Ситуационный подход к управлению организацией в компании "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

курсовая работа раскрывает сущность ситуационного подхода, рассматривает основные модели данного подхода, выделяет условия успешного использования моделей ситуационной теории, алгоритм принятия управленческих решений в рамках данного подхода, рассмотривает применение одной из моделей в компании «МТС».

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы ситуационного подхода к управлению организацией
1.1 История возникновения ситуационного подхода
1.2.Основные положения ситуационного подхода к управлению организацией
Глава 2 Модели управления в рамках ситуационного подхода
2.1. Теория 7S
2.2 Ситуационная модель Фидлера
2.3 Модель «Путь-цель»
2.3 Модель жизненного цикла Херси и Бландшара
Глава 3 Применение ситуационного подхода к управлению организацией
3.1 Условия эффективного использования ситуационного подхода
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
Глава 4 Использование ситуационного подхода к управлению на примере «МТС»
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

              Согласно данной теории, все эти переменные взаимосвязаны, и если ситуация требует изменения хотя бы одного составляющего, потребуются  дальнейшие  перемены во всех остальных областях. Исследователи утверждают, что в любой ситуации этим переменным стоит уделять основное внимание, так как от них в первую очередь зависит успешность и эффективность работы компании.

              Следующие две модели наглядно показывают влияние бихевиористической школы на ситуационный подход.

2.2 Ситуационная модель Фидлера

              Модель Фидлера - это большой вклад в развитие ситуационного подхода.  В своих исследованиях он связал такие понятия, как индивидуальные стили лидерства и ситуации.

Во-первых,  в ходе исследований была разработана  «шкала наименее предпочитаемого сотрудника» (далее НПС). Эта шкала представляет собой  систему из поведенческих предпочтений менеджера, и позволяет определить индивидуальный стиль работы. Таблица рассчитана на восьмибалльную систему оценки качеств сотрудника. В каждой строке необходимо проставить оценки от 1до 8, либо от 8 до 1, в зависимости от того, насколько данная черта подходит сотруднику. Затем остается вертикально сложить все получившиеся оценки в первом и последнем столбце. Результаты данного теста показывают, на что ориентируется сотрудник в своей работе: на выполнение задач или на взаимоотношения. 

Таблица 1 Шкала НПС по Ф.Фидлеру

Открытый

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдержанный

Придирчивый

 

 

 

 

 

 

 

 

Покладистый

Эффективный

 

 

 

 

 

 

 

 

Непродуктивный

Самоуверенный

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерешительный

Угрюмый

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостный

Во-вторых, Фидлер выделил три переменных, по которым необходимо анализировать ситуации:

1.      Отношение между менеджерами и подчиненными. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2.      Структура  задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3.      Должностные полномочия. Это – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация. [14 c.25]

Фидлер на основе этих трех переменных разработал систему оценки благоприятности ситуации. Используя эту систему можно определить восемь различных управленческих ситуаций.

Таблица 2  Классификация благоприятных ситуаций по Ф.Фидлеру

Взаимоотношения руководитель -подчиненный

Хорошие

Хорошие

Хорошие

Хорошие

Плохие

Плохие

Плохие

Плохие

Структура задачи

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Должностные полномочия лидера

Широкие

Ограниченные

Широкие

Ограниченные

Широкие

Ограниченные

Широкие

Ограниченные

                                        Очень благоприятная                                       Средняя                                         Очень неблагоприятная

Третьим шагом исследования был процесс наложения шкалы НПС и классификации управленческих ситуаций друг на друга, результатом которого явилась таблица, которая связывает понятия стиля руководства и ситуации.

Таблица 3  Соответствие стиля руководства и рабочей ситуации

 

 

Оценка по шкале НПС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения

Хорошие

Хорошие

Хорошие

Хорошие

плохие

плохие

Плохие

плохие

Структура задачи

структурирована

неструктурирована

Структурирована

Неструктурирована

Должностные полномочия

сильные

слабые

сильные

слабые

сильные

Слабые

Сильные

слабые

             

 

Выводами данного исследования стали следующие тезисы:

- ориентированные на задачу менеджеры показывают высокие результаты в очень благоприятных ситуациях и в очень неблагоприятных;

- ориентированные на взаимоотношения менеджеры показывают высокие результаты в ситуации средней благоприятности.

