Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – освоить сущность и содержание системного подхода, анализа и синтеза систем управления. Т.к. суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и проанализировать предприятие извне, как единое целое.
Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении 5
1. Понятие системного подхода 5
2. Системный подход и «дерево целей» 12
Глава 2. Системный подход в условиях антикризисного управления предприятием на примере медицинского центра «Лотос» 20
Заключение 28
Литература 30
Устранение этих расходов повышает производительность, сокращает затраты и создает предпосылки для дальнейшего развития предприятия. При этом меняются как роли самих менеджеров, так и применяемые ими показатели для оценки работы подчиненных. Вместо того чтобы распоряжаться людьми и бюджетными средствами, они становятся составными частями производственных систем. При этом менеджеры разных подразделений начинают использовать в своей работе различные показатели в зависимости от целей, возможностей, изменчивости производственных процессов и от предъявляемых к ним требований.6
Системный подход также повышает адаптивные способности организации. По мере изменения предъявляемых требований исполнители сами меняют способы своей работы, что совершенно немыслимо при использовании командного стиля управления. Тем самым работникам отводится та роль, которая принадлежит им по праву, — они становятся душой организации.
Системный подход требует кардинальных изменений мышления менеджеров. Поэтому его внедрение возможно, только когда руководители сами видят все отрицательные последствия тех взглядов на проблемы управления, которых они придерживались ранее. Подобным переменам сложно или даже невозможно научить в классах или на собраниях. Менеджеры обязаны сами изменить свои взгляды, но прежде всего они должны быть подготовлены к тому, чтобы поставить под вопрос ту концепцию управления, которой они придерживались прежде.
2. Системный подход и «дерево целей»
Мы уже говорили о том, что суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и проанализировать предприятие извне, как единое целое.
Предприятие
(с точки зрения системного подхода)
– это система, состоящая из некоторым
образом связанных и
Система (предприятие) производит некий продукт (товары, услуги) и потребляет для производства некоторые продукты (товары, услуги и капитал); результатом работы системы является прибыль; управляющие связи системы осуществляет менеджмент.
Определим составляющие системы «предприятие».
Цель системы – выживаемость и развитие. Нередко происходит ошибочная подмена целей системы целью собственника. Цель собственника – максимизация долгосрочной прибыли (имеется ввиду коммерческое предприятие, управляемое в интересах собственников). Более точная формулировка цели собственника – максимизация текущей ценности ожидаемой долгосрочной прибыли.7
Угрозу для выживаемости предприятия представляют поставщики капитала: собственники и кредиторы, которые могут инициировать процедуру банкротства. Осуществление цели «выживаемость» для системы возможно при извлечении прибыли, достаточной для поддержания платежеспособности и не меньшей, чем альтернативная норма доходности.
Осуществление цели «развитие» для системы возможно, если поставщики капитала будут предоставлять необходимый для роста капитал.
Для предоставления капитала необходимо, чтобы ожидаемая долгосрочная прибыль превышала норму альтернативной доходности. Соответственно, цель собственника и средства достижения целей системы «предприятия» совпадают.
Ценность ожидаемой долгосрочной прибыли определяется процедурой дисконтирования, то есть в первом приближении соответствует стоимости бизнеса. Таким образом, система «предприятие» потенциально стремится к максимизации своей стоимости.
Целевая функция системы – это средство реализации цели собственника (для этого оно и создается и эксплуатируется собственником). Цель собственника – максимизация текущей ценности ожидаемой долгосрочной прибыли. Следовательно, целевая функция системы – прибыль.
Элементы системы – это активы, пассивы и сотрудники предприятия. Активы – все активы предприятия (за исключением goodwill); они отражают материальное и нематериальное имущество, непосредственно участвующее в производстве. Пассивы отражают источники формирования активов, то есть тот капитал, который потребляет предприятие, и права владения предприятием и/или его активами поставщиками капитала. Сотрудники – это коллектив предприятия с его знаниями и опытом, а также сложившийся корпоративный дух.
Управляющие связи элементов системы – функции, которые выполняет менеджмент предприятия для достижения поставленной цели.
Производимый продукт – товары или услуги, которые производит предприятие для последующей продажи.
