Автор: Мария Матус, 09 Декабря 2010 в 21:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса развития системы управления трудовыми ресурсами на промышленном предприятии АООТ «Помснабсбыт».
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:
- раскрыть сущность и задачи системы управления трудовыми ресурсами предприятия;
- охарактеризовать основные элементы системы управление персоналом;
- рассмотреть характерные для России особенности управление трудовыми ресурсами в условиях перехода к рыночной экономике;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия. выбранного в качестве объекта исследования курсовой работы;
- используя теоретические знания и практические навыки проанализировать систему управления персоналом на предприятии:
- определить основные направления развития системы управления трудовыми ресурсами анализируемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………...3
I глава. Теоретические основы управления персоналом на предприятии.....................5
1.1 Трудовые ресурсы как объект управления. Система управления…...............5
1.2 Основные элементы системы управления персоналом…................................6
II глава. Анализ состояния управления персоналом в туристическом агентстве ООО «Мечта»…………………………………..........................................................................12
2.1 Подбор, отбор и адаптация персонала……………........................................12
2.2 Организация системы обучения персонала и его оценка. ...........................15
Заключение........................................................................................................................19
Список использованной литературы...............................................................................21
Существует несколько
методов анализа содержания работы.
Один из них заключается в наблюдении
за работником и формальном определении
и регистрации всех выполняемых
им работ и действий. Другой метод
предусматривает сбор такой информации
посредством собеседования с работником
или его непосредственным начальником.
Этот метод может оказаться менее точным
из-за искажений, вносимых восприятием
опрашиваемого или опрашивающего. Третий
метод заключается в том, что работника
просят заполнить вопросник или дать описание
его работы. Он является основой для большинства
последующих мероприятий по планированию,
набору рабочей силы и т.п. На ее основе
создается должностная инструкция, которая
представляет собой перечень основных
обязанностей, требующихся знаний и навыков,
а также прав работника. Она должна разрабатываться
по всем должностям и специальностям организации.
например, для секретаря, экспедитора,
управляющего по рекламе и т.д. [1, с. 174]
Набор персонала
заключается в создании необходимого
резерва кандидатов на все должности и
специальности, из которого организация
отбирает наиболее подходящих для нее
работников. Эта работа должна проводиться
буквально по всем специальностям. Необходимый
объем работы по набору в значительной
мере определяется разницей между наличной
рабочей силой и будущей потребностью
в ней. При этом учитываются такие факторы,
как выход на пенсию, текучесть, увольнения
в связи с истечением срока договора найма,
расширение сферы деятельности организации.
Набор обычно ведут из внешних и внутренних
источников.
К средствам
внешнего набора относятся: публикация
объявлений в газетах и профессиональных
журналах, обращение к агентствам
по трудоустройству и к фирмам,
поставляющим руководящие кадры. направление
заключивших контракт людей на специальные
курсы при колледжах. Некоторые организации
приглашают местное население подавать
в отдел кадров заявления на возможные
в будущем вакансии. [5, с. 69]
Большинство организаций
предпочитают проводить набор в
основном внутри своей организации.
Продвижение по службе своих работников
обходится дешевле. Кроме того, это повышает
их заинтересованность. улучшает моральный
климат и усиливает привязанность работников
к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении
мотивации можно полагать -что работники
верят в существование зависимости их
служебного роста от степени эффективности
работы, то они будут заинтересованы в
более производительном труде. Возможным
недостатком подхода к решению проблемы
исключительно за счет внутренних резервов
является то, что в организацию не приходят
новые люди со свежими взглядами, что может
привести к застою.
Популярным методом
набора за счет внутренних резервов является
рассылка информации об открывающейся
вакансии с приглашением квалифицированных
работников. Некоторые организации практикуют
уведомление всех своих служащих о любой
открывающейся вакансии, что дает им возможность
подать заявление до того, как будут рассматриваться
заявления людей со стороны.
