Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:05, доклад
Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных процессов. Принято считать, что в ряду существующих когнитивных процессов (таких, как воображение, восприятие и даже мышление) процесс восприятия является одним из важнейших; он формирует понимание ситуации и поведение индивидуума и поэтому напрямую связан с изучением организационного поведения.
1. Социальное восприятие: понятие и эффекты (ошибки) восприятия.
2. Научение, как метод управления индивидуальным поведением.
3. Признаки, задачи и причины образования неформальной группы в организации. Методы управления неформальными группами в организации.
4. Основные подходы к формированию и управлению командами в организации.
5. Поведение индивидов и групп в различных культурных средах. Особенности поведения менеджера в инокультурной среде.
Материалы для подготовки по дисциплине «Организационное поведение»
Вопросы по Организационному поведению
1. Социальное восприятие: понятие и эффекты (ошибки) восприятия.
2. Научение, как метод управления индивидуальным поведением.
3. Признаки, задачи и причины образования неформальной группы в организации. Методы управления неформальными группами в организации.
4. Основные подходы к формированию и управлению командами в организации.
5. Поведение индивидов и групп в различных культурных средах. Особенности поведения менеджера в инокультурной среде.
1. Социальное восприятие: понятие и эффекты (ошибки) восприятия
Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных процессов. Принято считать, что в ряду существующих когнитивных процессов (таких, как воображение, восприятие и даже мышление) процесс восприятия является одним из важнейших; он формирует понимание ситуации и поведение индивидуума и поэтому напрямую связан с изучением организационного поведения. Например, с помощью процесса восприятия можно лучше понять и объяснить то обстоятельство, что начальник отдела и его подчиненный могут совершенно по-разному реагировать на одно и то же указание высшего руководства. Кроме того, последние исследования показали: такое явление, как возрастное восприятие, может оказывать влияние на продвижение по службе и деятельность индивидуума.
Изучение восприятия в организационном поведении для современного бизнеса важно при: Объяснении поведения индивидов в организации. Прогнозировании поведения индивидов и групп. Формировании систем мотивации сотрудников для повышения эффективности их деятельности. Разрешении конфликтных ситуаций и управлении индивидуальным стрессом. Формировании эффективных групп в организации и пр.
Ключ к пониманию процесса восприятия - в признании того факта, что восприятие является уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением. Иначе говоря, восприятие - это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая, однако, может значительно отличаться от реальности.
Восприятие - Перцепция, Perception (от лат. Perceptio - восприятие) - целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира у индивида. Это процесс формирования субъективного образа целостного предмета.
В зависимости от того, что является объектом восприятия, выделяют: восприятие предметов, времени, движения, пространства и человека (т.н. социальное восприятие).
Социальное восприятие - процесс сопоставления, объединения и интерпретации информации о других людях для формирования точного представления о них, а также представления собственной роли в социуме. Термин «социальное восприятие» был предложен Джеромом Брунером в 1947 году. В конце 1990-х годов вопрос социального восприятия стал интересовать многих ученых (в больше степени ученых Западной Европы и США).
В изучении социального восприятия огромное значение играет изучения ошибок восприятия, так называемых эффектов социального восприятия. К основным из них относят:
1. Эффект эмоции. Индивиду приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Такой тип восприятия нередко встречается у детей, женщин, эмоционально возбудимых лиц. Если человек приятен, ему приписываются лучшие индивидуальные черты.
2. Эффект первого впечатления. Однажды сформировав положительное впечатление об индивиде, воспринимающий и далее склонен положительно воспринимать все поступки этого индивида, и наоборот.
3. Эффект уподобления себе. Воспринимающий более благосклонно относится к людям, имеющим сходные черты внешности или характера. «Если ты похож на меня, то ты тоже неплохой человек».
4. Эффект избирательного восприятия. Воспринимающий обращает внимание лишь на несколько аспектов, игнорируя другие (нецелостное, неполное восприятие).
