Автор: Мария Матус, 09 Декабря 2010 в 21:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса развития системы управления трудовыми ресурсами на промышленном предприятии АООТ «Помснабсбыт».
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:
- раскрыть сущность и задачи системы управления трудовыми ресурсами предприятия;
- охарактеризовать основные элементы системы управление персоналом;
- рассмотреть характерные для России особенности управление трудовыми ресурсами в условиях перехода к рыночной экономике;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия. выбранного в качестве объекта исследования курсовой работы;
- используя теоретические знания и практические навыки проанализировать систему управления персоналом на предприятии:
- определить основные направления развития системы управления трудовыми ресурсами анализируемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………...3
I глава. Теоретические основы управления персоналом на предприятии.....................5
1.1 Трудовые ресурсы как объект управления. Система управления…...............5
1.2 Основные элементы системы управления персоналом…................................6
II глава. Анализ состояния управления персоналом в туристическом агентстве ООО «Мечта»…………………………………..........................................................................12
2.1 Подбор, отбор и адаптация персонала……………........................................12
2.2 Организация системы обучения персонала и его оценка. ...........................15
Заключение........................................................................................................................19
Список использованной литературы...............................................................................21
Следует отметить,
что в условиях формирования и
функционирования рынка труда возрастает
роль вторичной адаптации. С другой
стороны, отечественным кадровым службам
необходимо обратиться к опыту зарубежных
фирм, которые уделяет традиционно повышенное
внимание первичной адаптации молодых
сотрудников. Эта категория работников
нуждается в особой заботе о них со стороны
администрации.
В теоретическом
и практическом плане выделяют несколько
аспектов адаптации:
- психофизиологический
- приспособление к новым
- социально-психологический
- приспособление к относительно
новому социуму, нормам
- профессиональный
- постепенная доработка
- организационный
- усвоение роли и
Организации имеют
постоянную потребность в обеспечении
высокой производительности труда
работников. Многие организации при
этом заботятся и об общем качестве
трудовых ресурсов. Одним из способов
достижения этой цели является набор и
отбор наиболее квалифицированных и способных
новых работников. Однако этого не достаточно.
Руководство должно также проводить программы
систематического обучения и подготовки
работников, помогая полному раскрытию
их возможностей в организации.
Подготовка представляет
собой обучение работников навыкам,
позволяющим поднять
Значение обучения
широко признано. Обучение полезно
и требуется в трех основных случаях.
Во-первых, когда человек поступает
в организацию. Во-вторых, когда служащего
назначают на новую должность или когда
ему поручают новую работу. В-третьих,
когда проверка установит, что у человека
не хватает определенных навыков для эффективного
выполнения своей работы.
Некоторые основные
требования, обеспечивающие эффективность
программ обучения сводятся к следующему:
1. Для обучения
нужна мотивация. Люди должны
понимать цели программы,
2. Руководство должно
создать климат, благоприятствующий обучению.
Это подразумевает поощрение учащихся,
их активное участие в процессе обучения,
поддержку со стороны преподавателей,
желание отвечать на вопросы. Важным моментом
может оказаться и создание определенной
физической среды. Некоторые организации
предпочитают проводить обучение в специальных
центрах, а не в помещениях своей организации.
3. Если навыки,
приобретаемые посредством
4. Учащиеся должны
почувствовать обратную связь
по отношению к результатам
обучения, необходимо обеспечить положительное
закрепление пройденного материала. Это
может происходить в форме похвалы или
признания успехов со стороны преподавателя,
либо, в случае компьютеризированных современных
систем обучения, в виде непосредственной
обратной связи при правильном решении
задач, предложенных программой. [20, с.
