Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:23, реферат
Целью исследования является изучение системы управления на предприятии.
Задачами для достижения цели являются:
1) выяснить, что такое система управления на предприятии;
2) рассмотреть различные виды организационных систем управления на предприятии;
3) дать краткую характеристику ЗАО «Тиратекс»;
4) проанализировать движение персонала на ЗАО «Тиратекс»;
5) дать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на ЗАО «Тиратекс».
Введение
В последнее время функция управления на предприятии приобретает все большее значение, так как современные предприятия, активно действующие в изменяющейся среде, ориентированные на качество, а не на количество выпускаемой продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора. Поэтому преуспевающие фирмы вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов, рассматривая его не как издержки, а как активы предприятия. Со временем капитал, вложенный в человека, возрастает, а не уменьшается, как капитал, вложенный в средства производства. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы обеспечивают конкурентоспособность и экономический рост предприятия.
Предметом исследования является
организационная структура
Объектом исследования в данной работе является ЗАО «Тиратекс».
Целью исследования является изучение системы управления на предприятии.
Задачами для достижения цели являются:
1) выяснить, что такое
система управления на
2) рассмотреть различные виды организационных систем управления на предприятии;
3) дать краткую характеристику ЗАО «Тиратекс»;
4) проанализировать движение персонала на ЗАО «Тиратекс»;
5) дать рекомендации по
совершенствованию системы
Глава 1. Теоретические аспекты управления на предприятии
Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели [3, с.69].
Основные концепции, играющие отношение к структуре:
1. Специализированное разделение
труда представляет
Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников - сфера контроля узкая.
Регулярное воспроизведение
таких видов деятельности, как
распределение заданий, руководство
и координация действий сотрудников,
формирует структуру
2. Структура всегда должна
отражать стратегию. После
3. Детерминизм – концепция,
предполагающая, что структура организации
определяется внешней средой [5, с.601].
Сторонники ситуационного
Объективные факторы и
условия определения
- размер деятельности
предприятия (малое, среднее,
- специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей;
- характер выпускаемой продукции (тип производства);
- сфера деятельности
предприятия (организация на
- масштабы заграничной
деятельности и формы ее
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Признаки оптимальной структуры:
- небольшое число уровней
руководства;
-небольшие подразделения
или автономные группы с
- целенаправленная работа на потребителей;
- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
- высокая производительность и низкие затраты – высокая эффективность [2, с. 272-295].
Существуют три главных
этапа в проектировании любой
организационной структуры
1. Определение характера
1) деятельности: определение той
работы, которая должна осуществляться,
и способов координации
2) решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
3) отношений, то есть
4) лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
5) влияния, оказываемого на
2. Распределение работ между
элементами менеджмента. Этот
этап включает в себя: установление
норм, стандартов (например, расчет
допустимого объема
3. Классификация элементов
Распределение производственных
обязанностей и формирование логических
групп должны неизбежно привести
к созданию подразделений, то есть коллективов
людей, выполняющих некоторую
1.2. Классификация организационных структур управления на предприятии
Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений.
Взаимодействие на уровне "организация – внешняя среда" может осуществляться с помощью механистического или органического подходов. 1. Механистический тип организационных структур характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.
2. Органический тип организационных структур определяется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.
Типы организационных структур по взаимодействию подразделений:
1. Линейная - распределение должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
2. Функциональная – тип организационной структуры, при котором подразделения создаются в соответствии с видом выполняемых ими работ и подчинены функциональным руководителям.
3. Линейно-функциональная
– ее основой являются
4. Сочетание планирования
наверху и деятельности
5. Матричная схема построения
организации предназначена для
объединения в группу
Типы организаций по взаимодействию с человеком:
1. Корпоративная организация или корпорация - особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.
2. Индивидуалистский тип организаций - это объединение людей свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. [3, с. 268-273].
Огромное значение имеет
правильное установление пределов распространения
полномочий. Следует учитывать, что
в случае необоснованно увеличенных
масштабов управления теряется личный
контакт между менеджером и подчиненными.
Менеджер может потерять управление
группой, возможно появление подгрупп
(с неофициальным
С другой стороны, в случае
необоснованно сокращенных
Организационная структура управления документально фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделений, а также в должностных инструкциях для исполнителей.
В схемах структуры управления отражаются состав структурных подразделений, подчиненность, внутренняя структура каждого подразделения.
Положение о самостоятельном
структурном подразделении
1) общую часть (роль, подчиненность);
2) цели и задачи;
3) функции;
4) внутреннюю структуру;
5) взаимоотношения;
6) права;
7) ответственность;
8) критерии оценки работы;
9) порядок реорганизации и ликвидации.
Должностные инструкции содержат следующие разделы для каждого исполнителя:
1) должностные обязанности (виды работ);
2) должен знать (законы, постановления, ГОСТы);
3) квалификационные требования,
отражающие уровень общей и
специальной подготовки и
4) Права и ответственность.
В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав исполнителей в разряде каждого структурного подразделения аппарата управления.