Потребляемые продукты – товары и услуги, которые потребляет предприятие в качестве составных элементов для последующего производства или перепродажи. Товары – это сырье, полуфабрикаты, энергоносители и т. д. Услуги – это аренда средств производства и прочие услуги других субъектов бизнеса, необходимые для существования системы и ее развития.
Определив таким образом предприятие как систему, необходимо проанализировать следующее понятие системного подхода – системный эффект.
Системный
эффект отражает качество работы системы
в целом, то есть эффективность использования
элементов системы и
Таким образом, системный эффект предприятия – это разница между доходной стоимостью бизнеса и стоимостью его элементов (ликвидационной стоимостью). Этот показатель соответствует понятию goodwill.
SE1=PV + LV, где:
Системный эффект предприятия может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная величина отражает экономическое устаревание системы, иначе говоря – ее неэффективность.
Для того, чтобы понять как происходит системный подход в бизнесе более подробно разберем термин «дерево целей».
«Дерево целей» – это сленговое название диаграммы стратегических целей (Objective diagram). В свою очередь термин «диаграмма стратегических целей» пришел в практику российского менеджмента из концепции стратегического управления Balanced Score Card и методологии моделирования в ARIS.
Апологеты высшего технического образования с гордость заявят, что стратегическим управлением могут заниматься только они, т.к. способность к системному мышлению и применению системного подхода ярко выражены только у обладателей диплома с записью инженер.
Однако пользователями системного подхода в управлении в большей степени являются счастливые обладатели экономического образования, которые не без успеха руководят отечественными компаниями. Конечно, среди них встречаются люди мыслящие алогично, бессистемно и не умеющие просто выразить свои мысли, но такие индивидуумы имеют место быть и среди инженеров.
Возвращаясь к теме, можно сделать умозаключение, что реализация стратегии – это совокупность мероприятий и бизнес-процессов, направленных и реализующихся для установления требуемых значений показателей, характеризующих реализацию стратегии. Совокупность, в данном случае, это и есть система, элементы которой взаимозависимы.
Именно
«дерево целей» предлагает возможность
наглядно представить стратегию
предприятия и взаимосвязь
Рисунок 2 – «Дерево целей»
Очевидно, что чем больше целей, тем сложнее система и больше переменных которые необходимо изменить так, чтобы показатели характеризующую цель нулевого уровня стали достижимы. По сути, достижение стратегических целей можно свести к системе уравнений. Однако решить и даже сформировать такую систему очень не просто или не возможно. Это не Госплан, конечно, но и не система из двух уравнений с двумя неизвестными.
Приведем несколько примеров деревьев целей и некоторые характеристики систем менеджмента.
Элемент
дерева целей генерирующего
Уровней дерева целей: 6.
Всего целей: 65.
Процессов верхнего уровня: 37.
Уровней процессной составляющей системы: 4.
Рисунок 3 – «дерево целей» предприятия электроэнергетики
Элемент дерева целей еще одного генерирующего предприятия электроэнергетики.
Всего целей: 76.
Уровней дерева целей: 5.
Рисунок 4 – «дерево целей» предприятия электроэнергетики
Таким образом «дерево целей» – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.
Метод дерева целей (рис.2) ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.
Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
Системный подход может осуществляться в различных сферах деятельности. В управлении он может применяться в таких направлениях как, управление:
Посмотрим, как системный подход может применяться в условиях антикризисного управления.
ООО Медицинский центр «Лотос» – одно из старейших частных медицинских учреждений города Челябинска (на рынке медицинских услуг с декабря 2003 года).
Медицинский
центр «Лотос» имеет
Парк лабораторного оборудования соответствует мировым стандартам, позволяет выполнять широкий спектр лабораторных тестов и обеспечивать высокую производительность и скорость, а также диагностическую надежность исследований и достоверность получаемых результатов.
В апреле 2009 г. Медицинский центр «Лотос» открыл двери центра профилактических осмотров. Располагая всеми необходимыми ресурсами для оказания медицинской помощи на высоком профессиональном уровне, Медицинский центр «Лотос» предлагает полный перечень услуг по проведению профессиональных осмотров и предоставлению всех необходимых видов справок и медицинских заключений.
Информация о работе Системный подход в управлении на примере медицинского центра "Лотос"