Системный подход в управлении на примере медицинского центра "Лотос"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – освоить сущность и содержание системного подхода, анализа и синтеза систем управления. Т.к. суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и проанализировать предприятие извне, как единое целое.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Системный подход в управлении 5

1. Понятие системного подхода 5

2. Системный подход и «дерево целей» 12

Глава 2. Системный подход в условиях антикризисного управления предприятием на примере медицинского центра «Лотос» 20
Заключение 28

Литература 30

Работа содержит 1 файл

системный подход в управлении 2 Лотос.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение 3

Глава 1. Системный подход в управлении 5

    1. Понятие системного подхода 5

    2. Системный подход и «дерево  целей» 12

Глава 2. Системный подход в условиях антикризисного управления предприятием на примере медицинского центра «Лотос» 20

Заключение 28

Литература 30 
 

 

    Введение

    Весь XX в. можно охарактеризовать как  век постоянного нарастания комплексных  проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия  специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах «широкого надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обобщать.

    По  мере усложнения типов производств  усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают  задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.

    Для обобщения дисциплин, связанных  с исследованием и проектированием  сложных социальных систем чаще используется термин «системные исследования» или  «системный подход».

    Данная  работа является очень актуальной в последнее время из-за того, что системный подход вошел в современную теорию организации управления как особо востребованная методология научного анализа и мышления.

    В настоящее время под системным  подходом понимают направление методологии  научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Соответственно, суть системного подхода в теории организации заключается в представлении об организации как о системе.

    Цель  курсовой работы – освоить сущность и содержание системного подхода, анализа и синтеза систем управления. Т.к. суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и проанализировать предприятие извне, как единое целое.

    Основные  задачи:

  • раскрыть основные черты и сущность системного подхода;
  • выявить роль системного подхода в системе управления;
  • определить понятие системного подхода и «дерева целей»;
  • показать эффективность системного подхода на примере.

 

    Системный подход в управлении

    1. Понятие системного  подхода

    Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации.

    Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.

    Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого.

    Все организации являются системами. Поскольку  люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

    Закрытая  система имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

    Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Такая система  не является самообеспечивающейся, она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

    Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Предприятие как открытая система строит свое функционирование в существенной (хотя и не однозначной) связи с внешней средой. Отсюда одной из центральных задач управления предприятием является задача позиционирования во внешней среде, в частности отыскание оптимального положения в сети ресурсных потоков. Это связано с тем, что часть параметров бизнес-процессов (например, такие экзогенные величины как объем реализации продукции, ставки налогов, тарифы на энергоносители, рыночные цены, курсы валют и др.) формируется во внешней среде предприятия, что может быть интерпретировано как проявление возмущающих или ограничивающих факторов.1

      Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

    Однако теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой (рис. 1).  

    Рисунок 1 – Процесс управления с точки зрения открытой системы

    Одним из направлений изучения внутреннего  содержания организации является системный  подход. Метод исследования объектов, которые мы определяем как системы, заключается не в наборе определенных процедур, а в подходе, который многие называют системным мышлением, или системным подходом. Анализируя возникающую проблему, руководитель компании выделяет для себя некоторую целостность – систему, предназначенную для решения этой проблемы, при этом речь идет о комплексе взаимосвязанных управленческих, информационных и коммуникационных процессов.

    Системный подход – это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого – служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта. Термин «системный подход» используется с целью подчеркнуть необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, для того чтобы выявить новые свойства, лучше определить взаимоотношения объекта с внешней средой, другими объектами.2

    Системный подход как метод исходит из того положения, что любая организация рассматривает процесс как сложное целое, как совокупность взаимосвязанных частей – функционирующих элементов, составляющих определенную систему. Основными свойствами любой системы являются измеримость и эффективность. При этом измеримость – это способность системы измерять свои характеристики, а эффективность – это возможность решить проблему с помощью данной системы. Системное мышление предполагает, что рост понимания достигается путем расширения исследуемой системы, а не разложением ее на отдельные элементы. Понимание частей происходит из понимания целого, а не наоборот, как при получении знания. Из этого следует вывод, что при изучении систем недостаточно знать, как функционирует система, а необходимо понимать, почему она функционирует именно таким образом.

    Подход  к управлению с точки зрения теории систем позволяет дать характеристику принципиальной модели предприятия  и рассматривает предприятия  как целеориентированный центр  действий, где люди (кадровый потенциал) ставят определенные цели и производят для их достижения действия с объектами, используя для этого имеющийся материальный потенциал. Согласно этим теоретическим положениям формируются более мелкие комплексы (подсистемы) – системы планирования и блоки интегрированных планово-контрольных расчетов.

    Причем  система планирования и организационная  система должны соответствовать  одна другой. С точки зрения системного подхода организация предприятия  представляет собой долговременную целеориентированную структуру потенциала и действий, которые в значительной степени обусловливают систему планирования и контроля на предприятии.3

    Система связей между элементами называется структурой системы. Если рассматривать  систему как некую сеть, то в  каждый конкретный момент элементы представляют собой узлы, а связи – соединительные нити этой сети.

    Аппарат управления современным промышленным предприятием также целесообразно  рассматривать с позиций системного подхода, а организационную структуру  целесообразно отождествлять со структурой системы.

    Для оценки эффективности аппарата управления и его организационной структуры  мы предлагаем использовать следующие  три группы показателей.

  1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.

    При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием  системы управления, могут рассматриваться объем (увеличение объема выпущенной продукции), прибыль (увеличение прибыли), себестоимость (снижение себестоимости), объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

  1. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда.

    В качестве затрат на управление учитываются  текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещении, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

  1. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур.

    К ним относятся структура системы  управления, уровень централизации  функций управления, принятые нормы  управляемости, сбалансированность распределения  прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.4

    Системный подход, диаметрально противоположен командному стилю управления – таблица 1.5

Командный стиль управления Элементы  управления Системный подход к управлению
Сверху вниз, иерархический Перспективное планирование Под влиянием внешних  факторов
Функциональный Проектирование На основе требований потребителей, с использованием процессного  подхода
Отделено  от работы Принятие решений Интегрировано в производственный процесс
Выход продукции, достижение целей, соответствие стандартам – все соотносится с бюджетом Измерения и  оценки Производственные  возможности, отклонения параметров – в сопоставлении с целями
Контрактный Отношения с  потребителями Выполнение  любых требований
Контрактный Отношения с  поставщиками Сотрудничество
Контроль Преобладающий стиль поведения Обучение
Проекты, выполняемые в ответ на возникшие  требования Изменения Комплексные, адаптивные

    Таблица 1 – Подходы к управлению

    Внедрение системного подхода к управлению предприятием неизбежно влечет за собой кардинальные перемены в работе, заставляя менеджеров совершенно по-иному планировать производственные процессы и управлять ими. Системный подход требует, чтобы планирование работ основывалось на требованиях потребителей, а не на принятой в организации иерархии функциональных подразделений. Работа в соответствии с запросами потребителей позволяет исключать любые непроизводительные расходы, обусловленные неверной организацией труда в компании.

Информация о работе Системный подход в управлении на примере медицинского центра "Лотос"