Фидлер считает, что, несмотря на то что, не существует универсального подхода к управлению, менеджеры в основном придерживаются своего определенного стиля руководства. Так как Фидлер предполагает, что человек не может изменить свой стиль руководства в зависимости от ситуации, исходя из этого тезиса, он предлагает ставить менеджера в такие ситуации, в которых его стиль руководства приведет к эффективной работе компании . Это приведет к тому, что требования ситуации и личные способности менеджера придут в сбалансированное состояние и  работа будет успешной.

              Применение данной модели на практике помогает менеджеру определить собственный стиль руководства (понять ориентируется он на взаимоотношения между сотрудниками  или на решение задач) и идентифицировать ситуацию   (определить плюсы и минусы сложившейся ситуации для его стиля руководства).

2.3 Модель «Путь-цель»

Данную модель разработали  Теренс Митчел и Роберт Хаус. Этот подход  отличается от модели ситуационного руководства Ф.Фидлера тем, что предполагает, что не ситуация должна изменять стиль и методы руководства, а непосредственно действия руководителя будут влиять на ситуацию.

В основе данной теории лежит цель теория ожидания.

Руководитель может влиять на мотивацию сотрудника двумя способами:

1.      Разъясняя им возможные  способы достижения доступного вознаграждения

2.      Увеличивая ценное, желаемое для сотрудников вознаграждение[11 c. 481]

Митчел и Хаус выделяют  четыре  стиля руководства: поддерживающий, директивный, стиль участия в управлении, стиль, ориентированный на достижение цели.

При политике поддерживающего стиля, управленец должен вести себя открыто, показывать заботу о подчиненных, создавать позитивную психологическую атмосферу  сплоченной команды,  ввести более неформальные отношения равенства.

Директивный стиль управления подразумевает точные указания, формальные отношения, графики выполнения заданий, четкую установку целей работы и стандартов поведения.

Стиль участия в управлении направлен на создание таких рабочих отношений, при которых подчиненные  будут открыто высказывать  свои мнения в процессе принятия управленческих решений, вносить свои предложения по работе. Руководитель при таких отношениях может обсуждать рабочие проблемы с подчиненными, которые, в свою очередь будут предлагать способы их устранения.

Руководитель, который выбрал стиль, ориентированный на достижение целей должен ставить перед подчиненными ясные перспективные цели, показывать уверенность в результатах работы своих сотрудников, помогать обучаться новым приемам и навыкам для успешного достижения этих целей.

Данные стили управления не базируются на личных чертах менеджеров, в отличие от теории Ф. Фидлера.  В этой модели речь идет об основных и довольно общих  стилях управления, которые в зависимости от ситуации  может применять каждый руководитель.

Митчел и Хаус выделили следующие определяющие ситуацию обстоятельства:

1.      Личностные особенности членов коллектива

2.      Рабочая обстановка[7 c. 129]

Под личными особенностями членов коллектива исследователи понимают: уровень квалификации,  способности, нужды, мотивация.

В понятие рабочая обстановка входят: степень структурированности задач, уровень формальности власти,  атмосфера в коллективе.

В зависимости от сочетания этих факторов и сложившейся ситуации необходимо выбрать стиль руководства и меру воздействия на подчиненного.

В  ситуации, когда подчиненный не уверен  в себе, необходимо использовать поддерживающее руководство, стимулировать уверенность в себе.

В ситуации нечеткого определения рабочего задания, необходимо использовать директивное руководство, прояснить пути получения поощрения.

В ситуации, когда подчиненный не заинтересован в труде, необходимо применять стиль управления, ориентированный на достижение целей, ставить более высокие цели.

И в ситуации, когда в компании существует некорректная система вознаграждения, необходимо использовать стиль участия в управлении, для того, чтобы идентифицировать потребности подчиненных и изменить вид вознаграждения.

Согласно модели «путь-цель» при выполнении всех этих действий менеджер повысит интенсивность усилий персонала и повысит удовлетворение от работы.

 

2.3    Модель жизненного цикла Херси и Бландшара

 

Данная модель, как и предыдущие,  рекомендует гибкий стиль руководства, критерий выбора стиля в этой концепции – зрелость руководителя. Под зрелостью создатели понимали степень ответственности руководителя, желание добиваться целей, а также соответствие компетенций поставленным задачам.

Херси и Бландшар по результатам оценки руководства персоналом выделили два основных типа поведения менеджера: директивный и поддерживающий. Используя различные сочетания этих двух типов исследователи определили четыре основных стиля руководства:

Информация о работе Ситуационный подход к управлению организацией в компании "МТС"