Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:05, доклад
Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных процессов. Принято считать, что в ряду существующих когнитивных процессов (таких, как воображение, восприятие и даже мышление) процесс восприятия является одним из важнейших; он формирует понимание ситуации и поведение индивидуума и поэтому напрямую связан с изучением организационного поведения.
1. Социальное восприятие: понятие и эффекты (ошибки) восприятия.
2. Научение, как метод управления индивидуальным поведением.
3. Признаки, задачи и причины образования неформальной группы в организации. Методы управления неформальными группами в организации.
4. Основные подходы к формированию и управлению командами в организации.
5. Поведение индивидов и групп в различных культурных средах. Особенности поведения менеджера в инокультурной среде.
5. Поведение индивидов и групп в различных культурных средах. Особенности поведения менеджера в инокультурной среде
Предпосылками изучения кросс-культурных аспектов в Организационном поведении стали: Повышение темпов глобализации. Увеличение транснациональных компаний. Рост мультинациональных коллективов (за последние десять-пятнадцать лет в России). Сотрудничество отечественных бизнесменов с иностранными партнерами, а также специалистами (сотрудниками) и др.
Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, которые являются носителями своих уникальных культур и традиций. Практика крупнейших компаний мира доказывает, что коллектив, состоящий из представителей различных культур, способен достигнуть более значительных результатов. Мультинациональные команды генерируют самые неожиданные идеи, обмениваются опытом, быстрее добиваются поставленных задач. Среди фирм, работающих в России, где трудятся носители различных культур, языков, вероисповеданий, ценностей и традиций – 3М, Ernst & Young, Coca-Cola, ТНК-BP, Nestle, Mars, PricewaterhouseCoopers, Philip Morris, Siemens, 3М, L'oreal, Oriflame, ТНК-BP, IKEA, Auchan, «М-Видео», «Паттерсон», «Мосмарт», и многие другие известные и менее известные компании.
Сложность работы в мультинациональных коллективах заключается, прежде всего, в:
- отличии восприятия сотрудниками друг друга;
- отличии в восприятии ситуаций сотрудниками различных культур;
- различии в мотивации;
- различии в поведении внутри и вне организации;
- различии в этикете;
- наличии языкового барьера.
Например, для русских более характерно стремление делать «много» и «одновременно», для иностранцев типична методичная последовательность и неторопливость в работе. Для американцев и западноевропейцев характерна четкая регламентация трудовых функций сотрудника, учет каждой секунды трудового дня, жесткая система отчетных процедур.
Американцы и западноевропейцы заметно отличаются позитивным видением в решении проблем. Позитивизм заключается в том, что для каждой проблемы представители этих культур стремятся найти способ решения еще до оповещения о существовании проблемы, а также в способности видеть во всем положительные моменты.
В японских, китайских и ряде других азиатских компаний не принято открыто выражать свои чувства и мысли, что часто противоречит русской прямолинейности. Нередко русские сотрудники считают, что японские или китайские сослуживцы скрытны и плохо приспособлены к работе в команде.
Для иностранных менеджеров (особенно американцев и европейцев) помимо заработной платы в компенсационном пакете огромное значение играют бонусы, социальные льготы (служебная машина, медицинская страховка, бесплатные обеды, возможность получения кредита на приобретение жилья, стажировки и обучение за счет компании). Ряд привычных для иностранных сотрудников льгот в российской практике не используется (страховые планы по защите дохода на время нетрудоспособности).
Сопоставление западной и восточной культур показывает значительные различия по многим базовым характеристикам. По своей сути восточная культура является синтетической, созданной на основе не столько взаимодействия, сколько сосуществования различных религиозных и философских систем, которые с точки зрения их носителей отражают взгляды на мир с разных точек зрения. В силу этого жители Востока более склонны признать право других людей на иной образ мысли, что дает им настрой на скорейшего понимание других культур. Западная же культура возникла на основе одной, причем монотеистической - христианской идеологии. Европейцы и американцы стремятся в своем сознании и управленческой практике найти единственно верный универсальный образ действий, который определяется путем аналитического подхода. Они более склонны признать свой образ жизни, если не единственно правильным, то, по крайней мере, лучшим. Для западной культуры характерно только одно решение проблемы - однозначная победа над соперником или средой.