5. Эффект атрибуции. Тенденция объяснения причин поступков людей их внутренними причинами (например характером человека), а не объективными обстоятельствами.
6. Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Эффект «красоты» — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
7. Эффект стереотипизации. Стереотипы в восприятии - устойчивые убеждения, что члены специфических групп обладают сходными особенностями и склонны к одинаковому поведению. Стереотипы - зачастую искаженное или даже ложное представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Каждый человек имеет те или иные осознанные или неосознанные стереотипы. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы - это упорядоченные «картинки мира» в сознании человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов.
2. Научение, как метод управления индивидуальным поведением
Одной из главных задач науки Оргповедение является изменение поведения индивида – то есть модификация поведения (behaviour modification) – коррекция, исправление. Модификация поведения – это различные методики изменения поведения с помощью соответствующего своевременного подкрепления или наказания. Научение – один из инструментов модификации поведения индивида в организации.
Научение – это изменение в поведении индивида, происходящее в следствии приобретения опыта. Научение - в широком смысле – ряд психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций и условных рефлексов в процессе приобретения индивидуального опыта.
В отличие от педагогического понятия обучения (приобретение навыков), термин «научение» применяется в психологии поведения и охватывает круг таких процессов, как приобретение: знания, понимании, навыков, ценностей, опыта, личностного общения.
Владея принципами научения, современный руководитель может: добиваться желаемого поведения сотрудников на рабочем месте, повысить эффективность работы сотрудников, успешно разрешать конфликтные ситуации, минимизировать проявления организационных и индивидуальных стрессов и т.д.
Термин «научение» впервые появился в работах американского психолога Эдварда Торндайка (1874-1949). «В процессе научения можно добиться желаемого поведения».
Проводил опыты на животных. Кошка помещалась в ящик, из которого она могла выбраться только потянув за шнур, поднимающий дверцу. Попав в ящик, кошка предпринимала различные действия (царапание когтями, взбирание на стены и т.д.) пока случайно не зацеплялась когтями за шнур и тянула его, после которого дверца ящика открывалась. При повторном помещении в ящик кошка опять совершала множество случайных действий до тех пор, пока снова не цепляла шнур. В каждом последующем случае кошка цепляла шнур все раньше. После опытов Торндайка, доказавших значение процессов научения в модификации поведения, началось активное изучение процесса Научения в психологии (1920-1930 гг.).
Существует два классических подхода к научению. Они базируются на 1) бихевиористской теории и 2) когнитивной психологии.
1. Бихевиористская теория (теория «стимул-реакция») доказывает, что все то, что мы запоминаем - есть определенные последовательности мускульных движений (рефлексов).
Рефлекс (от лат reflexus – отраженный) - стереотипная реакция организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. По мнению бихевиористов, научение происходит исключительно на физиологическом уровне, а не посредством умственных процессов.
Термин «бихевиоризм» был впервые применен американским психологом Джоном Б. Ватсоном. Он стремился объяснить человеческие поступки и их причины и попытался доказать, что научение происходит на физиологическом уровне и зависит от рефлексов. Большой вклад в дальнейшее развитие теории бихевиоризма внесли Павлов и Скиннер.
Метод условных рефлексов Ивана Петровича Павлова
Также известен как классический метод или оперантный метод. Метод базируется на существовании у человека условного рефлекса. Метод условных рефлексов объясняет, что при повторении стимула может образоваться устойчивая реакция.
Если показать собаке мясо, то у нее начнет вырабатываться слюна (в данном случае мясо — стимул, слюна — реакция). Мясо является безусловным стимулом, так как выделение слюны естественный процесс. Соответственно, слюна — это безусловная реакция. Безусловные реакции называют также рефлексами. Если врач ударяет вас молоточком по колену, то ваша нога непроизвольно дергается, если яркий свет светит вам в глаза — ваши зрачки сужаются. Это типичные человеческие рефлексы.
