Ситуационный менеджмант

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту
1.1. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
1.2. Основные положения ситуационной теории управления
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
2.1. Теория «7 – S»
2.2. Ситуационная модели
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории
Глава 4. Анализ деятельности ООО "СМ для дома"
4.1 Общая характеристика предприятия
4.2 Миссия фирмы, дерево целей
4.3 Организационная структура предприятия
4.4 Методы управления в организации
4.5 Анализ системы мотивации
4.6 Организационная культура фирмы
Глава 5. Рекомендации по управлению персоналом в ООО "СМ для дома"
5.1 Оптимальный стиль руководства в ООО "СМ для дома"
5.2 Рекомендации по совершенствованию качества управления в ООО
"СМ для дома"
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая аня.docx

— 197.38 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и  методологические подходы к ситуационному  менеджменту

1.1. Истоки возникновения  ситуационного подхода к управлению

1.2. Основные положения  ситуационной теории управления 

Глава 2. Ситуационные теории и модели управления

2.1. Теория «7 – S»

2.2. Ситуационная модели

Глава 3. Совершенствование  ситуационных инструментов менеджмента  как фактор эффективного решения  управленческих задач

3.1. Условия эффективного  применения ситуационного подхода  к управлению

3.2. Алгоритм принятия  решений при ситуационном менеджменте

3.3. Ограничения в применении  ситуационной теории

Глава 4. Анализ деятельности ООО "СМ для дома"

4.1 Общая характеристика предприятия

4.2 Миссия фирмы, дерево целей

4.3 Организационная структура предприятия

4.4 Методы управления в организации

4.5 Анализ системы мотивации

4.6 Организационная культура фирмы

Глава 5. Рекомендации по управлению персоналом в ООО "СМ для дома"

5.1 Оптимальный стиль руководства в ООО "СМ для дома"

5.2 Рекомендации по совершенствованию качества управления в ООО

"СМ для дома"

Заключение

Литература

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, очевидно, что для  выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие  должно быть гибким, динамичным и постоянно  вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными  взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников –  задача, решение которой под силу не каждому руководителю.

Знание и умелое применение ситуационных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом  изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого  в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а  также последующей ответственности.

 Существующие ситуационные  подходы являются простыми для  понимания, как учеными, так  и практиками, и хотя были использованы  многими авторами в научных  работах по проблемам организаций,  вопрос о возможности их применения  в повседневной деятельности  предприятий по-прежнему остается  открытым.

 Наибольший вклад в разработку ситуационных подходов к управлению внесли следующие зарубежные ученые: основоположники ситуационной теории или теории сопряженных обстоятельств Е. Лоуренс, Дж. Лорш, Т. Берне, Дж. М. Столкер, К. Перроу, С. Юди, Р. Холл, Дж. Вудвард; авторы концепций жизненного цикла Л. Грейнер, Дж. Липпит, М. Портер, А.Эдайзес; исследователи рациональности управленческих решений Г. Саймон, Р. Сайерт, Дж. Марч, М. Коен, Дж. Олсен, Дж. Томпсон, X. Лейбенстайн; разработчики метода управления по целям П. Друкер, Д. Макгрегор, Дж.С. Одиорне, П. Райа.

 Исследованием внутренней и внешней деятельности хозяйствующих организаций на основе интеграции фундаментальных и прикладных теорий предприятия занимаются такие отечественные ученые как В.А. Антропов, В.Н. Белкин, А.Д. Выварец, И.Э. Гимади, Л.Д. Гительман, А.В. Гребенкин, В.Ж.Дубровский, А.Д. Денисов, Г.Б. Клейнер, Ю.Б. Клюев, Н.Р. Ковалев, Е.Ю. Кузнецова, А.Г. Мокроносов, А.В.Молодчик, В.И. Некрасов, И.И. Пичурин, Е.В. Попов, В.В. Семененко, А.И. Татаркин и многие другие.

Вместе с тем, недостаточно решенными являются вопросы применения на практике ситуационных инструментов менеджмента, которые помогли бы

более эффективно решать управленческие задачи, поставленные перед менеджерами.

 Актуальность данной  темы заключается в том, что  ситуационный подход получил  наибольшее распространение ввиду  своей универсальности, а теория  управления в современной Украине должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.

 Отсюда, цель работы  – раскрыть сущность ситуационной  теории в контексте подходов  к управлению.

 Достижение поставленной  цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:  раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению; рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

 Объект исследования  – предприятия, испытывающие  потребность в организационных  изменениях с целью повышения  или сохранения конкурентоспособности  на рынке товаров и услуг.

 Предметом исследования  выступают методы повышения эффективности  поведения и взаимодействия субъектов  организации – менеджеров, организации  в целом друг с другом и  с внешней средой.

 Теоретической и методологической  базой исследования служат положения  и выводы, содержащиеся в работах  отечественных и зарубежных ученых, труды классиков ситуационной  теории управления.

 

  Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

 Во введении обоснованы выбор и актуальность темы исследования, определены степень разработанности проблемы, цель и задачи, предмет и объект исследования.

 В первой главе «Теоретические  и методологические подходы к  ситуационному менеджменту» раскрыты  истоки возникновения ситуационного  подхода к вопросам организации  и управления, развитие концепций  ситуационного менеджмента, рассмотрены  основные положения ситуационной  теории управления.

 Во второй главе  «Ситуационные теории и модели  управления» рассмотрены концепции  ситуационного подхода к управлению: теория «7-S»; модель ситуационного  лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда; модель «путь-цель» Хауза-Митчелла; модель Стинсона-Джонсона.

 В третьей главе «Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач» представлен алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте и рассмотрены некоторые ограничения в применении ситуационной теории в контексте подходов к управлению.

В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой проблеме.

В библиографии указаны научные  труды по вопросам менеджмента, представленные в классических и современных  исследованиях зарубежных и отечественных  ученых, а также научные работы в области управления.

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту

1.1. Истоки возникновения  ситуационного подхода к управлению

Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено  в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.

 Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности.

Таким образом, возникновение  концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной  практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.

 Р. Моклер считает, что «в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях». Эта исходная посылка становится сегодня наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Она начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров выразился в том, что акцент стал переноситься на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.

 Ситуационный подход  к организационным структурам  получил наиболее последовательную  разработку в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Они называют свой подход «случайностной» теорией организации, исходным положением которой является утверждение, что не существует одного или единственного способа организации и что на различных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур. Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными ступенями роста компании, ее взаимодействия со средой. На этой основе, полагают авторы книги, становится возможным выбор организационной структуры, отвечающей действительным нуждам фирмы. Такой подход послужил толчком и для специалистов, занимающихся изучением организационных структур, которые стали отказываться от разработок формальных схем и традиционных иерархических структур с тем, чтобы разрабатывать индивидуализированные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям тех или иных промышленных фирм.

 Характерно, что ситуационный  подход, как уже отмечалось выше, затрагивает сегодня почти все  основные школы и направления  теории организации и управления. Он не ограничивается областью  организационных структур, но все  более определенно проявляется  и при изучении всех других  элементов управления. Так, например, ситуационный подход к проблеме  руководства разрабатывается Ф.  Фидлером в его работе «Теория эффективности руководства». Этот автор пытается категориально определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и соответственно стиль руководства, наиболее эффективный для данной ситуации. Аналогичный подход характерен и для У. Уайта, который в работе «Организационное поведение: теория и ее применение» стремится определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение индивидов. Эти и другие исследования свидетельствуют, что ситуационный подход начинает превалировать и в этой области, что означает определенный отход от традиционного стремления американской теории управления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации.

 Развитие концепций  ситуационного подхода к теоретическим  проблемам организации и управления  преследует цель усилить практическую  значимость научных исследований  в этой области. В связи с  этим он не связывается с  той или иной отдельной школой  или направлением, а представляется  в качестве некоего общего  принципа, который применяется во  всех областях теории управления (включая системные разработки) с  целью обеспечения более упорядоченной  научной основы для разрешения  управленческих проблем.

 Как видно из вышеизложенного,  ситуационный подход к проблемам  управления начинает становиться  доминирующей тенденцией в теории  организации и управления. Хотя  многие нынешние теоретики пытаются  выдать его за «открытие» нового подхода, по существу он всегда имел достаточно широкое распространение. Новизна, пожалуй, проявляется лишь в том, что этот метод возводится в абсолют и превращается во всеобщий метод исследования проблем организации и управления. Разумеется, было бы нелепо отрицать важность анализа конкретных условий функционирования той или иной организации. Конкретный подход к изучению любого явления, в том числе и проблем организации и управления, является непременным условием научности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные положения  ситуационной теории управления

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого  приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию  в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

 Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов,  не считает, что концепция традиционной  теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Информация о работе Ситуационный менеджмант