Социально-психологические аспекты нововведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение
1. Основные аспекты инновационной деятельности
1.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности
1.2 Организация управления инновационной деятельностью
1.3 Методы внедрения инноваций в организации
2. Управление персоналом и инновационная деятельность в организации. Социально-психологические аспекты инновационной деятельности
2.1 Конфликтное изменение ситуации
2.2 Формы внедрения изменений
2.3 Социальный аспект инноваций
3. Характеристика деятельности салона –красоты «Инфанта» и примеры внедрения инноваций на примере ООО «Инфанта»
3.1 Общая характеристика ООО «Инфанта» и положение на рынке косметических услуг
3.2 Анализ актуальности нововведение и области применения
3.3 Инновационная деятельность в ООО «Инфанта»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социальные и психологические аспекты нововведений.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Практика показывает, что организационные  формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью передовых организаций не имеют каких-либо принципиальных различий и не отличаются особым совершенством по сравнению с другими. Но такие организации, как правило, применяют свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и типу организационной структуры в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

Таким образом, выбор и создание новых организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб.

Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать  специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями5.

В зависимости от того, какие структуры составляют организационную  базу инновационного менеджмента, выделяются:

  • организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
  • организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
  • организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

Важной характеристикой  организации управления инновационной  деятельностью является то, что здесь  задействованы практически все  функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.

Современная практика инновационного менеджмента имеет примеры разнообразных  организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних  и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества тенденций в этой области, реализуемых компаниями промышленно-развитых стран для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инновационной деятельностью:

  • организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур
  • использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей
  • развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления6.

Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:

  • во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс
  • во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.

От выбора того или  иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.

В мировой практике инновационного менеджмента все известные организационные  формы разработки и освоения нововведений условно подразделяются на несколько  больших групп:

  • специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)
  • группа внутриорганизационных венчурных подразделений (разновидность этой формы – центры по развитию новых сфер бизнеса)
  • подразделения, объединяющие границы хозяйственной деятельности и позволяющие достигнуть высокого уровня рационального сочетания рутинного и инновационного процессов в рамках конкретного производства с учетом его специфики.

 

1.3 Методы внедрения  инноваций в организации

 

Одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами: медленные эволюционные изменения; 2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения7.

К процессам совершенствования  управления возможны различные подходы. И один из них — инновационный. В связи с возрастающим значением  инновационной деятельности актуализируется  необходимость исследования проблематики управления совершенствованием систем управления (метауправления) в качестве самостоятельной задачи развития управления8. Объектом управления при этом является прежде всего организационная структура управления совершенствованием, планирование совершенствования. Методологической основой метауправления становятся знания уже не столько закономерностей развития объекта управления, сколько теории и методологии управления развитием, их обогащение и творческое применение9.

В процессе управления развитием  используются разнообразные модели. Среди них особое значение имеют модели процессов решения проблем (как общей методологической основы проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием), а также модели внесения изменений в систему управления.

Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений. Наиболее значимые элементы описания проблемной ситуации следующие:

  • основные симптомы и условия ситуации (например, прогулы, текучесть, невыполнение приказов — это симптомы более глубоких проблем);
  • сущность проблемы;
  • возникновение и развитие проблемой ситуации;
  • актуальность и срочность решения проблемы;
  • степень полноты и достоверности информации.

Проблемы могут быть квалифицированны по следующим признакам.

По характеру достигаемых  целей — экономические, социальные, организационные, технические.

По степени влияния на производственную систему (глубине) – стратегические, текущие, оперативные.

По степени новизны — стандартные, нестандартные.

По степени определенности процесса решения — программируемые (алгоритмически разрешимые), не программируемые (алгоритмически неразрешимые).

По степени структуризации — с четко определенной структурой, с плохо очерченной.

