Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы провести анализ системы управления на предприятии, показать значимость этого процесса, его необходимость в современных экономических условиях на примере ОАО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод».
Объектом изучения является Открытое Акционерное Общество «Южноуральский арматурно-изоляторный завод».
Предмет исследования – система управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОАО «ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ
АРМАТУРНО-ИЗОЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Характеристика продукции……………………………………………………5
1.2 Персонал предприятия………………………………………………………….6
1.3 Анализ миссии и целей компании……………………………………………..7
1.4 Организационная и функциональная структуры завода……………………10
2 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
2.1 Анализ внешней среды………………………………………………………..12
2.2 Составление SWOT-матрицы………………………………………………...14
2.3 Разработка организационной структуры…………………………………….19
2.4 Анализ организационной культуры………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура завода………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ В Матрица возможностей, матрица угроз……………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анализ факторов риска……………………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Оценка системы управления………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Влияние поставщиков……………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Мероприятия по стратегическому управлению
персоналом………………………………………………………………………….33
Пересмотреть функционал службы управления персоналом.
Сформулировать единую цель, а также цели по направлениям, используя.
общее участие в постановке целей (миссия, генеральная цель).
Внутренняя сессия стратегического планирования.
Тренинг команды.
Разработка системы объективной оценки результатов труда.
Формирование благоприятного морально-психического климата на предприятии.
Проведение совместных социально-культурных мероприятий для профилактики конфликтов.
Риск №4
Доведение до коллектива четких критериев оценки эффективности работника.
Доведение до коллектива объективной ситуации состояния предприятия и освещение мероприятий по улучшению ситуации (внутренний PR).
Проведем оценку системы управления на заводе по десятибалльной шкале (Приложение Д).
Мероприятия по минимизации рисков необходимо конкретизировать и включить их в общий план мероприятий.
В целом, на предприятии удовлетворительно функционирует система управления, достаточная для работы предприятия в условиях стабильной внешней среды. Но для повышения эффективности работы предприятия в условиях турбулентной (очень подвижной и непредсказуемой) внешней среды необходимо уделить внимание наиболее слабо проработанным элементам системы управления (выделены курсивом). У предприятия есть управленческий ресурс сильных сторон, который может стать основной для эффективных изменений.
Конкуренция в отрасли
Одним из ключевых аспектов стратегического анализа является определение компанией своего места в конкурентной борьбе. При проведении анализа можно прийти к следующему выводу: конкуренция в отрасли потенциально высокая (Приложение Е).
Влияние покупателей
Необходимо:
Лоббирование интересов завода у крупных потребителей (ФСК, МПС) для
централизованных закупок.
Снижение издержек способствует большей конкурентоспособности по
цене.
Раскрутка
брэндов и продукции ОАО «ЮАИЗ»
Интеграция, выход на рынки конкурентов. Сбор информации о
конкурентах (мониторинг качества их продукции).
PR через технические СМИ.
В приложении Е рассмотрено влияние заменителей на конкурентоспособность предприятия.
Высокая привлекательность отрасли:
- стратегический приоритет - снижение себестоимости выпускаемой продукции;
- активная сбытовая политика;
- лоббирование.
Анализ отрасли показывает, что пока невелика угроза появления новых игроков в сфере производства стеклянных и фарфоровых изоляторов, хотя постоянно необходимо контролировать действия имеющихся, чтобы постоянно «держать руку на пульсе».
Особый интерес представляют заменители. Здесь необходимо более тщательное исследование новых технологий, техническая и маркетинговая разведка.
Влияние покупателей очень велико, отсюда высокое значение всесторонней и постоянной работы с ними. Возможность лоббирования своих интересов с помощью ПГ УИЭ - это реальный инструмент для снижения угроз этого направления.
Наиболее сложным является влияние поставщиков глины. Но на предприятии имеется достаточный выбор вариантов минимизации этого влияния.
В целом, отрасль представляет собой интересную рыночную нишу, поэтому следует ожидать усиления конкуренции, особенное значение имеет в целом государственная политика. Для защиты своих интересов завод нуждается в поддержке ПГ УИЭ в вопросах лоббирования, представительства, продвижения.
