Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:30, курсовая работа
Осуществление целей развития и модернизации социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества обусловливает необходимость серьезной, научно достоверной теоретической базы социально-управленческой мысли, а также ее практической апробации.
Это обстоятельство повышает значимость социологии управления, которая позволяет осуществлять достаточно полное, целостное описание и диагностику объектов управленческого воздействия, их социологическую репрезентацию.
Введение 3
I.Структурно-функциональный анализ Социального поведения и социального управления
предприятием 5
1)Ситуационное социальное поведение в
организации 5
2)Принципы и методы социального управления
организацией 12
3)Социальная природа и функции
организационного имиджа 17
II.Управление социальным поведением через
формирование организационного имиджа 27
1)Управленческие технологии воздействия организационного имиджа на социальное
поведение 27
2)Коммуникативные технологии формирования
имиджа организации 36
3)Социальные процессы формирования
организационного имиджа 46
Заключение....................................... 54
Список используемой литературы.................................... 56
Развитие по линии «Я» подразумевает уровни: господство утилитарного материального интереса, возникновение привычки к выполнению заданной роли; ориентации на престиж, мастерство, и, как высший уровень, ориентации на самореализацию, на работу по призванию. Каждый следующий уровень не отрицает, но трансформирует, осваивает, развивает мотивацию предшествующего, требует дополнительных энергетических затрат, без которых быстро разрушается.
По линии «Мы» основные уровни: включение в группу на производстве с господством чисто эгоистических целей; освоение групповых ролей и интереса (с подуровнем появления первых «диад»); появление коллектива, с признанной, ясной и одобренной большинством общей целью и высоким, потому, уровнем групповой сопричастности.
По третьему «треугольнику» уровни еще более очевидны: ориентация оргсреды на отчуждение макро- и микроэкономические параметры (план, выполнение распоряжений, вал и т.д.); на прибыль; на престиж предприятия; регулировка по маркетингу.
Основной закон корреляции в производственных системах всех трех сторон можно сформулировать так: выравнивание уровней развитости всех сторон жизни производства идет по минимуму, то есть по слабейшей.
Согласно современной концепции обогащения труда управление осуществляется по трем уровням:
Теперь перейдём к рассмотрению второго направления формирования имиджа предприятия - формирование общественного мнения.
Использование методов «паблик рилейшнз» является наиболее эффективным способом создания и поддержания имиджа фирмы, ее товара или услуги. Тем более, что основной задачей связей с общественностью является формирование благоприятного отношения к фирме широкой общественности. Доброжелательные отношение общественности к организации через общественное мнение, как средство социального контроля в дальнейшем будет оказывать воздействие на поведение, представления отдельного индивида.
Для достижения цели формирования имиджа предприятия «паблик рилейшнз» используют разнообразные средства и приемы: связь со средствами массовой информации (организация пресс-конференций и брифингов; рассылка пресс-релизов; написание статей о самой фирме, ее сотрудниках, сфере ее деятельности; производство кино- и телефильмов, теле- и радиорепортажей; организация интервью руководителей) ; публикации ежегодных официальных отчетов о деятельности фирмы; издание фирменного пропагандистского проспекта; издание фирменного журнала, газеты; участие представителей предприятия в работе съездов и конференций профессиональных или общественных организаций; организация фирмой всевозможных мероприятий событийного характера (например, празднование юбилея организации); деятельность, направленная на органы государственного управления (выдвижение фирмами «своих» людей в органы государственного управления, представление товаров -- новинок руководителям государства, привлечение первых лиц государства к участию в торжествах, устраиваемых организацией), спонсорство определенных мероприятий, подготовка и проведение различных мероприятий, участие в выставках, семинарах, празднование какого-то события, связанного с родом деятельности фирмы. Все эти события могут стать «информационным поводом», благодаря которому, в средствах массовой информации могут появиться информационные материалы о фирме и ее вкладе в проведение того или иного мероприятия.
Многие компании связывают свой имидж с проведением культурных мероприятий, например, с проведением концертов или художественных выставок. В то же время организации поддерживают общественные благотворительные мероприятия. Эффективность подобных мероприятий, направленных на создание и поддержание имиджа предприятия, подтверждается многочисленными опросами общественного мнения и маркетинговыми исследованиями. Так, например, маркетинговое исследование, проведенное в июле 1999 года международным ПР агентством «Флейшман - Хиллард»19 в ряде европейских стран, показало, что большинство респондентов считает, что компании должны тратить часть своих средств не решение социальных проблем. При этом, сведения о социальной активности компании - производителя влияют на благоприятное отношение к ней самой и к ее сотрудникам. В исследовании отмечается, что 88 % респондентов считает, что компании должны заниматься решением социальных проблем. 88% респондентов сказали, что информация об усилиях предприятия в решении социальных проблем способствовала бы более благосклонному отношению к самому предприятию и его руководству. И, наконец, 89 % опрошенных высказали мнение о том, что они склонны гораздо больше доверять какой-либо компании, если она демонстрирует активность в решении социальных проблем и стремление согласовывать свою политику с интересами общества. Из приведенных данных следует вывод о том, что решение общественных проблем поднимает имидж и укрепляет репутацию предприятия.
Имидж - категория эмоциональная, оказывающая сильное влияние на результат процесса принятия поведенческого решения. Этот процесс является составной частью социального поведения, на которое оказывают воздействие различные внешние и внутренние факторы. Следовательно, в процессе формирования имиджа необходимо учитывать все социально-демографические, социально-психологические факторы, а именно: представления о самом себе, нормы поведения, ценности, культурные различия, социальные статусы и роли, экономические возможности и др.