Состав проблем и  их характеристики в значительной мере определяются общей постановкой задачи развития системы. Постановка задачи осуществляется на основе системного анализа и определяется ролью и местом (целевым назначением) системы и ее взаимосвязью с окружающей средой.

 




 












Рисунок 1. Схема анализа ситуации

 

При этом в каждом конкретном случае в зависимости от целей  исследования определяется связь окружающей среды с рассматриваемой системой по различным признакам.

Схема анализа ситуации в целях общей постановки задач  развития системы приведена на рисунке 1.

Изменения в системе управления производятся с помощью трех типов моделей: планов, программ, проектов. Наиболее детальная и всесторонняя проработка системы управления возможна при использовании проектного метода. По своей сути проектирование — это процесс, упреждающий развитие, и в этом смысле оно может быть средством его ускорения.

Необходимо подчеркнуть, что проектирование таких сложных  систем, какой является система управления, не может быть полностью закончено  к определенному моменту времени, по существу оно продолжается весь инновационный период. Сложились различные подходы к организационному проектированию. Например, предложено рассматривать эти подходы по следующим направлениям10:

  • проектирование системы управления как задача «синтеза культуры» из некоторых первичных элементов;
  • проектирование как задача «рационализации технологии организационных процессов»;
  • проблема совершенствования организации как задача «организационных изменений»;
  • задача «ситуационного выбора» характеристик организационной системы.

Существует несколько  методов, которые применяются при  внедрении инноваций:

1. Принудительный метод.  Предусматривает использование  силы для преодоления сопротивления  со стороны персонала. Это дорогостоящий  и нежелательный процесс в  социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического планирования. Используется в условиях резкого дефицита времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не требуется.

2. Метод адаптивных  отклонений. В рамках этого подхода стратегические изменения происходят путем постепенных незначительных перемен в течение длительного периода. Процессом руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная группа. В любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое все же будет. Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве.

Данный метод полезен  при том состоянии внешней  среды, когда опасность или благоприятные  возможности легко предвидеть, и  поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен.

3. Управление кризисной  ситуацией. Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее совершенствованию и она оказалась в жестоком цейтноте.

4. Управление сопротивлением. Если принудительный и адаптивный  методы являются крайними мерами  проведения изменений, то этот  метод промежуточный и может  быть реализован в сроки, диктуемые  развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности — у адаптивному методу осуществления изменений.

 

Таблица 1

Сравнение методов внедрения инноваций

Метод

Условия применения

Преимущества

Недостатки

Принудительный

Большая срочность

Быстрота изменений

Большое сопротивление

Адаптивный

Небольшая срочность

Слабое сопротивление

Медленность

Кризисный

Угроза существования

Слабое сопротивление

Жесткий дефицит времени. Риск неудачи

Управление сопротивлением

Средняя срочность

Подгонка к моменту

Сложность


 

 

2. Управление персоналом и инновационная  деятельность в организации. Социально-психологические  аспекты инновационной деятельности

 

Мы живем в изменчивом мире. При этом динамика изменений  различна, зависит от географии, экономического благополучия, правовой сферы, общественных отношений, климата и еще массы  других переменных, не зависящих или  зависящих от людей. Организация  также изменяется: растет или сокращается, движется к благополучию или идет вразнос, сгибается под гнетом чиновничьего произвола или расцветает под «зонтиком» внимания высших должностных лиц. Такая динамика уже не укладывается в рамки микрорассмотрения. Необходим переход к комплексным методам анализа и взаимодействия. Иногда в таких ситуациях могут помочь привлеченные специалисты — консультанты по управлению, советники, конфликтологи или психологи-консультанты, специалисты по психодиагностике. Все они специалисты более высокого уровня и не всегда организация может себе позволить такие дополнительные расходы. Тем не менее менеджер по работе с персоналом, должен оперативно ориентироваться в такого рода проблемах и знать, что по силам решить ему самому, а где потребуется помощь извне, и от кого11.

Информация о работе Социально-психологические аспекты нововведений