Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и изучение аспектов социально-психологического климата в коллективе которые улучшают отношения климата. Объектом для анализа я выбрала туристическую компанию TEZ TOUR.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Изучить понятия социально-психологического коллектива.
Провести анализ предприятия в виду тестирования
Дать рекомендации по улучшению СПК
Введение…………………………………………………………………….......2
1. Теоритические аспекты социально-психологического климата
1.1. Понятие коллектива……………………………………………………..3-4
1.2. Понятие социально-психологического климата………………………5-6
1.3. Структура социально-психологического климата…………………….7-9
1.4. Методы исследования социально-психологического климата…….10-14
1.5. Факторы определяющие социально-психологический климат……15-17
1.6. Конфликт и стратегия поведения…………………………………….18-25
2. Исследование социально-психологического климата
2.1. Характеристика предприятия TEZ TOUR…………………………....26-27
2.2. Диагностический опросник групп…………………………………....28-32
3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………..33-34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……
К середине анкеты сложность вопросов постепенно нарастает. В среднюю часть включают вопросы, которые обеспечивают получение информации по теме исследования. Завершают основную часть более легкие вопросы, которые преследуют цель уточнить информацию, проконтролировать ответы на наиболее важные вопросы.
Наибольшее распространение получили следующие виды анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.
Раздаточное анкетирование предполагает раздачу анкет непосредственно респондентам и сбор их после заполнения. Этот вид анкетирования гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.
Почтовое анкетирование - распространение анкет путем почтовой рассылки. К достоинствам этого вида анкетирования относятся его дешевизна, большой охват респондентов, простота организации. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет. В среднем он составляет около 5 процентов.
Прессовое анкетирование - вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Для прессовых анкет также характерен низкий уровень возврата.
При составлении анкеты применяются различные виды вопросов. Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков: содержание, функции, структура, форма.
По содержанию вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях. [9,ст.229]
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контактные, контрольные.
Основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, фильтрующие вопросы - для отсеивания некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов уточнить правильность ответов на основные вопросы. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом.
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает тот ответ, который для него приемлем. Выделяют три разновидности закрытых вопросов:
1) "да-нет",
2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных,
3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
По форме различают вопросы прямые и проективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В проективных вопросах ситуация предполагается.
Существует множество методик, измеряющих состояние психологического климата в коллективе.
К примеру, методика цветописи заключается в изучении эмоциональных состояний человека, которым соответствуют определенные цветовые оттенки. По оценке цветов, выбранных испытуемыми, определяется эмоциональное состояние работника и эмоциональная атмосфера коллектива в целом.
Сущность методики анализа значимых ситуаций заключается в изучении реакции членов группы, преобладающей в той или иной ситуации. Исследователь ежедневно регистрирует в дневнике произошедшие события и поведение в коллективе, берет интервью, проводит беседы.
Существуют также различные методики исследования психологической атмосферы коллектива: методика А.А. Русалиновой, методика А.Ф. Фидлера , методика измерения взаимоотношений в первичном коллективе, методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений, и др.
Таким образом, мы рассмотрели сущность понятия социально – психологического климата коллектива, совокупность его составляющих и факторов, влияющих на состояние СПК; рассмотрели методы и способы регулирования СПК.
Изучение
социально – психологических
методов работы с коллективом на
конкретном предприятии имеет важное
практическое значение. В частности, целесообразно
исследовать влияние всей совокупности
факторов жизнедеятельности коллектива
с целью выявления степени их влияния
на социально – психологическую обстановку
в организации. Представляет практический
интерес изучение социально – демографической
структуры коллектива в конкретной организации;
анализ методов управления персоналом,
в том числе и социально – психологических;
анализ показателей их эффективности
(показателей сплоченности членов коллектива)
и их влияние на экономические показатели
деятельности предприятия. [1,ст.196]
Существует
целый ряд факторов, определяющих
социально-психологический климат в коллективе: Глобальная
макросреда: обстановка в обществе, совокупность
экономических, культурных, политических
и др. условий. Стабильность в экономической,
политической жизни общества обеспечивают
социальное и психологическое благополучие
его членов и косвенно влияют на социально-психологический
климат рабочих групп. Локальная макросреда,
т.е. организация, в структуру которой
входит трудовой коллектив. Размеры организации,
статусно-ролевая структура, отсутствие
функционально-ролевых противоречий,
степень централизации власти, участие
сотрудников в планировании, в распределении
ресурсов, состав структурных подразделений
(половозрастной, профессиональный, этнический)
и т.д. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические
условия труда. Жара, духота, плохая освещенность,
постоянный шум могут стать источником
повышенной раздражительности и косвенно
повлиять на психологическую атмосферу
в группе. Напротив, хорошо оборудованное
рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические
условия повышают удовлетворенность от
трудовой деятельности в целом, способствуя
формированию благоприятного СПК.
· в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
· в
общении и дружеских
· успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
· творческой
и интересной работе, возможности профессионального
и личностного развития, реализации своего
потенциала. Характер выполняемой деятельности.
Монотонность деятельности, ее высокая
ответственность, наличие риска для здоровья
и жизни сотрудника, стрессогенный характер,
эмоциональная насыщенность и т.д. — все
это факторы, которые косвенно могут негативно
сказаться на СПК в рабочем коллективе.
Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности. Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации.
В основе возникновения конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности: противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки). Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство. Таким образом, конфликт - это противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.
В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу.
В первичных группах конфликты разделяются на кратковременные и затяжные. Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремиться не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер.
По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на преследующие личные, групповые и общественные цели. Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).
По объему конфликты делятся на глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (между работниками или между работником и руководителем).
Конфликты делятся на позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные). Позитивная роль конфликтов состоит в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива . Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект. Сила коллектива проявляется в продуктивном разрешении противоречий на пути сплочения и успешного достижения творческих и созидательных целей.
Разрушительные
последствия конфликта
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе