Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:58, реферат
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
ВВЕДЕНИЕ
1. История становления профориентации
2. Теория профориентации
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности
3. Методология профориентации
3.1 Определение критериев эффективности профориентации
4. Основы организации и планирования профориентационной работы
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи
4.3. Основы составления программ профориентационной помощи
5. Профессиональное воспитание учащихся
5.1. Профессиональное просвещение
5.2. Изучение школьников в целях профориентации
5.3 Профессиональная консультация учащихся
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи
7. Заключение
8. Список литературы:
Кроме способностей, к индивидуальным психологическим
особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства
консервативны и устойчивы.
Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик
личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.
Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции,
правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.
Изучение особенностей характера школьника в целях
профдиагностики
и профотбора (подбора)
выявляет психофизиологические
особенности личности, что необходимо
не только для определения
его как исполнителя определенных
видов трудовой деятельности, но
и как будущого организатора, командира
производственного процесса в
различных областях физического и
умственного труда.
5.3 Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания
действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная наизучении личности.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к
осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе
профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты- профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На
первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и
решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую
и справочную.
Для проведения психолого-
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к
психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.
В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-
педагогического обследования учащегося с его профессионально направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен
тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в
профессиональное
учебное заведение или
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения
может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Итак, профконсультация - это оказание помощи молодому поколению,
выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
Составная часть профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить даннуюи профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
«Существующее физическое и
Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей
человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических предрасположений к той или иной работе.
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических
качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и
организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов отпригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.
С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в
условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям.
Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор трудно
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи
«Профессиональная адаптація» - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, нас колько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной
В процессе адаптации
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две
взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных
производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая
молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально- профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными
и т.п.
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
Заключение
В заключение проведенной
(принцип сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип
Информация о работе Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации