Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа
Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет и самой рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Конкуренция и предпринимательство неотделимы: без конкуренции нет предпринимательства, а без предпринимательства нет конкуренции.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью……………………………………………..5
1.1. Юридический статус гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью…………………………………………………………………….…5
1.2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя………..9
Глава 2. Особенности социальной ответственности предпринимателя……….20
2.1. Регистрация прекращения предпринимательской деятельности………….20
2.2. Особенности предпринимательской деятельности гражданина…………..24
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………
производит запись в ЕГРИП;
производит выдачу «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» (формы № 65001, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).
Снятие с налогового учета может выполняться независимо от ситуации, когда у предпринимателя имеются или отсутствуют задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, который следует после даты внесения записи в ЕГРИП.
Датой снятия ИП с учета является день внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
2.2. Особенности предпринимательской деятельности гражданина
Социальная ответственность как явление может трактоваться как система обязанностей (или обязательств) граждан, принадлежащих к конкретной социальной группе, по отношению к другим группам граждан либо к обществу в целом. Очевидно, что комплекс названных обязанностей или обязательств будет определяться ролью и местом конкретных социальных групп в системе экономических отношений в обществе.
Сформировавшиеся в общественном сознании стереотипы восприятия и сложившийся к настоящему моменту уровень социально-имущественного расслоения граждан России способствуют укреплению мнения о том, что предприниматель - экономически состоявшаяся фигура. Тот факт, что на протяжении многих лет граждане нашей страны отождествляли предпринимательскую деятельность с эксплуатацией человека человеком, также обеспечивал стабильность указанного мнения.
Стремление бизнеса воздействовать на общественные процессы оправданно и не противоречит идее сильного государства. В том числе потому, что без такого влияния невозможно говорить и о социальной ответственности бизнеса перед обществом.[6]
Для того чтобы быть по-настоящему современной коммерческой структурой, уже недостаточно иметь высокие прибыли, зарплату сотрудников, определенные марки автомобилей руководителей, престижный офис и пр. Сегодня требуется еще знать, в чем философия фирмы.
Миссия компании отражает не только цель извлечения прибыли, но и подчеркивает общественную роль и значимость бизнеса. Долгосрочные и краткосрочные задачи бизнеса тесно связаны с тенденциями развития всего общества. Известное выражение классика «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» можно применить и к бизнесу - его черты напрямую связаны с современным состоянием общества.
Некоторые руководители фирм, помимо установленных законом обязательств перед государством, добровольно решают принять на себя определенную долю социальной ответственности.
Социальная ответственность бизнеса происходит из осознания того, что организация должна действовать в интересах сообщества, ресурсами которого (кадровыми, экологическими и пр.) она пользуется.
Коммерческие организации, реализуя собственные корпоративные социальные программы, являются субъектами социальной политики местного и регионального уровня. Поэтому возникает необходимость установления конструктивного диалога с органами власти и общественными организациями.
В классическом (пришедшем к нам, как и многое, с Запада) понимании социальная ответственность включает в себя:
добросовестную деловую практику;
развитие персонала предприятия;
охрану здоровья и безопасные условия труда;
охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий;
развитие местного сообщества;
Таким образом, предприятия заменяют либо дополняют социальными инвестициями, рассчитанными на достижение устойчивых позитивных изменений в обществе на территории интересов бизнеса. И это оказывается взаимовыгодным - и для бизнеса, и для власти, и для общества в целом.
Помимо указанных современных терминов «социальная ответственность» и «миссия фирмы», сегодняшний бизнесмен должен понимать, что такое «социальное партнерство». Это взаимодействие бизнеса, власти (государственной) и «населения».
Население представляют общественные организации - профсоюзы, например, различные ассоциации, общества и пр. Передовые российские компании включают систему социального партнерства в стратегию развития бизнеса, привлекая общественные организации для разработки и реализации совместных социальных проектов и программ.
- Напрямую финансировать общественные организации. Бизнесмен перечисляет деньги, общественная организация распределяет их среди нуждающихся. Формы могут быть разными.
- Предоставлять общественным организациям (а они и есть общество) продукцию и оборудование своего предприятия. Можно выделить воспитанникам детского дома спортивную форму, которую фирма производит. А можете подарить им ставший ненужным несовременный компьютер - у них и такого нет.
- Предоставлять рабочее время своих сотрудников (это называется корпоративное волонтерство). Например, студенты проходят практику на предприятии, им нужно все объяснять, они будут все переспрашивать. Им эта работа оплачивается, сотрудники компании в свое рабочее время консультируют, обучают их. Каковы последствия? Студент получит профессиональный опыт при выполнении в интересах фирмы посильных поручений, и если выполнит их блестяще, руководитель может подумать, не пригласить ли его на работу. Тем самым подготовив квалифицированного работника, и при этом сэкономив на подборе персонала через рекрутинговое агентство, обучении и пр. Как видно, польза обоюдная.
Социальная ответственность фирмы может проявляться также и в социально-ответственной реструктуризации, в социально-ответственном маркетинге и т.д.
Зачем все это делать? Социально-ответственная компания имеет преимущества:[7]
укрепление репутации и имиджа;
повышение эффективности ведения бизнеса;
обустройство «территории» бизнеса;
повышение инвестиционной привлекательности компании (особенно с зарубежными партнерами).
