Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
курсовая работа раскрывает сущность ситуационного подхода, рассматривает основные модели данного подхода, выделяет условия успешного использования моделей ситуационной теории, алгоритм принятия управленческих решений в рамках данного подхода, рассмотривает применение одной из моделей в компании «МТС».
Введение
Глава 1 Теоретические основы ситуационного подхода к управлению организацией
1.1 История возникновения ситуационного подхода
1.2.Основные положения ситуационного подхода к управлению организацией
Глава 2 Модели управления в рамках ситуационного подхода
2.1. Теория 7S
2.2 Ситуационная модель Фидлера
2.3 Модель «Путь-цель»
2.3 Модель жизненного цикла Херси и Бландшара
Глава 3 Применение ситуационного подхода к управлению организацией
3.1 Условия эффективного использования ситуационного подхода
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
Глава 4 Использование ситуационного подхода к управлению на примере «МТС»
Заключение
Список используемой литературы:
Согласно данной теории, все эти переменные взаимосвязаны, и если ситуация требует изменения хотя бы одного составляющего, потребуются дальнейшие перемены во всех остальных областях. Исследователи утверждают, что в любой ситуации этим переменным стоит уделять основное внимание, так как от них в первую очередь зависит успешность и эффективность работы компании.
Следующие две модели наглядно показывают влияние бихевиористической школы на ситуационный подход.
Модель Фидлера - это большой вклад в развитие ситуационного подхода. В своих исследованиях он связал такие понятия, как индивидуальные стили лидерства и ситуации.
Во-первых, в ходе исследований была разработана «шкала наименее предпочитаемого сотрудника» (далее НПС). Эта шкала представляет собой систему из поведенческих предпочтений менеджера, и позволяет определить индивидуальный стиль работы. Таблица рассчитана на восьмибалльную систему оценки качеств сотрудника. В каждой строке необходимо проставить оценки от 1до 8, либо от 8 до 1, в зависимости от того, насколько данная черта подходит сотруднику. Затем остается вертикально сложить все получившиеся оценки в первом и последнем столбце. Результаты данного теста показывают, на что ориентируется сотрудник в своей работе: на выполнение задач или на взаимоотношения.
Таблица 1 Шкала НПС по Ф.Фидлеру
Открытый |
|
|
|
|
|
|
|
| Сдержанный |
Придирчивый |
|
|
|
|
|
|
|
| Покладистый |
Эффективный |
|
|
|
|
|
|
|
| Непродуктивный |
Самоуверенный |
|
|
|
|
|
|
|
| Нерешительный |
Угрюмый |
|
|
|
|
|
|
|
| Жизнерадостный |
Во-вторых, Фидлер выделил три переменных, по которым необходимо анализировать ситуации:
1. Отношение между менеджерами и подчиненными. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3. Должностные полномочия. Это – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация. [14 c.25]
Фидлер на основе этих трех переменных разработал систему оценки благоприятности ситуации. Используя эту систему можно определить восемь различных управленческих ситуаций.
Таблица 2 Классификация благоприятных ситуаций по Ф.Фидлеру
Взаимоотношения руководитель -подчиненный | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Плохие | Плохие | Плохие | Плохие |
Структура задачи | Высокий уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | ||||
Должностные полномочия лидера | Широкие | Ограниченные | Широкие | Ограниченные | Широкие | Ограниченные | Широкие | Ограниченные |
Третьим шагом исследования был процесс наложения шкалы НПС и классификации управленческих ситуаций друг на друга, результатом которого явилась таблица, которая связывает понятия стиля руководства и ситуации.
Таблица 3 Соответствие стиля руководства и рабочей ситуации
Оценка по шкале НПС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимоотношения | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Хорошие | плохие | плохие | Плохие | плохие |
Структура задачи | структурирована | неструктурирована | Структурирована | Неструктурирована | ||||
Должностные полномочия | сильные | слабые | сильные | слабые | сильные | Слабые | Сильные | слабые |
Выводами данного исследования стали следующие тезисы:
- ориентированные на задачу менеджеры показывают высокие результаты в очень благоприятных ситуациях и в очень неблагоприятных;
- ориентированные на взаимоотношения менеджеры показывают высокие результаты в ситуации средней благоприятности.
