Содержательные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне. Совершенствование технологий и повышение заработной платы обычно не имеет в этом случае существенного эффекта, поскольку эти процедуры исчерпали себя на предыдущем этапе. Именно здесь речь и заходит о человеческом факторе, т.е. о мотивации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность содержательных теорий мотивации…………………………………5
1.1 Эволюция понятия мотивации……………………………………………….5
1.2 Содержательные теории мотивации…………………………………………8
1.3 Процессуальные теории мотивации………………………………………..13
2. Характеристика основных содержательных теорий мотивации……………...18
2.1. Иерархия потребностей по Маслоу………………………………………..18
2.2 Теория потребностей потребности МакКлелланда ……………………….23
2.3 Двухфакторная теория Герцберга………………………………………….24
2.4 Теория ERG К.Алдерфера………………………………………………….27
3. Практические аспекты применения содержательных теорий мотивации в организациях торговли и сферы услуг…………………………………………….29
Заключение……………

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!!!!.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность  содержательных  теорий мотивации…………………………………5

     1.1 Эволюция понятия мотивации……………………………………………….5

     1.2 Содержательные теории мотивации…………………………………………8

1.3 Процессуальные  теории мотивации………………………………………..13

2. Характеристика  основных содержательных теорий  мотивации……………...18

2.1. Иерархия потребностей по Маслоу………………………………………..18

2.2 Теория потребностей потребности МакКлелланда ……………………….23

        2.3 Двухфакторная теория Герцберга………………………………………….24

2.4 Теория ERG К.Алдерфера………………………………………………….27

3. Практические  аспекты применения содержательных теорий мотивации в организациях торговли и сферы услуг…………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы:……………………………………………………………..34 
 

 

Введение.

Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне. Совершенствование технологий и повышение заработной платы обычно не имеет в этом случае существенного эффекта, поскольку эти процедуры исчерпали себя на предыдущем этапе. Именно здесь речь и заходит о человеческом факторе, т.е. о мотивации. В последнее время термин «мотивация» прочно вошел в терминологию многих общественных наук. Постепенно и к отечественным управленцам (не только теоретикам, но и практикам) приходит осознание того, что человек на позициях винтика в машине не будет трудиться достаточно эффективно. Такая политика может держаться лишь на энтузиазме или на репрессиях, что, как показала история, не слишком эффективно: энтузиазм быстро улетучивается. Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понятие его мотивации, которая нуждается в дальнейшем изучение и систематизации. Предметом будет являться сам процесс мотивации. Объектом являются теории мотивации. Представленная тема занимает важное место в жизнедеятельности предприятий. Мотивация выступает актуальной проблемой в организации деятельности персонала, поскольку при построение правильной системы компенсации, заработная плата и нематериальной мотивации, компания достигнет наиболее эффективных результатов. Основными сложностями учёта мотивации являются: сугубо индивидуальный характер, процесс возникновения и исчезновения потребностей крайне изменчив, что приводит к непредсказуемым действиям сотрудника. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение к теме мотивации труда особенно актуальным.

Учитывая нынешнюю ситуацию в России, рассматривая особенности экономического и функционального развития ее структур, можно прийти к выводу, что время мотивации, основанной лишь на денежном поощрении, постепенно уходит в прошлое. Поэтому так необходимо сейчас знание и совершенствование существующих теорий мотивации. Разработанные на базе западной научной парадигмы, эти теории являются классическими в истории развития моделей мотивации. Но, изучая их, не следует также забывать, что любые слепо перенятые схемы редко приносят пользу. К тому же самая молодая из этих теорий была разработана более десятилетия назад, а это значит, что требуются более новые, адекватно отражающие реальность модели. Все это красноречиво свидетельствует о необходимости и актуальности развития новейших теорий мотивации, как в отечественном, так и мировом менеджменте.

Цель исследования – исследование возможностей использования содержательных теорий мотивации в российской практике. 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные содержательные теории мотивации;

-произвести сравнительный анализ данных содержательных теорий мотивации;

-проанализировать применение содержательных теорий мотивации в организациях торговли и сферы услуг.

  1. Сущность  содержательных теорий мотивации.
    1. Эволюция понятия мотивации

    Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Старые концепции мотивации. Многие руководители, особенно не имеющие специальной подготовки, испытывают сильное влияние этих концепций. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности более сложны и трудны, чем раньше. «Метод кнута и пряника» хорошо известен на протяжении веков. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время считалось само собой разумеющимся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей стала улучшаться, и управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. [5, C. 56-57] Попытки использовать методы психологии. Еще Тейлор и Гилберт писали, что «новости о теории подсознательного Зигмунда Фрейда распространились по Европе и достигли Англии». С появлением работ Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды сулит понимание психологии, и то, что мотивация по типу «кнута и пряника» недостаточна. Мэйо и его сотрудники в ходе восьмидесятилетних исследований поведения работника на рабочем месте пришли к осознанию того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда.                                                                                                                          Современные теории мотивации. Исследование поведения человека в трудовом процессе дает общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Теории мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. 

    Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга. Процессуальные теории  мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Несмотря на различия этих теорий, они не являются взаимоисключающими и эффективно используются в решении задач побуждения людей к эффективному труду.         Нужды и потребности. Человек испытывает нужду, когда он физиологически или психологически ощущает нехватку чего – либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести характер конкретной потребности. Большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные потребности, или просто потребности. Первичные потребности являются по своей природе врожденными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении. Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом  и осознаются с опытом. Среди них заметное место занимают социально- психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности значительно различаются.

   Рис.1.Подходы к модели описания мотивации.

Мотивационное поведение состоит в том, что потребности человека служат мотивом к действию. В связи с этим рассматривают побуждение как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Закон результата заключается в том, что степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соответствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого поведения, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказываются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз человек, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробованным способом. Проблемы мотивации через потребности обусловлены тем, что существует множество разнообразных конкретных человеческих потребностей, целей, которые, по мнению разных людей, приводят к удовлетворению их потребностей, и типов поведения при достижении этих целей. Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре, культурным укладом и приобретенным опытом. Поэтому для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, может не иметь значения для других. Вознаграждение — это то, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности у людей значительно различается, как и оценка вознаграждения. Внутреннее вознаграждение — это то удовлетворение, которое приносит сама работа. Так, внутренним вознаграждением является чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, — это тоже внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение обеспечивает организация. Примеры внешних вознаграждений — зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвалы и признание, а также дополнительные выплаты и отпуска.1

    1. Содержательные теории мотивации.

    В самом общем виде мотивация  человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществления определённых действий. Эти силы находятся вне человека и заставляют его совершать некоторые поступки. Связь между этими силами и человеком определяется рядом сложных взаимосвязей. В результате разные люди  могут по-разному реагировать на воздействия со стороны одинаковых сил. Поэтому мотивацию можно охарактеризовать, как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и достижения определённых целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Путь к  эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, можно побуждать его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий можно попытаться разработать систему форм и методов управления человеком. С связи с этим в данной курсовой работе приведены важнейшие и наиболее используемые в данное время в управлении теории. Они подразделяются на два вида:

- содержательные, описывающие структуру потребностей, их содержание и то, как данные  потребности связаны с мотивацией  человека к деятельности;

- процессуальные, основанные на процессе управления.   

Иерархия  потребностей по Маслоу, доработанная психологом из Гарварда, Мурреем, включает:

1) физиологические  потребности, удовлетворение которых  необходимо для выживания. К  ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

2) потребности  в безопасности и уверенности  в будущем. К ним относятся  потребности в защите от физических  и психологических опасностей  со стороны окружающего мира  и уверенность в том, что  физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

3) социальные  потребности. К ним относятся  необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают  другие, чувства привязанности и  поддержки;

4) потребности  в уважении. К ним относятся  потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании;

5) потребности  самовыражения. К ним относятся  потребности в реализации своих  потенциальных возможностей и  росте как личности. Мотивация  и иерархия потребностей. По теории Маслоу, потребности первых, т. е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека и первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фавором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобных и безопасных условиях, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к достижению уважения со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. На практике эта иерархия не столь четкая, как предполагает теория Маслоу. Использование теории Маслоу в управлении. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей  всей организации. Российским менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребности в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворяются потребности низших уровней. Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней приведены в следующей таблице.

Таблица 1. Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней

Социальные

 потребности

Потребности

в уважении

         Потребности

       в самовыражении

1 2 3
1.Создание  в коллективах чувство единой команды. 

2.Стройте  работу так, чтобы сотрудники могли общаться. 

3.Проводите  с подчиненными периодические совещания. 

4.Не  старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба. 

5.Создавайте  условия для социальной активности  работников вне ее рамок.

1. Предлагайте подчиненным содержательную работу. 

2.Обеспечьте  им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 

3.Высоко  оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты. 

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 

6.Продвигайте  подчиненных по служебной лестнице. 

7.Обеспечивайте  обучение и переподготовку, которая  повышает уровень компетенции.

1.Обеспечивайте  подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 

2.Давайте  подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 

3.Поощряйте  и развивайте у подчиненных творческие способности.

Информация о работе Содержательные теории мотивации