Социальное прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Анализ и оценка социального прогнозирования ,методы и принципы прогнозирования,классификация прогнозов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретико-методические аспекты социального прогнозирования…………4

1.1 Понятие и сущность методологии социального прогнозирования……….4

1.2 Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования…………………………………………………………………16

2. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования…19

2.1 Систему показателей социального прогнозирования……………………..19

2.2. Классификация и характеристика методов социального

прогнозирования………………………………………………………………..21

3. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования…………………………………………………………………31

3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования………………………………………………….31

3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития ……………......34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая соц.прогнозированиеd (15).doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Позже сценарное прогнозирование стали  применять в экономической политике, а затем и в стратегическом корпоративном планировании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.

     Сценарии  являются эффективным средством  преодолений традиционного мышления. Сценарий — это анализ быстро меняющегося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов. 
 
 
 
 

     1.2 Основные принципы  и критерии методологии социального прогнозирования  

         В настоящее время выделяется несколько методологических принципов социального прогнозирования, на основе которых проводится анализ объекта прогноза и разрабатывается собственно прогноз.

     Принцип – основание, из которого надо исходить и которым надо руководствоваться в действии.

     1) Принцип системности в прогнозировании. Главным понятием при этом выступает «система» – целое, составленное из частей; соединение, или множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих определенную целостность. Следует иметь ввиду, что сущность понятия системы тесно связана с такими категориями, как: целостность, структура, связь элемент, отношение подсистема и др.

     Характерным признаком системы является особенность  множества элементов, образующих систему, противостоять среде. И, кроме того, функционирование системы опирается на определенную упорядоченность её элементов, отношений и связей.

     Социальная  система понимается как сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.

     2) Принцип историзма в общественном предвидении ориентирует на изучение конкретных закономерностей, условий их развития и требует подкрепления предвидения глобальных изменений систематическим прогнозированием более частных общественных процессов.

     В этом смысле прогноз уточняет наше представление общей тенденции  развития, раскрывает конкретные черты  и особенности будущего развития явлений, локализует их в пространственно-временных границах, т.е. представляет прогностическую модель развития данного явления, или процесса. При этом учитываются возможные изменения прогнозного фонда, т.е. условий в будущем.

     3) С помощью принципа социальной детерминации и развития в прогнозировании учитываются многообразные связи и зависимости в общественной жизни (в рамках системного подхода). Известно, что явления материального и духовного мира находятся в объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности (детерминизм). И важным положением этой обусловленности выступает причинность, т.е. такая связь явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). На этом положении основано сценарное моделирование, сценарное мышление.

     4) Принцип согласованности подразумевает согласование нормативных и поисковых подходов и соответственно прогнозов; прогнозов возможного развития различных сфер – экономической, экологической, демографической и других, различного периода упреждения в прогнозе – кратко-, средне-, долгосрочных, сверх долгосрочных.

     5) Принцип верифицируемости прогнозирования указывает на обязательную процедуру проверки разработанных прогнозов на точность, надежность, достоверность, их обоснованность. Для этой цели существует целая группа методов, которая будет рассмотрена ниже.

     6) Принцип рентабельности прогнозирования тесно связан с достоверностью, ибо только надежный прогноз может быть экономически эффективным. Имеется в виду, что затраты на разработку прогноза, а это весьма дорогостоящее исследование, должны окупиться и не только, но и принести прибыль, доход заказчику при его использовании, или положительный эффект в любом другом случае.

     7) Принцип непрерывности прогнозирования (особенно в кризисных условиях) требует корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования. А это возможно при функционировании постоянно действующих прогнозирующих систем в научно-исследовательских центрах с целью отслеживания ситуации и соответственно уточнения прогноза. Только в этом случае можно рассчитывать на достоверный прогноз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ системы показателей и  методов социального прогнозирования

     2.1 Систему показателей социального прогнозирования 

     Систему показателей социального прогнозирования принято делить на 2 категории:

     1) Качественные и количественные

     2) Единичные и групповые.

     Абсолютные  показатели выражаются в абсолютной величине, например в штуках (шт.). Относительные – в долях, т.е. в процентах (%). Натуральные выражаются в натуральных величинах, например надой коров. стоимостные имеют денежную форму выражения. Сравнительные имеют в своей основе метод сравнения, а контекстуальные – выбор.

     Структурные показатели основываются на данных между компонентами социальной сферы. Глобальные показатели предполагают рассмотрение социальной системы в целом, т.е. в мировом масштабе.

     В условиях экономического спада объемов  производства и нестабильности экономической ситуации в современной Украине происходит усиление использования в прогнозировании социально-экономических явлений и процессов методов экспертных оценок и расчетов. Применение данным методов можно наблюдать при прогнозировании развития объёмов платежеспособного спроса и конечного потребления.

     Разработка  вариантов прогнозов развития конечного  потребления начинается с анализа  коэффициентов удовлетворения потребностей населения, которые определяется путем  отношения уровней потребления  различных видов продукции за разные периоды сначала к реальным, а затем к рациональным. Также используются в анализе обратные этим показателям индексы потребностей спроса на различные виды продукции.

     В процессе анализа эти индексы  по различным видам продукции  ранжируются по их величине (начиная с самых низких и заканчивая наиболее высокими), а затем группируются через определенный интервал в 5-10 групп (наиболее высокие, высокие, повышенные, выше среднего, средние, ниже среднего, малые) (см. табл. 3.1) [6, с. 8]

     Разнеся полученные ранее индексы реальных, отдельно рекомендуемых и рациональных потребностей по этим группам можно получить три массива информации для содержательного анализа динамики, количественных зависимостей, тенденций и закономерностей развития пропорциональности за отчетные годы.

     Таблица 3- Основные количественные признаки и интервалы групп разной пропорциональности 

     Ранги Коэффициент удовлетворения потребностей Индекс потребностей Степень пропорциональности
     Высокие                     
     1      1,0      10      Полная
     2      0,9      1,1      Наивысшая
     3      0,8      1,25      Высокая
     Средние                     
     4      0,7      1,4      Повышенная
     5      0,6      1,65      Выше  средней
     6      0,5      2      Средняя
     Низкие                     
     7      0,4      2,5      Ниже  средней
     8      0,3      3,3      Меньшая
     9      0,2      5      Малая
     10      0,1      10      Низкая

     Рассмотренные выше коэффициенты удовлетворения потребностей и индексы потребностей содержат сопоставление объективных показателей уровней производства с потребностями и платежеспособным спросом населения,  исходящим из субъективных и экспертных представлений.

     Дальнейшие разработки прогнозных вариантов показателей потребления осуществляются путем сопоставления двух трех методов на основе гипотетического подхода и изучения развития потребления основных видов продукции за отчетный период. Прогнозные варианты разрабатываются на перспективу – как путем продления рядов за отчетный период по среднегодовым сложившимся темпам, так и по индексам динамичности.

     Сложные и в основном стихийные процессы перехода к рыночной экономике, товарный дефицит и инфляция вносят большие  изменения в современную социально-экономическую ситуацию. Ввиду непредсказуемости экономических процессов в переходный период приоритетное значение придается краткосрочному прогнозированию. Основная задача заключается в определении текущих тенденций развития конъюнктуры рынка, отслеживании фактического выполнения годовых планов и внесение соответствующих корректив на будущее. 

     2.2. Классификация и характеристика  методов социального прогнозирования 

     Социальное  прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки.

     Методы  социального прогнозирования –  совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа  ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

     Методов социального прогнозирования большое множество и поэтому выделяют 2 основные группы методов.

     1)                Простые методы

     Фактографические  методы прогнозирования базируются на фактическом информационном материале, применяемом при поисковом прогнозировании  и включают:

     1    статистические методы

     2    метод экстраполяции

     Исходит из обработки количественных характеристик  объекта, полученных в прошлом и  настоящем при относительной  стабильности системы. Основным является анализ временных рядов.

     3    метод аналогии и др.

Информация о работе Социальное прогнозирование