен избрать тот
вариант мотивации, который в наибольшей
мере будет способствовать достижению
цели как работника, так и организации.
Например, если вы хотите мотивировать
людей с потребностью успеха, вам необходимо
ставить перед ними задачи с умеренной
степенью риска или возможностью неудачи,
делегировать им достаточные полномочия
для того, чтобы развивать инициативу
в решении поставленных задач, регулярно
и конкретно поощрять их в соответствии
с достигнутыми результатами. [3, C.229]
2.3 Двухфакторная теория Герцберга.
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».
Таблица 3.
Гигиенические факторы | Мотивации |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение |
Межличностные отношения с начальниками, коллегами подчиненными | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой | Возможности творческого и делового роста |
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Теория
мотивации Герцберга имеет
Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.