На следующем
этапе - отборе кадров - при управлении
планированием кадров руководство отбирает
наиболее подходящих кандидатов из резерва,
созданного в ходе набора. В большинстве
случаев выбирать следует человека, имеющего
наилучшую квалификацию для выполнения
фактической работы на занимаемой должности,
а не кандидата, который представляется
наиболее подходящим для продвижения
по службе Объективное решение о выборе,
в зависимости от обстоятельств, может
основываться на образовании кандидата,
уровне его профессиональных навыков,
опыте предшествующей работы, личных качествах.
Если должность относится к разряду таких,
где определяющим фактором являются технические
знания (например, научный работник), то
наиболее важное значение, видимо, будут
иметь образование и предшествующая научная
деятельность. Для руководящих должностей,
особенно более высокого уровня, главное
значение имеют навыки налаживания межрегиональных
отношений, а также совместимость кандидата
с вышестоящими начальниками и подчиненными.
Эффективный отбор кадров представляет
собой одну из форм предварительного контроля
качества человеческих ресурсов.
К трем наиболее
широко применяемым методам сбора
информации, требующейся для принятия
решений при отборе, относятся
испытания-собеседования и
В крупных западных
фирмах для отбора кандидатов, особенно
на повышение, используются также центры
оценки. В центрах оценки оценивают
способность к выполнению связанных
с работой задач методами моделирования.
Исследования показали, что центры оценки
являются отличным средством для прогнозирования
рабочих качеств кандидатов. Однако, они
весьма дороги и поэтому обычно используются
только крупными преуспевающими компаниями.
[3, с. 132]
Наиболее широко
применяемым методом отбора кандидатов
является собеседование. Даже работников
неуправленческого состава
Основа этих
проблем имеет эмоциональный
и психологический характер. Так,
например, существует тенденция принятия
решения о кандидате на основе первого
впечатления, без учета сказанного в остальной
части собеседования. Другая проблема
заключается в тенденции оценивать кандидата
в сравнении с лицом, с которым проводилось
собеседование непосредственно перед
этим. Если предыдущий собеседник выглядел
особенно плохо, то последующий непосредственный
кандидат будет выглядеть хорошо или даже
очень хорошо. Есть у проводящих интервью
и такая тенденция, как оценка более благоприятно
тех кандидатов внешний вид, социальное
положение и манеры которых в большей
мере напоминают их собственные. [7, с. 215]
Исследования показывают, что структурированные
интервью со стандартизированными и записанными
вопросами и ответами повышают точность
этого метода. Вместе с тем, собеседование
следует сконцентрировать на тех вопросах,
которые конкретно относятся к данной
работе.
Для оценки качества
трудовой жизни важное значение имеют
вид и количество вознаграждений.
Исследования показывают, что вознаграждения
влияют на решения людей о поступлении
на работу, на прогулы, на решения о том,
сколько они должны производить, когда
и стоит ли вообще уйти из организации.
Многими исследованиями установлено,
что количество прогулов и текучесть кадров
прямым образом связано с удовлетворенностью
получаемым вознаграждением. При хорошей
работе, которая дает чувство удовлетворения,
количество прогулов имеет тенденцию
к снижению. [6, с. 315]
Термин «заработная
плата» относится к денежному
вознаграждению, выплачиваемому организацией
работнику за выполненную работу. Она
направлена на вознаграждение служащих
за выполненную работу (реализованные
услуг) и на мотивацию достижения желаемого
уровня производительности. Организация
не может набрать и удержать рабочую силу,
если она не выплачивает вознаграждения
по конкурентоспособным ставкам и не имеет
шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе
на данном месте. [12, с. 312]
Разработка структуры
заработной платы является обязанностью
отдела кадров или трудовых ресурсов.