Для Востока характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе). Западная культура по своей сущности индивидуалистична, ориентирована на личность, лучшим современным свидетельством чего является исключительное внимание к правам человека.
Часто люди, попадая в иные культурные среды, испытывают культурный шок. Под культурным шоком понимается определенное чувства стеснения, беспокойства и эмоционального напряжения, потерянности и подавленности, которые испытывает человек в результате погружения в незнакомую культуру.
Признаки культурного шока: активные (недовольство, раздражительность, беспокойство, суетливость, агрессия) и пассивные (подавленность, рассеянность, неуверенность, апатия и др.)
П. Ватсон, занимавшийся изучением такого феномена, как культурный шок, доказал, что приспосабливание к условиям другой страны имеет N-образную форму, состоит из 3 основных этапов, что культурный шок неизбежен и он действует по почти точно предсказуемому сценарию, состоящего из следующих этапов:
- Этап новизны. Вновь прибывший в другую страну полон оптимизма, он рассматривает культурные различия как нечто интересное, поучительное.
- Этап потери иллюзий. Возникающие трудности общения часто требуют изучения нового языка в кротчайшие сроки. Культурные различия нередко становятся препятствием на пути понимания и принятия новой культуры. Нарастает психологическая напряженность, нередко приводящая к депрессии, представитель другой культуры осознает, что его модели и нормы поведения не отвечают требованиям окружения и нуждаются в изменении.
- Принятие другой культуры. Начинается понимание основных культурных различий и собственно адаптация. Человек приспосабливается, а негативная реакция, вызванная культурным шоком, исчезает. Если третий этап не наступает, то производительность работника падает, и при первой возможности он возвращается домой с чувством разочарования.
Особое значение в организационном поведении уделяется изучения особенностей поведения менеджера в инокультурной среде. Сложность управленческой работы в других культурах определяется прежде всего в том, что менеджеры сталкиваются с различными законодательными и политическими системами, с различными экономическими климатами и налоговыми политиками. Но им также приходится приспосабливаться к разнообразным национальным культурам, иным системам ценностей, другим моделям поведения и привычкам, которые требуют своего понимания и адекватного им действия. Как правило, большинство людей страдает определенной узостью мышления. Люди с таким мышлением не в состоянии понять, что у других народов имеются исторически сложившиеся, отвечающие их пониманию мира способы жить и работать.
В зарубежной литературе сегодня активно обсуждается вопрос о потребности менеджеров нового типа, так называемого всемирного менеджера (the global manager), который способен управлять бизнесом в многонациональной среде, а также в других странах, который свободен от стереотипов и легко может приспосабливаться к различным условиям деятельности в многонациональных коллективах.
К методам управления в международных компаниях, на которые необходимо обратить внимание, можно отнести: Организация тренингов по культурному взаимодействию для сотрудников; Разработка систем мотивации с учетом культурного аспекта; Профилактика конфликтов в мультинациональных коллективах; Организация поездок в страны, сотрудники которых работают в организации и т.д.
Методы подготовки к управлению многонациональными коллективами: Изучение пособий о культурных различиях (этнопсихология); Изучение языков; Командировки в зарубежные страны; Тренинги по культурному взаимодействию.
Например, вопросы, затрагиваемые в тренингах по культурному взаимодействию, могут быть следующие: Кросс-культурная осведомленность (знакомство с традициями, обычаями, национальными особенностями и их проявлением в повседневной и деловой жизни); Языковая подготовка; Методы достижения культурной эмпатии к проявлениям культуры; Владение методом кросс-культурного анализа и т.д.
Информация о работе Социальное восприятие: понятие и эффекты (ошибки) восприятия