Организационная структура ОАО «ЮАИЗ» имеет линейно-функциональный тип построения предприятия и имеет три уровня управления.
Необходимость в подобном типе организационной структуры вызвана тем, что аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции; также организацией массового, крупносерийного типа производства.
Здесь
наблюдается предоставление отделам
предприятия определенной самостоятельности
в осуществлении
Управление предприятием осуществляется директором, на основе принципа единоначалия он несёт ответственность за последствия своих действий. Директор в соответствии с Трудовым кодексом принимает и увольняет работников аппарата управления и руководителей структурных подразделений, принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников. Директор предприятия, руководствуясь нормативными актами, самостоятельно определяет структуру управления, форму и систему оплаты труда.
Анализ эффективности организационной структуры [8]:
1.
Коэффициент управляемости,
Куп = (1/z) *(∑(от 1 до m) Нф/Нн) (1), где
z - число уровней управления;
m - число руководителей данного уровня управления;
Нф
и Нн - фактическое и нормативное
число работников, приходящееся в
среднем на одного руководителя данного
уровня управления. Норматив Куп от 0,5
до 1.
Таблица
1 Функциональные обязанности подразделений
ОАО «ЮАИЗ»
Подразделение | Функциональные обязанности |
Генеральный директор | общее административно-хозяйственное управление. |
Зам. директора | контролирует процесс закупок, осуществляет политику в области качества, обеспечение ресурсами. |
Главный инженер | осуществление
общего технического управления на предприятии,
руководство производственно- |
Конструкторско- |
проектирование и разработка продукции |
Отдел внутреннего планирования и контроля (ОВПиК) | контроль и испытание продукции, упаковка и хранение готовой продукции. |
Отдел стандартизации и технической документации (ОСТД) | соблюдение требований технической документации, технологической дисциплины, соблюдение требований потребителей. |
Производственный отдел (ПО) | разработка техпроцессов, планирование процессов, техническая подготовка производства, изготовление продукции. |
Коммерческо-сбытовой отдел (КСО) | изучение рынка продукции, анализ рынка сбыта |
Механический отдел (МО) | организация и обеспечение ремонта основных производственных средств компании. |
Испытательный центр | контроль и испытание продукции. |
Предприятие ОАО «ЮАИЗ» имеет 3 уровня управления.
Рассчитаем коэффициент управляемости, характеризующий степень средней загруженности директора:
Куп = 1/3*12/104 = 0,2, где
12 – число руководителей,
104 – численность работников.
Это низкая степень загруженности, что свидетельствует о низкой эффективности системы в целом.
2.
Коэффициент экономической
Кэ = П /Чау (3) 17091
Кэ = 527тыс. руб. /12 = 43,97 тыс. руб. на одного управленца в год. Это невысокий показатель.
Таким
образом, данный тип организационной структуры
обеспечивает для предприятия управление
на всех уровнях; оперативность; минимизацию
затрат на выполнение производственных
функций, а следовательно, обладает функциональной
пригодностью.
Все
подразделения в совокупности, выполняя
предписанные им функциональные обязанности
ставят перед собой цель выпускать
продукцию высокого качества и способствовать
повышению эффективности
Под
организационной культурой
Организационная культура исследуемого предприятия изучалась по следующим направлениям:
формирование организационной и социальной системы на предприятии;
определение позиции сотрудника в коллективе, отношение к нему людей;
ожидания
работников и их вовлеченность в
дела предприятия и всего
их восприятие своего предприятия;
отношение рядовых сотрудников к руководящим кадрам;
определение действия руководителей и их влияние на коллектив;
отношение
менеджеров к изменениям, вызванным
реформированием экономики
На предприятии были выявлены следующие, определяющие организационную культуру факторы:
предприятие воспринимается сотрудниками как стабильная, сильно централизованная, бюрократическая организация, которая гарантирует занятость и привлекательную работу, и хотя подавляет свободу и личную инициативу, тем не менее, является благоприятной социальной средой, а руководители пользуются признанием и уважением коллектива;