Фидлер считает, что, несмотря на то что, не существует универсального подхода к управлению, менеджеры в основном придерживаются своего определенного стиля руководства. Так как Фидлер предполагает, что человек не может изменить свой стиль руководства в зависимости от ситуации, исходя из этого тезиса, он предлагает ставить менеджера в такие ситуации, в которых его стиль руководства приведет к эффективной работе компании . Это приведет к тому, что требования ситуации и личные способности менеджера придут в сбалансированное состояние и работа будет успешной.
Применение данной модели на практике помогает менеджеру определить собственный стиль руководства (понять ориентируется он на взаимоотношения между сотрудниками или на решение задач) и идентифицировать ситуацию (определить плюсы и минусы сложившейся ситуации для его стиля руководства).
Данную модель разработали Теренс Митчел и Роберт Хаус. Этот подход отличается от модели ситуационного руководства Ф.Фидлера тем, что предполагает, что не ситуация должна изменять стиль и методы руководства, а непосредственно действия руководителя будут влиять на ситуацию.
В основе данной теории лежит цель теория ожидания.
Руководитель может влиять на мотивацию сотрудника двумя способами:
1. Разъясняя им возможные способы достижения доступного вознаграждения
2. Увеличивая ценное, желаемое для сотрудников вознаграждение[11 c. 481]
Митчел и Хаус выделяют четыре стиля руководства: поддерживающий, директивный, стиль участия в управлении, стиль, ориентированный на достижение цели.
При политике поддерживающего стиля, управленец должен вести себя открыто, показывать заботу о подчиненных, создавать позитивную психологическую атмосферу сплоченной команды, ввести более неформальные отношения равенства.
Директивный стиль управления подразумевает точные указания, формальные отношения, графики выполнения заданий, четкую установку целей работы и стандартов поведения.
Стиль участия в управлении направлен на создание таких рабочих отношений, при которых подчиненные будут открыто высказывать свои мнения в процессе принятия управленческих решений, вносить свои предложения по работе. Руководитель при таких отношениях может обсуждать рабочие проблемы с подчиненными, которые, в свою очередь будут предлагать способы их устранения.
Руководитель, который выбрал стиль, ориентированный на достижение целей должен ставить перед подчиненными ясные перспективные цели, показывать уверенность в результатах работы своих сотрудников, помогать обучаться новым приемам и навыкам для успешного достижения этих целей.
Данные стили управления не базируются на личных чертах менеджеров, в отличие от теории Ф. Фидлера. В этой модели речь идет об основных и довольно общих стилях управления, которые в зависимости от ситуации может применять каждый руководитель.
Митчел и Хаус выделили следующие определяющие ситуацию обстоятельства:
1. Личностные особенности членов коллектива
2. Рабочая обстановка[7 c. 129]
Под личными особенностями членов коллектива исследователи понимают: уровень квалификации, способности, нужды, мотивация.
В понятие рабочая обстановка входят: степень структурированности задач, уровень формальности власти, атмосфера в коллективе.
В зависимости от сочетания этих факторов и сложившейся ситуации необходимо выбрать стиль руководства и меру воздействия на подчиненного.
В ситуации, когда подчиненный не уверен в себе, необходимо использовать поддерживающее руководство, стимулировать уверенность в себе.
В ситуации нечеткого определения рабочего задания, необходимо использовать директивное руководство, прояснить пути получения поощрения.
В ситуации, когда подчиненный не заинтересован в труде, необходимо применять стиль управления, ориентированный на достижение целей, ставить более высокие цели.
И в ситуации, когда в компании существует некорректная система вознаграждения, необходимо использовать стиль участия в управлении, для того, чтобы идентифицировать потребности подчиненных и изменить вид вознаграждения.
Согласно модели «путь-цель» при выполнении всех этих действий менеджер повысит интенсивность усилий персонала и повысит удовлетворение от работы.
Данная модель, как и предыдущие, рекомендует гибкий стиль руководства, критерий выбора стиля в этой концепции – зрелость руководителя. Под зрелостью создатели понимали степень ответственности руководителя, желание добиваться целей, а также соответствие компетенций поставленным задачам.
Херси и Бландшар по результатам оценки руководства персоналом выделили два основных типа поведения менеджера: директивный и поддерживающий. Используя различные сочетания этих двух типов исследователи определили четыре основных стиля руководства:
Информация о работе Ситуационный подход к управлению организацией в компании "МТС"