Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:37, дипломная работа
Целью написания дипломного проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
– рассмотреть некоторые психологические методы управления;
– провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение….6
1.Теоретические основы использования социально-психологических методов на предприятии 1.1Понятие и классификация методов менеджмента…8
1.2Социологические методы управления….10
1.3Психологические методы управления…..12
2. Специфика деятельности предприятия и организация мотивации
персонала предприятия
2.1 Характеристика деятельности предприятия «Старгород»…..16
2.2 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала…..19
3. Усовершенствование социально-психологических методов управления на предприятии «Старгород»
3.1 Совершенствование системы подбора персонала….23
3.2 Совершенствование процедуры оценки деятельности персонала….31
3.3 Совершенствование процедуры обучения и повышения квалификации….36
3.4 Совершенствование методов мотивации и стимулирования персонала….40
Выводы….46
Список литературы…..50
1.3Психологические методы управления
Эти методы воздействуют на взаимоотношения
между людьми путем создания работоспособного
коллектива с оптимальным психологическим
климатом.
Трудовая деятельность
осуществляется на основе функционирования
психики человека, т.е. мышления, воображения,
внимания и иных психических свойств.
Совершенно очевидно, что психическое
состояние человека в тот или иной временной
период прямо и непосредственно оказывает
воздействие как на его личные результаты
труда, так и на трудовые достижения коллектива,
в котором он работает.
К психологическим методам управления
относятся: методы комплектования малых
групп и коллективов; методы гуманизации
труда; методы психологического побуждения
(мотивации); методы профессионального
отбора и обучения. [7]
Методы комплектования малых групп и коллективов
предоставляют возможность определить
оптимальные количественные соотношения
между работниками в малых группах и коллективах.
Посредством социологических исследований
выявляются симпатии и антипатии внутри
коллектива, определяется место каждого
его члена на основе психологической совместимости
работников в коллективе (группе). От психологической
совместимости работников, основанной
на оптимальном сочетании их психологических
свойств, в значительной степени зависит
психологический климат в коллективе.
Существуют два вида совместимости: психологическая
и социально-психологическая. Первая совместимость
подразумевает соответствие психологических
свойств работника процессам управления.
Вторая совместимость формируется в результате
оптимального сочетания типов поведения
работников и основывается на общих интересах,
ценностных ориентациях.
Методы гуманизации
труда состоят во внесении элементов творчества
в трудовой процесс, исключении монотонности
(однообразия) труда, использовании психологического
воздействия цвета, музыки и др.
Методы психологического побуждения (мотивации).
Достижению необходимой активности работника
помогает применение психологического
побуждения, формирование мотивов труда.
С помощью мотивации, побуждения оказывается
непосредственное воздействие на объект
управления - работника (работников). Методы
психологического побуждения многообразны.
К их числу относятся:
· убеждение - воздействие на волю работника
при помощи логических средств, направленных
на снятие напряженности в коллективе,
психологических барьеров;
· внушение - целенаправленное воздействие
субъекта управления на объект управления
путем влияния руководителя на психику
подчиненного. Наибольшую эффективность
дает применение этого метода в конфликтных
ситуациях, поскольку с его помощью можно
непосредственно воздействовать на волю
работника. Внушаемость во многом зависит
от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические
качества внушающего имеют важное значение
в повышении эффективности применения
рассматриваемого метода;
· подражание — воздействие на волю работника
посредством личного примера. Руководитель
либо сам демонстрирует образец должного
поведения, либо указывает на работника,
чье поведение может служить образцом.
Руководитель прежде всего сам обязан
быть образцом в своем поведении и деятельности,
ибо он находится в центре внимания всех,
к его поведению все присматриваются,
его действия обсуждаются и оцениваются.
Руководитель, как правило, служит в качестве
эталона поведения для руководимых, для
всех тех, кто постоянно контактирует
с ним;
· вовлечение - побудительный прием, посредством
которого работник-исполнитель становится
участником процесса подготовки и реализации
решений, принятых руководителем;
· оказание доверия - психологическое
воздействие, выражающееся в подчеркивании,
выделении положительных качеств работника,
его опыта, квалификации и т.п., в выражении
уверенности в его возможностях, что повышает
моральную значимость поручаемого задания;
· принуждение - психологическое воздействие
на работника, заставляющее его (иногда
вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее
задание.
Мотивация деятельности работника может
носить перспективный и текущий характер.
Наличие перспективной (далекой) мотивации
помогает работнику преодолевать временные
трудности в работе, ибо он устремлен в
будущее, настоящее работник рассматривает,
как этап достижения намеченных целей.
Если же у работника текущая (близкая)
мотивация деятельности, то трудности
или неудачи в труде могут снизить его
трудовую (служебную) активность или даже
вызвать желание перейти на другую работу.
Методы профессионального
отбора и обучения. К таким методам относятся:
отбор работников, обладающих такими психологическими
характеристиками, которые наиболее соответствуют
выполняемой работе (занимаемой должности);
развитие необходимых психологических
характеристик для успешного выполнения
порученного дела.
Все вышеуказанные методы могут оказывать
эффективное воздействие на человека,
если будут применяться с учетом особенностей
психологического склада конкретной личности,
т.е. ее характера, способностей, темперамента.
2. Спецификация
деятельности предприятия и организация
и мотивации персонала предприятия «Старгород»
2.1 Характеристика деятельности предприятия «Старгород»
Общество с ограниченной ответственностью «Частная пивоварня «Старгород» в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины , и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, а также Уставом.
ООО «Частныя пивоварня «Старгород» является юридическим лицом и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные счета в банках.
Основной целью создания ООО «Частной пивоварни «Старгород» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Ресторан «Старгород» отличается удобным для посещения месторасположением и необычным тем, что в одном помещении находится и ресторан, и пивоваренный завод. Непосредственно в ресторане варится 8 сортов пива.
В
частности, была полностью централизована
система управления в компании, оптимизирована
численность персонала, повышена эффективность
логистики, усилена маркетинговая активность.
Благодаря принятым мерам, компания смогла
не только практически полностью сохранить
свои размеры в условиях сильного падения
спроса на ресторанном рынке, но и преодолеть
докризисные показатели по некоторым
ресторанам. Пивоваренный
Ресторан «Старгород» в Харькове по адресу:
г.Харьков, ул.Лермонтова 7 м.Пушкинская.
Ресторан представляет собой многоуровневый комплекс, общей площадью в 2500 кв.м, рассчитанный на 300 посадочных мест.
Первый этаж - это светлый зал ресторана, в котором стоит печь для приготовления пиццы на живом огне.
На втором этаже - зал-ресторан, в котором проходят живые концерты приглашенных звезд российского и международного шоу-бизнеса. Прямо здесь, на глазах посетителей, в огромных чанах варится свежее пиво «Старгород».
Пиво ресторана «Старгород» - это живой напиток, сваренный по старинной рецептуре, нетронутой современными технологиями, которые применяются лишь для увеличения срока реализации пива и снижают его вкусовые качества. Истинный ценитель пива сможет оценить 8 сортов этого напитка: от темного «Золотая Осень» с его карамельным «с дымком» вкусом до легкого «Белого Пшеничного», которое очень любят представительницы прекрасного пола. Для особых гурманов в меню ресторана 6 видов коктейлей на основе пива «Старгород».
Интерьер ресторана выполнен в стиле Hi-Tech, наиболее отвечающем принципам современного модного демократического заведения. На большие экраны, которые расположены по всему ресторану, транслируются деловые, музыкальные и спортивные программы.
Предметом особой гордости ресторана является суши-бар. Всего в меню суши-бара «Старгород» более 250 наименований. Суши, сашими, темпура, горячие блюда, все они готовятся из исключительно свежих, незамороженных продуктов.
Профессиональные повара ресторана рады предложить более 300 наименований блюд баварской, итальянской и европейской кухни, которые не оставят равнодушными ни одного посетителя.
А также суши-ланч и бизнес-ланч по будням с 12.00 до 17.00.
В ресторане постоянно играет стильная живая музыка формата Acid-Jazz, Lounge, Soulful. Регулярно проходят концерты качественных российских и европейских «неПОПмузыкантов», например «Touch & Go», «Marksheider Kunst», «Billy's Band», «СС Сatch», «Обморок и Мама», а так же популярных в нашей стране исполнителей - «Мумий Тролль»,и так далие. Кроме этого периодически происходят важные события культурного значения, такие как Fashion показы, фестивали кино и рекламы.
