Ситуационный подход к управлению организацией в компании "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

курсовая работа раскрывает сущность ситуационного подхода, рассматривает основные модели данного подхода, выделяет условия успешного использования моделей ситуационной теории, алгоритм принятия управленческих решений в рамках данного подхода, рассмотривает применение одной из моделей в компании «МТС».

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы ситуационного подхода к управлению организацией
1.1 История возникновения ситуационного подхода
1.2.Основные положения ситуационного подхода к управлению организацией
Глава 2 Модели управления в рамках ситуационного подхода
2.1. Теория 7S
2.2 Ситуационная модель Фидлера
2.3 Модель «Путь-цель»
2.3 Модель жизненного цикла Херси и Бландшара
Глава 3 Применение ситуационного подхода к управлению организацией
3.1 Условия эффективного использования ситуационного подхода
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
Глава 4 Использование ситуационного подхода к управлению на примере «МТС»
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы ситуационного подхода к управлению организацией

1.1              История возникновения ситуационного подхода

1.2.Основные положения ситуационного подхода к управлению организацией

Глава 2 Модели управления в рамках ситуационного подхода

2.1. Теория 7S

2.2 Ситуационная модель Фидлера

2.3 Модель «Путь-цель»

2.3              Модель жизненного цикла Херси и Бландшара

Глава 3 Применение ситуационного подхода  к управлению организацией

3.1 Условия эффективного использования  ситуационного подхода

3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте

Глава 4 Использование ситуационного подхода к управлению  на примере «МТС»

Заключение

Список  используемой литературы:


Введение

 

На сегодняшний день для успешного бизнеса важно уметь понимать ситуацию,  быстро ориентироваться в сложившихся обстоятельствах, предвидеть последствия, ориентироваться на ситуационные требования. Для эффективного управления в условиях постоянных изменений практически невозможно выработать единый стиль управления. На наш взгляд, проблема выбора подходящего стиля управления очень актуальна в современном бизнесе.

Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении. Данная теория предполагает, что в деятельности организаций, в особенности родственного профиля, есть много общего. В то же время каждая ситуация индивидуальна, и управленческое решение необходимо принимать в той конкретной ситуации, которая сложилась для объекта управления в данный момент. Поэтому одной из основных проблем, решаемых ситуационным подходом, является установление факторов, определяющих развитие ситуации.

Ситуационная теория помогает выделить основные факторы, влияющие на организацию, позволяет верно оценивать ожидаемое развитие ситуации и принимать решения, ведущие к цели. Если экономика нестабильна, то более полезны модели, с помощью которых могут быть сделаны краткосрочные прогнозы на период непосредственного планирования.

В организациях, сумевших создать адекватные и надежные модели для анализа ситуаций, их использование позволяет руководству действительно управлять развитием ситуаций, осознанно выбирать то или иное направление развития, выявлять основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации.

Целью данной курсовой работы является изучить модели, разработанные в рамках ситуационного подхода к управлению организацией и применение их на практике в компаниях. Для этого было проведено изучение эффективности внедрения модели Херси и Бландшара в управленческую практику компании «МТС».

Основными задачами данной работы являются: изучение сущности ситуационного подхода к управлению организацией, изучение моделей данного подхода, определение условий эффективного использования моделей ситуационного руководства, установление алгоритма принятия управленческих решений в рамках данной теории,  изучение эффекта от внедрения данных моделей в управленческую практику существующих компаний.

Предметом исследования данной курсовой работы являются  различные модели ситуационного подхода к управлению, объектом исследования  являются организации, применяющие  данный подход.

В данной курсовой работе рассмотрены различные модели ситуационного подхода,  освещены основные исследования в данной области,  разобраны условия успешного использования ситуационного подхода, приведен алгоритм принятия управленческих решений в рамках ситуационного подхода, определены плюсы и минусы работы по моделям данного подхода.

Основными источниками для написания работы являются: статьи ученых, разрабатывавших модели ситуационного подхода, монографии, касающиеся проблем ситуационного подхода,  книги, рассматривающие пути эффективного управления персоналом,  учебники по менеджменту, статьи по менеджменту.

 

 


Глава 1 Теоретические основы ситуационного подхода к управлению организацией

1.1    История возникновения ситуационного подхода

 

Впервые о «законе ситуаций» написала Мери Паркер Фоллетт в 20-е годы. В своей книге  «The Making of Scientific Management» Фоллетт заметила, что проблемы, возникающие  между начальником и подчиненным, необходимо решать, используя «закон ситуации»:  «Один человек не должен отдавать приказы другому, но они оба должны согласиться выполнять приказы по ситуации. Если эти приказы — лишь часть ситуации, то вопрос о том, что кто-то должен отдать приказ, а кто-то его должен выполнить, не будет вставать». [16 c. 34] 

В 1938 году  Честер Барнард в своей книге "Функции руководителя" сформулировал  четыре основных условия, от сочетания которых зависит  принятие подчиненными руководства.  Понятие «ситуации» не рассматривалось в этой книге, но основное направление работы велось в рамках современного ситуационного подхода.