411]
Следующим шагом
после того, как работник адаптировался
в коллективе и получил необходимую
подготовку для эффективного выполнения
своей работы, будет определение
степени эффективности его
В основном, оценка
результатов деятельности служит трем
целям: административной, информационной
и мотивационной. [23, с. 341]
Каждая организация
должна выполнять оценку труда своего
персонала для принятия административных
решений о повышении, переводе и
прекращении трудового
Оценка результатов
трудовой деятельности представляет собой
важное средство мотивации поведения
людей. Определив сильных работников,
администрация может должным образом
вознаградить их благодарностью, зарплатой
или повышением в должности. Систематическое
положительное подкрепление поведения,
ассоциирующегося с высокой производительностью,
должно вести к аналогичному поведению
в будущем
Говоря о подготовке
кадров, следует подробнее остановиться
на руководящих работниках. Подготовка
сводится к развитию навыков и
умений, необходимых служащим для эффективного
выполнения своих должностных обязанностей
или производственных заданий в будущем.
На практике систематические программы
подготовки наиболее часто используют
для того, чтобы готовить руководителей
к продвижению по службе. Для успешной
подготовки руководящих кадров нужны
тщательный анализ и планирование.
Посредством оценки
результатов деятельности организация
прежде всего должна определить способности
своих менеджеров. Затем, на основе
анализа содержания работы, руководство
должно установить - какие способности
и навыки требуются для выполнения обязанностей
на всех линейных и штабных должностях
в организации. Это позволяет организации
выяснить, кто из руководителей обладает
наиболее подходящей квалификацией для
занятия тех или иных должностей, а кто
нуждается в обучении и переподготовке.
Решив все эти вопросы, руководство может
разработать график подготовки конкретных
лиц, намечаемых к возможному продвижению
по службе или переводу на другие должности.
Подготовка руководящих
кадров в основном ведется для того, чтобы
руководящие работники овладели умениями
и навыками, требующимися для реализации
целей организации. Другим соображением,
неотделимым от предыдущего, является
необходимость удовлетворения потребностей
более высокого уровня: профессионального
роста, успеха, испытания своих сил.
Подготовка управленческих
кадров может проводиться путем
организации лекций, дискуссий в
составе небольших групп, разбора
конкретных деловых ситуаций, чтения
литературы, деловых игр и ролевого
тренинга.
В развитие программ
по подготовке руководящих кадров в
начале 70-х годов многие компании
и консультационные фирмы разработали
программы по управлению карьерой,
то есть продвижением по службе. Программы
управления продвижением по службе помогают
организациям использовать способности
своих работников в полной мере, а самим
работникам дают возможность наиболее
полно применить свои способности. [24,
с. 114]
Официальная программа
управления продвижением по службе дает
людям возможность воспринимать
их работу в организации как «серию перемещений
по различным должностям, способствующим
развитию как организации, так и личности».
Это имеет большое значение, поскольку
исследования говорят о том, что люди обычно
относятся к своей карьере достаточно
пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные
решения об их карьере инициировались
бы другими людьми, а не их собственными
интересами, потребностями и целями. Результатом
программ продвижения по службе является
большая преданность интересам организации,
повышение мотивации, производительности
труда, уменьшение текучести кадров и
более полное использование способности
работников.
Итак, в заключение
настоящего раздела можно сделать
следующий вывод. Развитие работника
необходимо начинать с момента его
вступления Б организацию путем официальной
ориентации и представления коллективу
Оценка результатов трудовой деятельности
работника выполняет административные,
информационные и мотивационные функции
Исследования показывают, что руководитель
должен создать при этом атмосферу взаимопонимания.
Оценка должна даваться достаточно часто,
но при этом не следует обсуждать вопросы
зарплаты и исполнения работ одновременно.
Подготовка кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы. Развитие кадров предусматривает подготовку работника к будущей должности. Для эффективности обучения нужно, чтобы люди были заинтересованы в нем Необходимо создать благоприятную для обучения атмосферу, сложные навыки должны отрабатываться последовательными частями, с соответствующим закреплением, учащиеся должны чувствовать ответимте реакцию на результаты их учебы. Подготовку управленческих кадров можно осуществлять путем организации различных курсов, семинаров или ротации кадров.