Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:20, контрольная работа
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Введение
Системы управления персоналом Японии
Системы управления персоналом США
Системы мотивации персонала в странах Европы
Основные направления использования зарубежного опыта по управлению персоналом в современных условиях Украины
Заключение
Список использованной литературы
Традиционно в США службы управления персоналом представляют интересы предпринимателей в отношениях с рабочими, организованными в профсоюзы. Работа сосредоточена в подразделениях по трудовым отношениям, в обязанности которых входит — вести переговоры с профсоюзами; обеспечивать требования, предусмотренные трудовым контрактом; организовывать найм рабочей силы. Этим функции кадровых служб в отношении производственного персонала и исчерпываются (плюс оформление личных дел, регистрация и исполнение решений линейных руководителей по кадровым вопросам). Вообще, в американских корпорациях сформировались две полуавтономные системы управления человеческими ресурсами. Их разграничение отражает юридические различия между двумя категориями персонала, существующие в трудовом законодательстве США; но определяется, в конечном счете, более общими социально-экономическими факторами. В реальной практике управления работа по развернутой схеме с применением современных средств и методов осуществляется прежде всего с управленческим персоналом, работниками сферы сбытовой деятельности, высококвалифицированными специалистами, которые в совокупности образуют по американской классификации категорию административного персонала.7
Системы управления кадрами руководителей и специалистов, как правило, обособляются в организационном отношении. В штаб-квартире и отделениях корпорации работа ведется с управленческим персоналом различных уровней, работниками службы сбыта и со специалистами. С конторскими служащими, рабочими, техниками задачи управления решаются заводскими службами и структурно выделяются отдельно. Несмотря на организационную общность в деятельности службы управления человеческими ресурсами можно выделить различия в подходах и содержании работы с управляющими разных уровней, у которых резко дифференцированы не только размеры материального вознаграждения. Наиболее комплексный и разнообразный характер имеют системы работы с управленческим персоналом высшего уровня организационной иерархии, а также среднего уровня. В современных системах управления персоналом особое значение придается планомерной подготовке руководителей на высшие посты, особо тщательному отбору претендентов на эти должности. Некоторые корпорации выделили в своей организационной структуре штабные службы, обеспечивающие на строго индивидуальной основе проработку вопросов, касающихся планирования подготовки, продвижения, замещения управленческого персонала высшего уровня. Так в "Дженерал электрик" с 1974 года существует подразделение, выведенное из подчинения вице-президента по кадрам и подотчетное непосредственно председателю совета директоров, которое проводит работу только с высшими руководителями (500-600 человек; общее число управляющих и специалистов компании превышает 100 тыс.человек). С этой категорией персонала, а также с представителями группы претендентов из нижестоящего эшелона управления осуществляется самая тщательная проработка схем замещения, индивидуальных планов развития карьеры, подбор и контроль за реализацией программ подготовки и обучения. Ежегодно схемы замещения обстоятельно рассматриваются тремя высшими руководителями фирмы — председателем совета директоров, вице-председателем и вице-президентом по кадрам.
Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.
Американские
фирмы, использующие традиционные принципы
отбора кадров при приеме на работу,
основное внимание уделяют специализированным
знаниям и профессиональным навыкам.
Общими критериями по подбору
кадров являются:
образование, практический опыт работы,
психологическая совместимость, умение
работать в коллективе. Руководящие кадры
в фирме назначаются. В американских фирмах
делается ориентация на узкую специализацию
менеджеров, так же как и инженеров и ученых.
Американские специалисты, как правило,
профессиональны в узкой области знаний
и поэтому продвижение их по иерархии
управления происходит только по вертикали,
что означает, что финансист будет делать
карьеру только в этой области. Это ограничивает
возможности продвижения по уровням управления,
что обусловливает текучесть управленческих
кадров, их переход из одной фирмы в другую.
В американских фирмах при приеме на работу
потенциальные кандидаты проходят тестирование
для выявления профессиональной подготовки.
Обычно каждая фирма разрабатывает свои
критерии отбора и порядок найма работников.
После приема на работу проводится процедура
введения в должность, когда работника
знакомят с его обязанностями в соответствии
с инструкциями, ограниченными его узкой
специализацией, и не знакомят с деятельностью
фирмы в целом и ее организационной культурой.
В большинстве американских фирм прием
на работу предполагает прохождение следующих
этапов: знакомство работника с описанием
предлагаемых рабочих функций, прав и
ответственности, которые он будет иметь.
Если конкретная работа, на которую принимается
работник, не включена в годовой план,
то необходимо ее обоснование, в соответствии
с которым предлагаемая должность должна
быть квалифицирована отделом кадров
с целью ее включения в существующую систему оплаты
труда. Подбор
кадров начинается после того, как предложения
по новой должности утверждены высшим
руководством. Отдел кадров помогает руководителю
подразделения, где объявлена вакансия,
подобрать кандидатуры работников. Обычно
он подготавливает короткий список кандидатов,
которые подходят по своей квалификации
к данной должности. В некоторых фирмах
обязательным считается включение в список
кандидатов работников других подразделений
своей фирмы. Набор кандидатов со стороны
осуществляется через рекламу, личные
связи, профессиональные фирмы по найму,
имеющие электронные базы данных. Кандидаты,
включенные в список, обычно проходят
через серию интервью со своими будущими
руководителями (на два-три уровня вверх),
коллегами и при необходимости с подчиненными.
Результаты интервью обобщаются и дополняются
рекомендациями. Окончательный выбор
делает непосредственный руководитель.