В 1948 году  доктор Университета штата Огайо Ральф Стогдилл, исследуя качества лидера, установил, что в основном именно ситуация определяет необходимые черты и навыки лидера.

В середине 50-х Джоан Вудворд на основе исследования фирм-производителей в южной Англии доказала, что  организационная структура должна подстраиваться под технологии, используемые в компании.

Т.Бернс и  Г. Сталкер в 1960-1961 годах проводили исследование зависимости оргструктуры от внешней среды. Материалом для исследования стали  20  различных фирм в Англии и Шотландии. Результатом стал тезис о том, что  в зависимости от внешней среды организации (для рассмотрения брали стабильную и изменчивую)  наиболее эффективными могут считаться механистическая или органическая.

Но только в конце 60-х ситуационный подход стал самостоятельной научной теорией.

 

 

1.2.Основные положения ситуационного подхода к управлению организацией

                            Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. [11 с.84].

Основной идеей ситуационного подхода  является разработка различных методов  и концепций для конкретных ситуаций, c целью сделать работу организации наиболее эффективной. Тем не менее, ситуационный подход не представляет собой  набор инструкций. В нем сохранена основная концепция процесса управления, которая может использоваться во всех организациях, но основной акцент сделан на разнообразие приемов, используемых для решения задач в различных ситуациях.

              В рамках ситуационного подхода особое значение имеют ситуационные различия между организациями, так как они помогают определить ситуационные переменные и степень их влияния на эффективность организации.

              Необходимо понимать, что ситуационный подход не отрицает достижения традиционной теории менеджмента, школы человеческих отношений и школы науки. Данный подход расширяет практическое применение этих теорий.

              Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1.                  Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2.                  Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.

3.                  Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.                  Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств. [5 с.195]

На основе вышеизложенного, концепция решения ситуационных задач менеджмента состоит в следующем:  к каждому типу ситуаций, возникающей в компании, должен соответствовать свой определенный алгоритм управления, специфические формы взаимодействия составляющих организации, свои критерии и методы принятия управленческих решений. Этим обеспечивается возможность приспособления структуры организации к динамически меняющимся условиям работы организации, внешней среды и ее элементов.

Эффективность ситуационного подхода в основном зависит от третьего шага, который может определить переменные в конкретном случае. От этого шага зависит выбор метода для ситуации. Невозможно определить все переменные, которые имеют влияние на компанию, но необходимо определить основные, от которых непосредственно зависит успех организации. В основном выделяют не более десятка факторов, которые можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Среди переменных, наиболее важных для определения условий ситуации, в которой находится данная организация, выделяют: технологии производства, окружающую среду, ее размер и стратегию. Другие существенные факторы включают отношения между руководителями и подчиненными и характер основных задач организации - свойства, оказывающие влияние на тип лидерства. Связи между данными переменными имеют сложный характер.

Ситуационный подход дает рекомендации: что, как, кому, когда и при каких условиях нужно делать, но не указывает, каким точно путем придти к решению проблемы, так как сочетание переменных, определяющих ситуацию, не позволяет составить точные инструкции.

Для успешного применения ситуационного подхода менеджер должен обладать  глубокими знаниями и уметь проводить подробный анализ, для того, чтобы быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

             

             

 

             

 

Глава 2 Модели управления в рамках ситуационного подхода

             

              Основной идеей всех ситуационных теорий является тезис о том, что результаты  одинаковых управленческих действий  бывают отличными друг от друга в различных ситуациях. Последователи ситуационного подхода отрицают универсальность процесса управления и считают, что при реализации своих основных функций, таких, как планирование, организация, мотивация, каждый менеджер должен руководствоваться обстоятельствами ситуации, в которой находится компания.

              Ниже приведены несколько ситуационных теорий. Критерием выбора моделей для обзора являлась степень внимания к ситуационным особенностям.

2.1. Теория 7S

              Теория 7s – это результат интеграции достижений ситуационного и системного подхода. Основная идея  системности основных внутренних переменных относится к трудам системного подхода, но в данной модели также  рассматривается и момент различных ситуаций, что подводит эту теорию к нашей теме.

                            В 80-е Томас Питерс и Роберт Уотерман, служащие консалтинговой фирмы «МакКинзи»,  разработали, актуальную и по сей день, теорию  «7S».

              В своих исследованиях они выделили 7 основных внутренних переменных компании: стратегию, структуру, системы, штат, стиль, квалификацию, разделенные ценности. Исследователи определяют данные переменные так:

Стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

Структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

Системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

Стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

Квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

Разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. [5 с.245]

Информация о работе Ситуационный подход к управлению организацией в компании "МТС"