Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:58, реферат
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
ВВЕДЕНИЕ
1. История становления профориентации
2. Теория профориентации
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности
3. Методология профориентации
3.1 Определение критериев эффективности профориентации
4. Основы организации и планирования профориентационной работы
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи
4.3. Основы составления программ профориентационной помощи
5. Профессиональное воспитание учащихся
5.1. Профессиональное просвещение
5.2. Изучение школьников в целях профориентации
5.3 Профессиональная консультация учащихся
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи
7. Заключение
8. Список литературы:
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и
общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая
дисциплина,
принципы планирования, структура предприятия
и т.п.
Работа по профпросвещению
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
«В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит
довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями
экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Планировать работу по
частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в
соответствии
с предварительной
Чтобы работа по профпросвещению
имела положительные
Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;»
В процессе проведения работы по профессиональному просвещению не обходимо учитывать направленность в развитии отрасле народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудове традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а
основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.»
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы,
которые проводят классные руководители, учителя-предметники или
представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно
проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика
профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2. Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее
перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические
здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень
ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качеств хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда,
система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь
профессиональной
подготовки с учебой и трудовой
деятельностью в школе; уровень
и объем профессиональных знаний, умений
и навыков, необходимых для получения
начального квалификационного разряда
по данной профессии;
5.2. Изучение школьников в целях профориентации
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная
профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик,
которые имеют значение для профессиональной работы.
Ценностные ориентации. Ценностные ориентации можно определить
как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.
Удовлетворение таких
« Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые
наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к
профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:
Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе
очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
Выявление мотивов выбора
побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие,
аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.
Итак, мы рассмотрели ценностные
ориентации в структуре
человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом:
потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная
качеств человека, как склонности. Склонности – «это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту».
Как правило, на занятия, к
которым учащийся более
тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности.
Основным
показателем способности
Способности –это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладенияспособами и приемами деятельности. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д. Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям
возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности. Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют
Информация о работе Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации