Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ конфликта и поиск способов снижения конфликтных ситуаций в организации ОАО «УАПО».
Тема исследования в курсовой работе является очень актуальной, так как цена конфликта в организации:
- снижается производительность труда;
- потери рабочего времени;
- на достижение договоренностей в конфликтной ситуации уходит 42% рабочего времени;
- снижается качество принимаемых решений;
- увольняются квалифицированные кадры;
- саботаж, воровство, ущерб;
- снижение мотивации;
- возрастает заболеваемость сотрудников.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- раскрытие сущности, функций и причин возникновения конфликтных ситуаций в организации;
- изучение методов управления конфликтами;
- разработка мер по снижению и разрешению конфликтов.
Введение 3
I Теоретические основы конфликта 5
1. Сущность и структура конфликтов 5
2. Причины конфликтов 7
3. Функции конфликтов 9
4. Классификации конфликта 10
II Управления конфликтами. Способы снижения конфликтности в коллективе 15
1. Характеристика предприятия ОАО «УМПО» 15
2. Основные критерии премирования работников ОАО «УАПО» 22
3. Методы управления конфликтами. Поведение участников в конфликте 25
4. Общая схема разрешения конфликта 30
Заключение 32
Список литературы 34
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я – высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
Основу классификации составляют два независимых параметра:
Если
представить это в графической
форме, то получим сетку Томаса -
Килменна, позволяющую проанализировать
конкретный конфликт и выбрать рациональную
форму поведения (рис. 4).
|
уровень кооперативности, учета интересов другого
Рисунок
4 – Формы поведения в конфликте
Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения:
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:
Изучение
социальных процессов, происходящих в
обществе, показывает, что конфликт
является одной из важнейших социальных
проблем. В данной работе была предпринята
попытка дать краткий аналитический
обзор некоторых
Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).
Конфликт
в организации - это осознанное противоречие
между общающимися членами
Существуют
пять типов стратегий поведения
индивидов в конфликтной
На предприятии ОАО «УАПО» можно выделить следующие моменты:
По результатам исследования в организациях, к сожалению, сейчас в России наиболее распространена стратегия избегания и приспособления ("моя хата с краю, я ничего не знаю"). Поэтому наиболее эффективное управление конфликтами в организации основывается на их профилактике.
Основные предложения, которые позволят коллективу предприятия ОАО «УАПО» в профилактике конфликтов заключаются в необходимости просвещения сотрудников, предоставления им знаний о конфликте и конфликтогенных факторах, с налаживания вербальных коммуникаций. В идеале весь персонал ОАО «УАПО» должен владеть нормами делового этикета и придерживаться этих норм не только с клиентами, но и внутри коллектива. Сотрудники должны научиться договариваться. Нужно хотеть и уметь вести открытый диалог, слушать оппонента, чтобы прояснять, что мы имеем сейчас и что мы хотим получить в будущем.
Информация о работе Снижение уровня конфликтности в организации на примере ОАО «УАПО»