По средствам сформированного благоприятного имиджа компании возможно осуществление всех функций социального управления.
На протяжении всей своей жизни человек постоянно вращается среди людей, является членом нескольких социальных групп, которые выделяются по таким социально значимым признакам, как пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, образование.
Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. У представителей одной и той же группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации. Следовательно, у членов одной группы одинаковы предметы и способы поведения. Принимая определенную модель социального поведения, которая сопровождается (подкреплена) специально спроектированным организационным имиджем, который соответствует принятым в группе ценностям, нормам, правилам, установкам и т.д., индивид отождествляет себя либо со своей социальной группой, либо с желаемой группой. Действуя таким образом, человек получает одобрение со стороны членов группы. Человек нуждается в группе и зависит от нее.
В процессе социализации человек усваивает культурные
нормы, осваивает социальные роли, он учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, традициям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению, а также приобретает социальный статус.
Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей, носителей статусов. Статус определяет содержание и характер социальных отношений, тот интерес, который данный человек будет защищать.
Известно несколько подходов к анализу процессов социализации. А.Н. Леонтьев видит центр таких процессов в передаче навыков освоения ролей от поколения к поколению, Г. Кибш и М. Форберг рассматривают социализацию как формирование установки, моментами чего являются подражание, идентификация, отождествление себя с какой-то ролью, а так же «инструктирование», передача опыта освоения роли от человека к человеку.
Чешский психолог А. Юровский предлагал выделять в процессах социализации три стадии:
Н.В. Андреенкова20, также выделяет три этапа социализации, соответственно социализации ребенка, подростка и взрослого и т.д. Как видим, разброс мнений в вопросах социализации велик.
В настоящей работе автор понимает социализацию в широком смысле - как освоение человеком социальной действительности в целом и, в соответствии с целями работы, выделяются лишь наиболее яркие моменты такого освоения: адаптация человека к жизни в малой группе, диалектика социального бытия организационных имиджей и социального управления.
Отметим некоторые аспекты анализа психологических сторон такого освоения социума человеком.
Во-первых, такое освоение зависит от возраста и особенностей самого человека. Человек обречен на социализацию, вплоть до превращения в экспериментальных условиях в почти безличностного носителя отношений в группе. Но позиция человека прямо влияет на формы такой социализации.
Во-вторых, ядром процессов социализации является бытие человека в социальной группе, где он вынужден осваивать заданный группой спектр ролей, то есть функций, действий, оценок, ценностей, ритуалов, актов интуиции, воли, наслаждения и др., более или менее жестко предписывающих каждому члену группы тип поведения,- данный в групповых ожиданиях и надеждах.
Подчеркнем еще раз, что социализация не сводится только к освоению ролей, включая в себя и бытие психических механизмов приспособления к социальным ситуациям, ответы на состояние среды, которые могут рождать особую мотивацию социальных действий.
В-третьих, социализация включает освоение не групповых ролей, а ролей в метасистеме социальных групп (например, «гражданин России», и др.). Социализация описывает взаимодействие такой метасистемы групп с противоречащими друг другу ценностями в единстве идеологических и социально-психологических воздействий на человека, результатом чего могут быть эффекты заражения в толпе, на митингах и др21.
Подчеркнем, что поведение группы лиц - есть основа социального поведения человека, есть своеобразная субстанция его жизни - но вовсе не «сумма условий», как это иногда представляется.
Уточним понятие социальной группы. Еще в «Левиафане» Гоббс определял социальную группу как известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. В XIX веке Гумплович считал главным признаком группы единство биологических и расовых установок.
Так или иначе, группы существуют как основы социального поведения людей.
Когда человек озабочен тем, как выглядит в глазах других, или пытается определить основные характеристики какой-либо группы, тем самым он демонстрирует значение референтных групп. Референтные группы являются прямыми (при непосредственном общении) или косвенными объектами для сравнения или примерами для подражания при формировании взглядов или поведения отдельного человека. То есть, те, социальные, социально-психологические группы, с ценностями, нормами и установками, с которыми индивид соотносит свое поведение с целью принятия этих норм, ценностей или сравнения с ними.
Качество референтности обнаруживается лишь в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотнесения субъекта с существенно значимыми для него объектами. А такими значимыми объектами выступают цели и задачи совместной деятельности. В таком понимании референтность «фиксирует в себе потенциальную возможность обращения к избираемому среди множества других значимому индивиду или индивидам с целью опосредованного отнесения к существенно важным для субъекта объектами познания в условиях групповых взаимоотношений»22.
Референтные группы оказывают на людей влияние по трем направлениям. Во-первых, индивид сталкивается с новыми для него проявлениями социального поведения и образами жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношение индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится «вписаться» в коллектив. И, в-третьих, группа подталкивает индивида к конформности, что может отразиться на выборе варианта социального поведения.
Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желаемый коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Часто на одного человека оказывают влияние разные референтные группы, и ему приходится делать между ними выбор. Приобщение к определенной группе дает человеку сознание стабильности и устойчивости. Человек использует имидж как символ принадлежности к референтной группе, как способ идентификации, отождествления себя с желаемой группой. Имидж сигнализирует о готовности человека подчиниться феноменам группового поведения. Социальный класс, к которому принадлежит человек, лидеры, мнение которых для него ценно. Группы, к которым он себя причисляет, влияют не только на его мировоззрение, но и на те варианты социального поведения, которые он выбирает.