Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:37, дипломная работа
Целью написания дипломного проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
– рассмотреть некоторые психологические методы управления;
– провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение….6
1.Теоретические основы использования социально-психологических методов на предприятии 1.1Понятие и классификация методов менеджмента…8
1.2Социологические методы управления….10
1.3Психологические методы управления…..12
2. Специфика деятельности предприятия и организация мотивации
персонала предприятия
2.1 Характеристика деятельности предприятия «Старгород»…..16
2.2 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала…..19
3. Усовершенствование социально-психологических методов управления на предприятии «Старгород»
3.1 Совершенствование системы подбора персонала….23
3.2 Совершенствование процедуры оценки деятельности персонала….31
3.3 Совершенствование процедуры обучения и повышения квалификации….36
3.4 Совершенствование методов мотивации и стимулирования персонала….40
Выводы….46
Список литературы…..50
Содержание
Введение….6
1.Теоретические
основы использования социально-психологических
методов на предприятии
1.2Социологические методы управления….10
1.3Психологические методы управления…..12
2. Специфика деятельности предприятия и организация мотивации
персонала предприятия
2.1 Характеристика деятельности предприятия «Старгород»…..16
2.2 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала…..19
3. Усовершенствование социально-психологических методов управления на предприятии «Старгород»
3.1 Совершенствование системы подбора персонала….23
3.2 Совершенствование процедуры оценки деятельности персонала….31
3.3 Совершенствование
процедуры обучения и
3.4 Совершенствование
методов мотивации и
Выводы….46
Список
литературы…..50
Введение
В
условиях конкурентной борьбы между
организациями за лидерство на рынке,
все большее число
Любая
организация нуждается в
Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений организации.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% – от умения работать с людьми.
Зная
особенности поведения, характера
каждого отдельного человека, можно
прогнозировать его поведение в
нужном для коллектива направлении.
Это связано с тем, что каждой
группе свойствен свой психологический
климат. Поэтому существенным условием
образования и развития трудовых
коллективов является соблюдение принципа
психофизиологической совместимости.
Японские социологи утверждают, что
от настроения, желания человека работать
и от того, какая морально-
Таким
образом, необходимость использования
в практике управления организацией
социально-психологических
Целью написания дипломного проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
– рассмотреть некоторые психологические методы управления;
– провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Объектом исследования является.
Предметом исследования является система социально-психологических методов управления персоналом в организации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области кадрового менеджмента, общего менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии.
1. Теоритические основы использования социально-психологических методов на предприятии
1.1Понятие и классификация методов менеджмента
Понятие «метод менеджмента» включает в себя понятие «метод» (от греч. methodos), означающее, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, а во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, и понятие «менеджмент», смысл которого раскрыт в предыдущих главах.
Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью возможно достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации должна существовать система методов, получившая название «метод», «методический аппарат» или «методический инструментарий» – все они равнозначны и используются в одном и том же смысле.
Обобщая эти подходы к пониманию сути методов менеджмента, следует подчеркнуть, что их содержание и специфика определяются сущностью и особенностями самого управления.
Таким
образом, методы управления представляют
собой способы воздействия
С помощью методов управления реализуются функции менеджмента. Такие функции, как стратегическое планирование, реализация стратегии, маркетинг, финансирование, обеспечение деятельности факторами производства, контроль, учет и др., реализуются через методы управления, которые воздействуют через экономические интересы работников и создают экономическую мотивацию в объекте управления.
Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации. Единство методов управления предопределяется общностью используемых для этого методологических подходов. Например, использование программно-целевого управления предполагает системное сочетание элементов этого методического подхода – четкое определение цели и этапов ее достижения, выделение необходимых средств и ресурсов, осуществление разработанного плана требуют создания и функционирования специального аппарата управления, а для обеспечения взаимодействия всех участников ее реализации должна функционировать система мотивации труда и т. д.
Методическая база менеджмента в России формировалась и развивалась адекватно историческому развитию экономики, смене политического устройства государства. Методы современного менеджмента по признаку использования их в отраслях знаний классифицируют на общенаучные и специфические (частные).
Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.
Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимость выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требуют их классификации в зависимости от разных признаков: содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения (табл. 4.4).
Как уже было отмечено, функции управления
реализуются через методы. Осуществление
такой функции управления, как построение
организации, связано, например, с экономическими,
организационно-
Социально-психологические методы основаны на комплексном использовании в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп. Для реализации функций управления, осуществления процесса принятия решения, управления подсистемами организации требуется множество методов управления (рис. 4.2). Их необходимо не только классифицировать, но и структурировать по проблеме решения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого в организации должна накапливаться компьютерная база данных методов управления.
Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.
Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.
Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.
Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.
Разновидности личностных качеств:
Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.
Основные этапы управленческого общения:
Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.
Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.
Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.
Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы. Разновидности конфликтов:
Информация о работе Социальные и психологические методы управления на предприятии