Структура заработной платы в организации
определяется с помощью анализа обследования
уровня заработной платы, структуры на
рынке труда, а также производительности
и прибыльности организации. Разработка
структуры вознаграждения административно-
Помимо заработной
платы организация
Такая система
вознаграждения также не свободна от
некоторых недостатков. Общая стоимость
льгот при этом повышается, поскольку
влечет за собой дополнительные административные
накладные расходы, а также потому, что
некоторые льготы, например, страхование
персонала, обходятся дешевле, если их
приобретают в больших объемах. Другая
проблема заключается в необходимости
просвещения работников в вопросе наличного
набора льгот и потенциального значения
этих льгот для них в будущем и настоящем.
1.2.3. Подготовка
и обучение трудовых ресурсов
предприятия
Работа с кадрами
на предприятии не ограничивается мероприятиями
по набору и отбору рабочей силы.
Современные организации, в которых
хорошо поставлено дело управления, считают,
что набор подходящих людей является всего
лишь началом. В то время как большая часть
ресурсов организации представлена материальными
объектами, стоимость которых во времени
снижается посредством амортизации, ценность
людских ресурсов с годами может и должна
расти. Таким образом, как для блага самой
организации, так и для личного блага служащих
своей организации, руководство должно
постоянно работать над всемерным повышением
потенциала кадров. [16, с 54]
Успешная программа
по развитию кадров способствует созданию
рабочей силы, обладающей более высокими
способностями и сильной мотивацией к
выполнению задач, стоящих перед организацией.
Естественно, что это должно вести к росту
производительности. Первым шагом к тому,
чтобы сделать труд работника как можно
более производительным, является профессиональная
ориентация и социальная адаптация в коллективе.
Если руководство заинтересовано в успехе
работника на новом рабочем месте, оно
должно всегда помнить, что организация
- это общественная система, а каждый работник
- это личность. Когда новый человек приходит
в организацию, он приносит с собой ранее
приобретенные опыт и взгляды, которые
могут вписаться или не вписаться в новые
рамки. Должен пройти какой-то период притирки
и адаптации, пока новый человек лучше
поймет, что ожидает от него организация,
а руководство поймет стремления и надежды
своего нового работника. Во время этого
периода приспособления у человека через
социальную адаптацию вырабатывается
новое отношение к работе. Организации
используют целый ряд способов, как официальных,
так и неофициальных, для того, чтобы ввести
человека в свое общество. Формально, во
время найма на работу организация дает
человеку информацию о себе с тем, чтобы
ожидания кандидата были реалистичны.
За этим обычно идет обучение специальным
трудовым навыкам и собеседование на тему,
что считается эффективной работой. Правила,
процедуры и наставления со стороны старших
по должности представляют собой дополнительные
формальные методы адаптации работников
в коллективе организации. В ходе неофициального
общения новые работники узнают неписаные
правила организации, кто обладает реальной
властью, каковые реальные шансы на продвижение
по службе и рост вознаграждения, какой
уровень производительности считают достаточным
коллеги по работе. Нормы, отношение к
работе и ценности, принятые в неформальных
группах, могут работать либо в поддержку,
либо против официальных целей и установок-организаций.
[15]
Если руководитель
не прилагает активных усилий для организации
адаптации новых подчиненных, последние
могут разочароваться из-за несбыточности
своих надежд, могут посчитать, что в поведении
следует руководствоваться опытом, приобретенным
на прежней работе, или прийти к другим
неправильным заключениям о своей работе.
Руководитель должен также помнить о том,
что кое-что из того, что новички узнают
в ходе адаптации, может оказаться для
них просто шоком.
Выделяются два
направления адаптации: первичная,
то есть приспособление молодых сотрудников,
не имеющих опыта профессиональной деятельности
(как правило, речь идет в данном случае
о выпускниках учебных заведений различного
уровня); вторичная, то есть приспособление
сотрудников, имеющих опыт профессиональной
деятельности (как правило, меняющих объект
деятельности или свою профессиональную
роль, например, переходящие в ранг руководителя).
[10, с. 213]