В американских фирмах увольнение персонала,
включая менеджеров, всегда сопровождается
длительной серией оценочных и воспитательных
приемов, за исключением экстремальных
ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное
нарушение порядка). Оценка работы каждого
работника проводится один или два раза
в год. Результаты проведенной оценки
обсуждаются работником и его начальником
и подписываются обеими сторонами. Они
содержат перечень недостатков в работе
и путей их ликвидации, а в случае необходимости
предупреждение об увольнении или о том,
что дальнейшее пребывание на должности
зависит от улучшения работы. Окончательное
решение об увольнении работника принимает
руководитель на два-три уровня выше непосредственного
начальника. Если увольняемый является
членом профсоюза, то причины увольнения
обсуждаются с представителями профсоюза
в соответствии с трудовым соглашением.
Работник в любом случае может обжаловать
решение об увольнении на более высоком
уровне руководства или через суд. В некоторых
фирмах имеются комиссии по трудовым спорам,
которые разбирают жалобы работников
в связи с увольнением. В состав таких
комиссий входят как представители администрации,
так и рабочие.
3. Системы мотивации
персонала в странах
Европы
В
качестве примера европейских
I. Количественный аспект - какое место в жизни занимает работа или "центральность работы" ("centrality of work"). Алкула выделяет несколько доминант, определяющих его:
Рабочее время. Автор делает важную оговорку, что было бы неправильно говорить о прямой корреляции рабочего времени и места, которое работа занимает в жизни.
Семейный статус. Чем большее значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе, и наоборот.
Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в более общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.
Рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь используются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих странах значение работы в жизни имеет тенденцию к снижению. В Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики - к повышению роли семьи.
II. Качественный аспект. Здесь используется понятие "работа для вознаграждения" и ставится вопрос, какого рода вознаграждение превалирует. Для разработки этой проблемы Алкула кратко обращается в прошлое. Для древних греков, по его мнению, работа не была чем-то унизительным, так как она была естественна и приносила пользу, красоту и счастье; но для афинянина была бы бессмысленной идея считать работу самоцелью8.
Алкула делает следующее любопытное сравнение: он вычисляет индекс "рабочих усилий" по следующей формуле: s = w/c,
где w - количество рабочих дней, c - общее количество дней. У животных этот индекс равен приблизительно 1, у жителей пустыни Калахари 0,11 - 0,31, а у стандартной европейской семьи (два взрослых - два ребенка) - 0,36.
Существуют три основных типа ожиданий от работы - инструментальные, ценностные и социальные. Под инструментальными Алкула прежде всего понимает различного рода материальные стимулы, например обеспечение нормальных условий существования; под ценностными - разного рода желания, которые в целом можно охарактеризовать как моральное удовлетворение, а под социальными - желание, работая, выполнять определенную функцию в обществе.
Проведено интересное исследование, в ходе которого респондентам задано два вопроса. В первой части опроса респондентов просили назвать качественные характеристики идеальной работы. Названы следующие: независимость от других; разнообразие; возможность видеть результат; возможность приносить пользу обществу; хорошие отношения с коллегами; высокий заработок; легкость работы; возможность творчества; отсутствие стресса; возможность роста; содержательная часть работы как самоцель. Выяснилось, что для женщин больше, чем для мужчин, важна польза работы и социальные аспекты, для "серых воротничков" по сравнению с "белыми" - высокий заработок и легкость работы.
На
второй вопрос: "Назовите черты работы,
которой Вам менее всего
Теперь обратимся к конкретным методам мотивации персонала.
Система PFP в США и Западной Европе
Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Согласно данным, полученным в 1999 г. 23rd Annual Hewitt Associates Salary Increase Survey, за предшествовавшие шесть лет процент средств, которые компании направляли на PFP-программы, увеличился на 50%.
Существует множество типов гибких схем оплаты труда. Упомянем основные из них.
Комиссионные. Это, пожалуй, самая простая и одновременно самая старая PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью составляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются наиболее "прямой" PFP-схемой, пик их популярности, безусловно, остался в прошлом (так, из крупных рекламных компаний США их использует только Walt Disney Co.)
Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. Это наиболее распространенный тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения такого рода использует 61% компаний, применяющих PFP). Такие выплаты (было бы адекватно называть их премиями) в целом осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Каждая компания устанавливает собственные цели такого рода, и иногда они бывают весьма необычными. Так, например, совершенно неожиданно нововведение, примененное в компании United Airlines Inc. Начиная с 2000 г., размер вознаграждений, которые получают менеджеры компании, будет частично зависеть от удовлетворенности трудом рядовых сотрудников UAI. Эта удовлетворенность будет измеряться независимой аудиторской организацией. В настоящее время даже ведутся разговоры о введении PFP-схем при оплате труда учителей в зависимости от успеваемости их учеников.
Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. Во-первых, это могут быть специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми компании в настоящий момент (так называемые hot skills). Во-вторых, это могут быть премии за верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации определенное количество времени. Такие премии могут выплачиваться и специалистам, уход которых очень нежелателен для компании. В-третьих, это могут премии "звездам" компании.
Программы разделения прибыли. При такой схеме сотрудники получают определенный процент прибыли компании. Такие схемы могут использоваться двояко. С одной стороны, эти программы могут применяться как индивидуальные вознаграждения, и в таком случае при хорошем выполнении своей работы сотрудник получает заранее оговоренный процент прибыли. С другой, компания может установить схему разделения прибыли для всех сотрудников (или для отдельно взятого подразделения): в таком случае это не способ вознаграждения за отличную работу, а способ психологического объединения работников компании.