Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и изучение аспектов социально-психологического климата в коллективе которые улучшают отношения климата. Объектом для анализа я выбрала туристическую компанию TEZ TOUR.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Изучить понятия социально-психологического коллектива.
Провести анализ предприятия в виду тестирования
Дать рекомендации по улучшению СПК
Введение…………………………………………………………………….......2
1. Теоритические аспекты социально-психологического климата
1.1. Понятие коллектива……………………………………………………..3-4
1.2. Понятие социально-психологического климата………………………5-6
1.3. Структура социально-психологического климата…………………….7-9
1.4. Методы исследования социально-психологического климата…….10-14
1.5. Факторы определяющие социально-психологический климат……15-17
1.6. Конфликт и стратегия поведения…………………………………….18-25
2. Исследование социально-психологического климата
2.1. Характеристика предприятия TEZ TOUR…………………………....26-27
2.2. Диагностический опросник групп…………………………………....28-32
3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………..33-34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.
С
этой точки зрения само самочувствие
личности может рассматриваться как один
из наиболее общих показателей СПК.
А –
отношение к делу; Б – самочувствие
личности
(отношение к самому себе); В – отношение
к другим людям.
Вместе
с тем он не может считаться
вполне основательным для того, чтобы
конкретно судить о всех аспектах СПК
в коллективе, о мере эффективности его
деятельности.
В практике исследований социально-психологического климата используются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Наиболее распространенной методикой изучения межличностных отношений является социометрическая - метод, структурного анализа малых групп.
Социометрия означает измерение межличностных отношений в группе. Самым известным представителем социометрического метода является. американский психиатр, социальный психолог Якоб Морено (1892-1974). Основное внимание Я. Морено сконцентрировал на психологических взаимоотношениях людей в небольших группах. При разработке социометрической методики им были использованы экспериментальные, методы, некоторые постулаты психоанализа и теории ролей.
Система социометрии Я. Морено основана на пяти теоретических положениях.
1.
Распределение симпатии-
2. Человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми, которое осуществляются на двух уровнях: спонтанном и реальном. Спонтанным является уровень, на котором находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт. Реальный представлен теми, кто действительно является эмоциональными партнерами. 3. Закон социальной гравитации устанавливает, что сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна влечению пространственной дистанции между ними.
4. Социологический закон - высшие формы коллективной ориентации развиваются из простейших.
5.
Социодинамический закон
На основе изложенных принципов Я. Морено разработал социометрический тест, суть которого заключается в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных отношениях. Он позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности.
Социометрический
метод применяется для
Многолетняя практика позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса.
1. Социометрический опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы
не менее 6 месяцев.
2. Размер исследуемой группы не должен превышать 12-15 человек.
3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы.
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Процедура социометрического опроса состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный, - на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объект, изучаются его социально-демографические характеристики.
2. Социометрическая разминка - установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического критерия.
3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор.
4. Обработка и анализ полученной информации.
Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий.
Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:
- выбор, - выраженное желание сотрудничать с другими;
отклонение - отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими;
- опускание - оставление одним
индивидом другого без
Социометрический критерий - это вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.
При проведении социометрических опросов применяются самые различные типы критериев.
Производственные критерии, используются для исследования межличностных отношений в производственной деятельности. Это вопрос типа: "С кем бы Вы хотели выполнять производственное задание?"
Непроизводственные критерии. К ним относятся, вопросы типа: "Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?"
Прогностические критерии - это вопрос типа: "Как Вы считаете, кто из членов группы выберет Вас в качестве напарника ?»
Кроме того, критерии бывают прямые и косвенные, положительные и отрицательные, двойные и ординарные. Правила выработки критериев следующие.
1. В содержании критерия должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива.
2.
В социометрическом критерии
должна отражаться ситуация
3.
Критерий не должен
4.
Критерии должны быть
Одним из самых распространенных в социологических исследованиях является метод опроса.
Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Ведущее положение опроса среди других методов сбора первичной социологической информации объясняется тем, что вербальная информация богаче, образней других видов информации и позволяет выяснить не только факты, но и мнения, чувства, мотивы, относящиеся как к настоящему; так и к прошлому, и к будущему. Информация, полученная при опросе, более надежна, легче поддается формализации. Опросы классифицируются по самым различным основаниям.
По характеру взаимосвязей социолога и респондента опросы различают на заочные (анкетные) и очные (интервью). По степени формализации - на стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и не стандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые. Специфическим видами опроса являются социометрический и экспертный опрос. [6,ст.189]
Широко распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.
Рассмотрим еще один наиболее распространенный метод выявления мнений, суждений, оценок членов коллектива - метод анкетного опроса.
Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.
Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент.
Анкетный опрос имеет своей основной целью получение определенных количественных показателей, совокупно характеризующих составляющие социально-психологического климата производственной группы в основных его проявлениях в сфере группового сознания. При этом каждую из этих составляющих можно выразить следующими показателями.
1. С
помощью групповой оценки
2. С помощью групповой оценки удовлетворенности состоянием данной характеристики (например, взаимоотношениями с руководителем группы)
Анкета - это определенная система вопросов, связанных с задачами исследования. Анкета состоит из нескольких частей. На первом месте стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты, указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе.
На
втором месте стоит паспортичка,
в которой содержатся вопросы
для выяснения социально-
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе