Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и изучение аспектов социально-психологического климата в коллективе которые улучшают отношения климата. Объектом для анализа я выбрала туристическую компанию TEZ TOUR.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Изучить понятия социально-психологического коллектива.
Провести анализ предприятия в виду тестирования
Дать рекомендации по улучшению СПК
Введение…………………………………………………………………….......2
1. Теоритические аспекты социально-психологического климата
1.1. Понятие коллектива……………………………………………………..3-4
1.2. Понятие социально-психологического климата………………………5-6
1.3. Структура социально-психологического климата…………………….7-9
1.4. Методы исследования социально-психологического климата…….10-14
1.5. Факторы определяющие социально-психологический климат……15-17
1.6. Конфликт и стратегия поведения…………………………………….18-25
2. Исследование социально-психологического климата
2.1. Характеристика предприятия TEZ TOUR…………………………....26-27
2.2. Диагностический опросник групп…………………………………....28-32
3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………..33-34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……
7. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.Автореферат канд.дисс.- Л., 1978.
8. Гришина
Н.В. Социально-
9. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990.-171с.
10. Данькова
Т.М., Некоторые аспекты
Приложение
1
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.Ф. Ряховского) Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов - "да", "иногда" и"нет". Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Вам
предстоит ординарная или
2. Вызывает
ли у Вас смятение и
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам
предлагают выехать в
5. Любите
ли Вы делиться своими
6. Раздражаетесь ли Вы ,если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись
один на один с незнакомым
человеком. Вы не вступите с
ним в беседу и будете
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь
ли Вы участвовать в какой-
13. У
Вас есть собственные сугубо
индивидуальные критерии
14. Услышав
где-либо в кулуарах
15. Вызывает
ли у Вас досаду чья-либо
просьба помочь разобраться в
том или ином служебном
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет"- 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА
30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25-29 очков. Вы замкнуты ,неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться. 19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. 14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение. 9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
1-2 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер.
Вы
говорливы, многословны, вмешиваетесь
в дела, которые не имеют к Вам никакого
отношения. Беретесь судить о проблемах,
в которых совершенно не компетентны.
Вольно или невольно Вы часто бываете
причиной разного рода конфликтов в Вашем
окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко
бываете необъективны. Серьезная работа
не для Вас. Людям - и на работе, и дома,
и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам
надо поработать над собой и своим характером!
Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость
и сдержанность, уважительно относитесь
к людям, наконец, подумайте о своем здоровье
- такой стиль жизни не проходит бесследно.
Приложение
2
ТЕСТОВАЯ КАРТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки. Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах от 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако, при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели. 35-44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Ведущий корректно направляет ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.
20-34 балла характеризуют ведущего как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности человека в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень
низких оценках7-10 баллов всякое взаимодействие
с аудиторией отсутствует. Общение
развивается по моделям дикторского
или гип рефлексивного стиля. Оно
обезличено, по психологическому содержанию
анонимно и практически ничем не отличается
от массовой публичной лекции или вещания
по радио. Все функции ограничиваются
лишь информационной стороной. Эффективному
взаимодействию общающихся могут препятствовать
самые разные факторы, известные как барьеры
общения. Такие объективные факторы, как
расстояние, отсутствие видимости и слышимости,
-предмет анализа физиков и инженеров.
Мы же будем рассматривать в дальнейшем
субъективные факторы, связанные с личностями
общающихся и сопутствующими общению
обстоятельствами.
Приложение
3
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву"В", если неверным или преимущественно неверным - букву"Н".
1. Мне
кажется трудным искусство
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим
людям иногда кажется, что я
переживаю что-то более
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В
разных ситуациях и в общении
с разными людьми я часто
веду себя совершенно по-
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы
преуспеть в делах и в
9. Я
могу быть дружелюбным с
10. Я
не всегда такой, каким кажусь. Люди
с высоким коммуникативным контролем,
по Снайдеру, постоянно следят за собой,
хорошо знают, где и как себя вести, управляют
выражением своих эмоций. Вместе с тем,
у них затруднена спонтанность самовыражения,
они не любят непрогнозируемых ситуаций.
Их позиция: "Я такой, какой я есть в
данный момент". Люди с низким коммуникативным
контролем более непосредственны и открыты,
у них более устойчивое "Я", мало подверженное
изменениям в различных ситуациях. Подсчет
результатов По одному баллу начисляется
за ответ"Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за
ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте
сумму баллов. Если Вы искренне отвечали
на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно
сказать следующее: 0-3 балла - у Вас низкий
коммуникативный контроль. Ваше поведение
устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться
в зависимости от ситуаций. Вы способны
к искреннему самораскрытию в общении.
Некоторые считают Вас "неудобным"
в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный
контроль, вы искренни, но не сдержанны
в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь
в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный
контроль. Вы легко входите в любую роль,
гибко реагируете на изменение ситуации,
хорошо чувствуете и даже в состоянии
предвидеть впечатление, которое вы производите
на окружающих. http://www.personalita.ru/113.
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе