Ситуационный менеджмант

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту
1.1. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
1.2. Основные положения ситуационной теории управления
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
2.1. Теория «7 – S»
2.2. Ситуационная модели
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории
Глава 4. Анализ деятельности ООО "СМ для дома"
4.1 Общая характеристика предприятия
4.2 Миссия фирмы, дерево целей
4.3 Организационная структура предприятия
4.4 Методы управления в организации
4.5 Анализ системы мотивации
4.6 Организационная культура фирмы
Глава 5. Рекомендации по управлению персоналом в ООО "СМ для дома"
5.1 Оптимальный стиль руководства в ООО "СМ для дома"
5.2 Рекомендации по совершенствованию качества управления в ООО
"СМ для дома"
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая аня.docx

— 197.38 Кб (Скачать)

 Директивное лидерство  – высокий уровень структурирования  работы, объяснение подчиненным,  что и как делать, а также  что и когда от них ожидается.

 Поддерживающее лидерство  – большое внимание нуждам  работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего  климата и обращение с подчиненными  как с равными.

 Лидерство, ориентированное  на достижение – установление  напряженных, но притягательных  целей, огромное внимание качеству  во всем, уверенность в возможностях  и способностях подчиненных достичь  высокого уровня выполнения работы.

 Участвующее лидерство  – совет с подчиненными и  внимание к их предложениям  и замечаниям в ходе принятия  решений, привлечение подчиненных к участию в управлении.

 В отличие от концепции  Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации. Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной среды.

 Для описания характеристик  последователей и выбора того  или иного лидерского стиля  используются следующие параметры.

 Вера в предопределенность  происходящего от действий индивида.

Выделяются два типа поведения  подчиненных:

  • люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;
  • люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался внешними силами.

 Первые предпочитают  участвующий стиль лидерства,  а вторые более удовлетворены  директивным стилем.

 Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием  у индивида желания быть руководимым,  внутренне соглашаться с влиянием  других. Те, кому присуще это, предпочитают  в большей степени директивный  стиль. Другие стремятся активнее  участвовать в управлении.

 Способности. Способности  и имеющийся у последователей  опыт определяют, насколько успешно  они могут работать с лидером,  ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим  их к участию в управлении.

 Практическое применение  модели менеджерами ориентирует  их на использование различных  стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что  не результаты работы подчиненного  должны влиять на выбор руководителем  того или иного стиля, а наоборот  – выбранный стиль должен способствовать  повышению уровня выполнения  работы.

Модель ситуационного  лидерства Стинсона-Джонсона

Данная модель исходит  из того, что зависимость между  поведением (стилем) лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель». Модель констатирует, что  хотя интерес к отношениям со стороны  лидера более важен в случае, когда  последователи выполняют высокоструктурированную  работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером  как в зависимости от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими (Приложение 3).

 Согласно модели, высокий  интерес к работе со стороны  лидера эффективен в следующих  двух ситуациях:

  • работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
  • работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.

 Низкий интерес к  работе эффективен для лидера  в следующих двух ситуациях:

  • работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
  • работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы.

Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения  в исследованиях, убеждение, что  руководители должны выбирать стиль  руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные  модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие  внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

 

 

 

 

 

Глава 3.

Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач

3.1. Условия эффективного  применения ситуационного подхода  к управлению

 Среди «синтетических»  учений об управлении заметное  место занимают ситуационные  теории. Суть данных теорий состоит  в том, что результаты одних  и тех же управленческих действий  в различных ситуациях могут  очень сильно отличаться друг  от друга. Поэтому, осуществляя  все необходимые действия, такие,  как планирование, или распорядительство,  или контроль, менеджеры должны  исходить из того, в какой ситуации  они действуют.

 Ситуационные теории  управления дают рекомендации  относительно того, как следует  управлять в конкретных ситуациях.  При этом выделяется четыре  обязательных шага, которые должны  быть осуществлены менеджером  для того, чтобы добиться эффективного  управления в каждой конкретной  ситуации.

 Во-первых, управление  должно уметь осуществлять анализ  ситуации с точки зрения того, какие требования к организации  предъявляет ситуация и что  характерно для ситуации.

 Во-вторых, должен быть  выбран соответствующий подход  к осуществлению управления, который  бы в наибольшей степени и  наилучшим образом соответствовал  требованиям, выдвигаемым к организации  со стороны ситуации.

 В-третьих, управление  должно создавать потенциал в  организации и необходимую гибкость  для того, чтобы можно было  перейти к новому управленческому  стилю, соответствующему ситуации.

 В-четвертых, управление  должно произвести соответствующие  изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

 

  Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Алгоритм принятия  решений при ситуационном менеджменте

 Решение управленческих  задач представляет собой основу  работы менеджеров. Из-за роста  сложности и динамичности бизнеса  принятие сложных решений перестало  быть сферой ответственности  только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации  сталкиваются менеджеры любых  уровней.

В настоящее время имеется  множество моделей, пакетов программного обеспечения и аналитических  инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как бы эти теории ни были привлекательны, трудность заключается в том, что реальность более сложна и  противоречива, чем она демонстрируется  в подобных моделях. За пределами  математического подхода оказывается  ряд небесспорных допущений, например, что принятие решений является всегда одинаковым процессом, в основе которого лежит точная информация, свободная  от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная. Реальность же заключается в том, что менеджеры принимают решения  на основе комбинации интуиции, опыта  и анализа. Указанный недостаток устраняет ситуационная теория, которая  учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие  решения ограниченно рациональными.

Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время  стремительные перемены, для повышения  эффективности управления заинтересован  сегодня в разработке и совершенствовании  не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько  в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.

Алгоритм принятия решений  при ситуационном менеджменте может  включать следующие операции:

  • обнаружение (контроль) проблемы;
  • сбор информации о ситуации;
  • анализ информации о ситуации;
  • диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
  • определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
  • разработка критерия оценки эффективности решения;
  • генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
  • прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
  • верификация и оценка вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией, поэтому в состав алгоритма принятия решений включаются этапы сбора  и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией  при решении проблемы, а также  прогнозирование последствий управляющих  воздействий для ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Ограничения в применении  ситуационной теории

 Менеджеры, которые  используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих  или сдерживающих факторах, которые  существуют внутри их собственных  организаций. Ситуационный подход  признает три основных ограничения:  технологическое, человеческое и  ограничение в постановке задачи.

 Технологические ограничения  определяются типом и гибкостью  организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.

 Технология во многом  определяет и степень взаимозависимости  среди различных сегментов организации.  Чем выше степень взаимозависимости,  тем больше требуется координации  и, следовательно, больше управленческого  искусства.

 Ограничение в постановке  задачи

возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой  вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в  более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.

 Человеческие ограничения  отражают уровни компетенции  людей, работающих в организации.  Один из случайных факторов  здесь состоит в определении  мотивации групп рабочих. Интересуются  ли они заработной платой и  гарантией работы? Или работники  больше заинтересованы в продвижении,  личном развитии и в отношении  к их личности?

Системный подход придает  особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту  проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым  подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной  прогностической способности и  инициативности. С другой стороны, его  защитники утверждают, что одним  из наиболее полезных ответов на вопросы  «Как мы будем делать это?» и «Что мы будем делать дальше?» является: «Это все зависит от…». В ситуационном подходе, прежде чем принять какое-либо управленческое решение современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается наиболее подходящей

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

Информация о работе Ситуационный менеджмант