Предположим, мы будем звонить в колокольчик, когда даем собаке мясо. Если делать это довольно часто, то у собаки звонок будет ассоциироваться с мясом. А именно, у собаки при звонке будет выделяться слюна. Значит, звонок является условным стимулом, а слюна — условной реакцией (или рефлексом). В данном случае собака начинает реагировать на звонок также как и при виде пищи. Конечно, совсем не обязательно стимулом должен являться звонок. Подобным образом может быть использован любой стимул. Допустим, что теперь мы не станем давать собаке мясо после звонка. Однако слюна будет выделяться у собаки только от одного звука звонка. Но если продолжать делать это и дальше, количество выделяемой слюны с каждым разом будет уменьшаться и ассоциация между условным стимулом и условным рефлексом будет таким образом угасать.
Условный рефлекс у животных это достоверный факт, который может быть подвергнут исследованию. Павлов изучал его очень скрупулезно, не только на собаках, но и на других животных, применяя различные стимулы, изменяя продолжительность условного и безусловного рефлексов, и измеряя количество выделяемой собаками слюны при различных условиях. Согласно данной методике, основным способом научения является условный рефлекс. Таким образом, изменение поведения человека должно являться результатом условных рефлексов.
Метод Берхуса (Бересса) Скинера
Также известен как метод инструментального или оперантного условного рефлекса. Объясняет, как возникают новые реакции посредством ассоциации с конкретным стимулом. Любое действие, взятое в его конкретном контексте, одобренное или поощренное каким-либо образом, имеет тенденцию к повторению в таком же контексте (виде).
Инструментальный метод объясняет как возникают новые реакции посредством ассоциации с конкретным стимулом. Любое действие, взятое в его конкретном контексте, одобренное или поощренное каким-либо образом, имеем тенденцию к повторению в таком же контексте. Главной целью исследований Скиннера было стремление предсказать и контролировать поведение человека.
Скиннер в ходе своих опытов посадил крысу в специально приготовленную коробку с рычажком, при нажатии которого ей давалась пища. Крысу никоим образом не пытались специально приучить нажимать на рычаг для получения пищи. Однако в процессе хождения по коробке крыса случайно задевала рычажок. Она могла сесть на него, задеть его головой или лапкой. Случайное действие подкреплялось едой: поведение было поощрено и следовательно имело вероятность повториться.
Метод Скиннера называется инструментальным по той причине, что связан с действиями являющимися инструментальными, то есть с получением подкрепления, в данном случае еды. Таким образом, крыса Скиннера была подвержена некоему воздействию, которое и спровоцировало появление рефлекса. Конечно, в его опытах крысы, когда их сажали в коробку, были голодными и их действия поощрялись соответствующим образом.
***
По мнению сторонников бихевиористской теории, необходимо формировать у индивидов устойчивые ассоциации между стимулами и реакциями посредством постоянного повторения стимулов. Бихевиоризм: «Все люди одинаковы», «У людей, как и животных, можно формировать устойчивые рефлексы». На базе бихивиористкой теории построены классические методы мотивации в современной компании:
- Поощрения – позитивная мотивация (устные и письменные похвалы, грамоты, повышение в должности, повышение оклада, премии и т.д.)
- Наказания – негативная мотивация (устные и письменные выговоры, понижение в должности, штрафы и др.)
2. Когнитивная теория (теория обработки информации) утверждает, что не все объясняется физиологическими рефлексами и что каждый человек уникален. У человека, в отличие от животного, существует целый комплекс умственных процессов, которые влияют на процесс научения. Поэтому, по мнению когнитивистов, именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных.
Когнитивная теория учит, что каждый человек индивидуален, с разными реакциями на одинаковые стимулы (например, на один и тот же метод стимулирования, разные сотрудники реагируют по-разному). Поэтому к каждому индивиду необходим свой уникальный (индивидуальный) подход.
Информация о работе Социальное восприятие: понятие и эффекты (ошибки) восприятия