Весь мир идет по этому пути: социальная ответственность фирмы, помимо позитивного эффекта для общества, приносит дополнительную прибыль. В России эти механизмы до сих пор осмысливаются, не всегда появляются попытки реализации подобных моделей.
Самый эффективный путь для реализации социально-ответственной стратегии компании - это использование организаций-посредников. Ими могут быть либо общественные организации, либо ассоциации бизнеса, либо профессиональные консалтинговые компании. Организации-посредники работают в интересах всех взаимодействующих сторон, помогая шаг за шагом преодолеть трудности построения и развития нового общества.
Базируясь на представлении о том, что предприниматель формирует свой доход не только с учетом результатов своего труда, но и за счет занижения ставок оплаты труда наемных работников, доступа к тем или иным ресурсам страны, общество начинает возлагать на предпринимателя определенную социальную ответственность. При этом возникает вопрос: а насколько это оправданно, все ли предприниматели готовы взять на себя социальную ответственность и, главное, справиться с этой ответственностью? Опыт российского предпринимательства не дает на эти вопросы однозначного ответа.
Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. В отличие, например, от участника общества с ограниченной ответственностью, где участник отвечает по обязательствам учреждённого им общества в основных случаях только в пределах своей доли в уставном капитале этого общества и ни в коем случае не своим личным имуществом. Этот существенный факт относится к основному недостатку этой формы ведения предпринимательской деятельности.
Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:[8]
упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса
свободное использование собственной выручки.
не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности
упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности
упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.)
заработанные деньги возможно свободно тратить без дополнительного налогообложения (9% на дивиденды)
индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, имеет фактическую возможность не вести учёт полученного дохода
Основные недостатки:
отвечает по обязательствам своим имуществом
не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем, некоторыми лекарствами или сильнодействующими ядами).
согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП
не подходит для совместного ведения бизнеса
требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»
Отчисления на социальное страхование идут только исходя из МРОТ, взятого на начало соответствующего года (в виде фиксированного платежа), даже если деятельности не было
на общем режиме налогообложения необходимо вести двойной учёт из-за того, что НДС считается «по отгрузке», а налог на доходы у предпринимателей - «по оплате». Если первой происходит оплата, то можно сблизить за счёт выписывания счетов-фактур на аванс, но в данном случае усложняется документооборот.
недостаточная правовая защищённость при временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности платится только размере федерального МРОТ и только в случае, если предприниматель заплатил в предыдущем году (2.9%)*(МРОТ на 1 января)*(12). При этом от уплаты взносов в пенсионный фонд предприниматель не освобождается даже в случае серьёзной нетрудоспособности, при которой физически не может подать заявление на прекращении деятельности.
Наиболее ярко о готовности к социально-ответственному поведению различных категорий экономически активных граждан свидетельствует, например, их стратегия образовательного поведения, различающаяся в зависимости от статуса занятости. Различия принципиального характера, касающиеся поведения предпринимателя и наемного работника в области профессионального образования, заключаются, с позиций социальной ответственности, в следующем:
для наемного работника социально ответственное поведение будет связано с развитием собственной индивидуальной рабочей силы, принятием на себя ответственности за положение на рынке труда;
для предпринимателя социально ответственным может быть признано поведение, при котором он заботится не только о собственном профессиональном развитии, но и о профессиональном развитии персонала своей организации. Естественным ограничением пределов этого развития будут являться стратегические цели бизнеса, а также финансовые возможности организации.
На практике социальная ответственность предпринимателя в сфере профессионального развития персонала может проявляться в следующих формах, получивших различную степень распространенности в России:
реализация внутрифирменных образовательных программ;
создание в рамках организации специализированных учебных подразделений, а в ряде случаев и учебных заведений начального, среднего или высшего профессионального образования, в том числе и имеющих государственную аккредитацию;
практика оплаты обучения сотрудников в государственных или негосударственных учебных заведениях системы профессионального образования за пределами организации;
оказание финансовой поддержки тем или иным учебным заведениям системы профессионального образования, в развитии и стабильном функционировании которых могут оказаться заинтересованными конкретные региональные или отраслевые финансово-промышленные группы.
Социальные обязательства были характерны для бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой, начиная со второй половины XIX века с периода зрелого индустриального капитализма, которому была свойственна хозяйственная этика протестантизма. В истории России эти традиции развивались в тот же период, но базировались на иной конфигурации ценностей, в которых православная этика носила определяющий характер. Разнонаправленность векторов индивидуализма и достижимости, с одной стороны, патриотизма, коллективизма и соборности, с другой стороны, в современном российском обществе усложняет задачу создания системы ценностей, интегрирующей комплекс мотивационных оснований одновременно в духе традиций служения и в соответствии с рациональной легитимацией деловой культуры.
В условиях транзитивного социума существуют достаточные и необходимые условия реализации социальной ответственности как составной части деловой политики. Достаточные условия претворения в жизнь социальных обязательств бизнесмена созданы там, где социальная ответственность выступает дополнительным способом конкурентной борьбы и рекламы. Необходимые условия созданы в том случае, если влияние неэтичного корпоративного поведения на жизнь индивидов и сообществ вызывает санкции как общественного порицания, так и законодательного свойства, в то время как имидж социально ответственного предпринимательства имеет смысл, поддерживаемый потребителями, бизнес-сообществом и властью.
Информация о работе Социальная ответственность предпринимателя