Также в ресторане работает детский уголок. Детское меню порадует маленьких гостей и их родителей, а заботливая няня подарит детям подарки, проведет интересные игры, расскажет познавательные истории.
Таким образом, основными видами деятельности пивоваренного ресторана «Старгород» являются:
§ Организация общественного питания.
§ Торгово-закупочная, посредническая деятельность.
§ Производство и реализация пива и продуктов питания.
Пивоваренный ресторан «Старгород» предоставляет услугу питания ресторана, что представляет собой услугу по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий, оказываемую квалифицированным и производственным персоналом в условиях повышенного комфорта и уровня материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ресторана «Старгород» являются:
§ прибыль;
§ кредиты банков и других кредиторов;
§ имущество, переданное Учредителем;
Для выполнения уставных целей ресторан «Старгород» имеет право самостоятельно:
§ Проводить эффективную кадровую политику, направленную на повышение образовательного уровня руководителей, специалистов, рабочих.
§ Приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках.
§ Планировать свою деятельность и определять перспективы развития.
§ Определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, структуру и штатное расписание.
§ В установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников организации, производственное и социальное развитие.
§ Устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.
Пивоваренный ресторан «Старгород» обеспечивает гарантированный действующим законодательством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников.
Управление рестораном «Старгорода» осуществляется в соответствии с законодательством Украины.
Высшим должностным лицом ресторана является директор.
Организацию работников ресторана составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудовых договоров.
Пивоваренный
ресторан «Тинькофф» осуществляет оперативный
и бухгалтерский учет результатов
финансово-хозяйственной
2.2 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала «Старгород»
Несмотря на то, что ресторан «Старгород» достаточно давно функционирует на рынке, можно выделить ряд проблем в области управления персоналом. Это, в первую очередь, проблема, характерная для всей системы ресторанного бизнеса - текучесть кадров (Рис. 2). На рисунке представлены данные по текучести персонала за каждый квартал 2010 г.
Данные
по текучести персонала в
На диаграмме хорошо видно, что основная текучесть персонала происходит среди работников службы сервиса: 31 уволившихся в 1 квартале, 38 - во 2-ом, 34 - в 3-м, 32 - в 4-ом.
Проанализировав
ежемесячные отчеты по высвобождению
персонала ресторана «
Также на основании анализа ежемесячных отчетов было установлено, что большинство сотрудников увольняются в первые месяцы работы.
Для выявления причин увольнения контактного персонала была разработана анкета-опросник, включающая ряд вопросов:
1. Низкая заработная плата.
2. Неудовлетворенность режимом и условиями работы.
3. Отсутствие социальных гарантий.
4. Отсутствие системы адаптации.
5. Отсутствие
перспектив профессионального
6. Неудовлетворенность
отношением руководства
7. Неверное представление о работе.
8. Удаленность работы от места жительства.
9. Трудности
во взаимоотношениях с
10. Не прошел аттестацию.
11. Отсутствие стабильности.
12. Невозможность совмещения работы с учебой.
13. Другие причины.
При увольнении каждого сотрудника просили заполнить анкету - поставить отметку напротив причины, заставившей его уволиться. При анализе данных анкет было выявлено, что основными причинами увольнения стали:
- отсутствие перспектив карьерного роста - 65%;
- отсутствие системы адаптации - 34%;
- неудовлетворенность режимом и условиями работы - 7%;
- неверное представление о работе - 5%;
- удаленность работы от места жительства - 4%;
- не прошел аттестацию - 4%;
- трудности
во взаимоотношениях с
Также особо стоит отметить, что 21% опрошенных в пункте «Другие причины» указали, что «стало неинтересно работать».
Нетрудно
заметить, что в основном все вышеуказанные
причины касаются, прежде всего, компетенции
службы управления персоналом. А это
указывает на еще одну проблему в
системе управлении персоналом ресторана
- недостаточную эффективность
Информация о работе Социальные и психологические методы управления на предприятии