Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:27, курсовая работа
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии
(фирме). Правильные принципы организации про, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от
конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины,
мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем
предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи
человек. Т
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1: Система управления персоналом ……………………………………………….. 5
1.1 Сущность системы управления персоналом …………………………………….. 6
1.2 Цели, задачи и подходы управления персоналом ……………………………. 10
Глава 2: Инновационный подход к системе управления персоналом ……… 17
2.1 Инновация и инновационный процесс в управлении персоналом …….. 20
2.2 Инновационные методы ………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………………………………. 27
Список литературы ……………………………………………………………………………… 29
Приложения …………………………………………………………………………………………. 31
Основными причинами проявления проблем внедрения управленческих инноваций являются:
Решение о внедрении нововведения в значительной степени зависит от свойств самой организации. Те из них, кто чаще и быстрее осваивают новые методы и формы управления, - более восприимчивы к нововведениям, обладают большим инновационным потенциалом. Восприимчивость организации к управленческому нововведению представляют как функцию В = f(Л, С, К), где Л - личностно-психологические характеристики персонала; С - характеристики организационной структуры (структурные переменные); К – характеристики внешнего окружения (контекстуальные переменные).
Помимо инновационного потенциала, в качестве факторов, влияющих на успех нововведения, выделяют наличие источника творческих идей (без творчества не может быть нововведения); эффективную систему отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами и контроль; соответствие целям организации; индивидуальную и коллективную ответственность; ориентацию на рынок, а также качество персонала. Существуют общие факторы, влияющие на инновационную деятельность, но отдельно выделяют и мотивационные факторы, влияющие на нововведения (см. Приложение 3 и 4).
Однако
решающим фактором эффективного внедрения
инновации является персонал организации
и его отношение к ней. Поэтому
задача руководителей при внедрении
инновации - сформировать психологическую
готовность персонала, которая проявляется
в осознании производственной и
экономической необходимости
Выделяют шесть форм отношения работников к нововведениям: принятие нововведения и активное участие в его реализации; пассивное принятие нововведения; пассивное неприятие нововведения; активное неприятие нововведения, выступления против; активное неприятие, связанное с оказанием противодействия нововведению; крайние формы непринятия нововведения (игнорирование и саботаж внедрения нововведения) [8, с.226-240].
Эти позиции формируются на основе психологических барьеров, которые необходимо учитывать при внедрении инновации. Необходимо учитывать, что сопротивление персонала нововведениям обусловлено тремя основными причинами: неопределенность, ощущение потерь и убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут. Поэтому в инновационном процессе необходима максимальная поддержка персонала со стороны руководства и обеспечение его как можно более полной информацией о предстоящих изменениях. Также, необходимо учитывать факторы, влияющие на инновационную деятельность персонала (Приложение 5).
Надо отметить и тот факт, что сопротивление переменам направлено пропорционально силе ломки культуры и структуры власти, проходящей из-за перемен. Следовательно, инновации необходимо внедрять поэтапно, т.к. организация и ее работники могут выдержать лишь ограниченное число изменений в единицу времени.
Вообще
главным вопросом управления работой
по развитию является равновесие между
изменениями и стабильностью. Основным
в управлении развитием представляется
умение видеть состояние целей деятельности
организации в динамике. Цель - это
направление, а не пункт назначения,
поэтому достижение цели предполагает
постоянную готовность к изменениям
и реагирование на необходимость
внутренних и внешних изменений.
К изменениям нужно привыкнуть.
2.2 Инновационные методы
Метод управления
— это метод воздействия
а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
б) мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
в) высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием логики и психологии формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения. Сравнительная характеристика этих методов приведена в Приложении 7.
Приведенные
в таблице характеристики методов
управления являются укрупненными, отражающими
преобладание, или приоритет, конкретного
признака по конкретной группе методов.
Новизна представленной таблицы
заключается в системности
Методы принуждения
— субстанция управления. Низкое качество
субстанции — законодательных и
нормативных актов — приведет
к низкому качеству последующих
компонентов системы
Методы побуждения
нацелены на экономию ресурсов, повышение
качества и конкурентоспособности
товаров и услуг, инфраструктуры,
качества жизни населения в соответствии
с идеологией и политикой развития
данной системы. Субстанцией методов
побуждения являются оптимизация управленческого
решения и мотивация персонала
на его реализацию. Это очень сложная
работа, качество которой определяет
эффективность систем. В условиях
рыночных отношений конкуренция
заставляет инвесторов и государство
оптимизировать решения и мотивы
в целях повышения качества жизни
населения. Поэтому, на наш взгляд, роль
методов побуждения в управлении
эффективностью объектов оценивается
примерно в 40% совокупности факторов эффективности.
Методы убеждения
в управлении основаны на исследовании
психологического портрета личности,
мотивации ее потребностей, составляющих
физиологические, духовные и социальные
нужды. Структура и объем потребностей
определяются характером, образованием,
социальным положением и ценностями личности.
Чтобы успешно управлять людьми, необходимо
хорошо их знать. Методы убеждения применяются
к объектам управления с высокой степенью
свободы, что делает задачу еще более трудной.
Легче приказывать или экономически стимулировать,
чем убеждать. Чтобы умело убеждать сотрудника
в необходимости качественно, в срок и
с наименьшими затратами выполнить задание,
субъекту управления следует знать психологические
установки личности как объекта управления.
Тем не менее факторов и условий, определяющих качество и результативность управленческих решений, значительно больше, чем факторов психологического портрета личности, которыми следует руководствоваться (учитывать) при принятии и реализации решений. Поэтому «весомость» методов побуждения примерно в два раза больше «весомости» методов убеждения.
Из всего это следует, что:
1. Принципы
управления персоналом как
2. В условиях
становления рыночных
3. Принятые
в настоящее время
4. Требования
к совершенствованию
Заключение
В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и
введением новых структур управления стало характерной чертой последнего
десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые
разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с действовавшими ранее. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:
1) сокращение
размеров подразделений и
квалифицированным персоналом;
2) уменьшение числа уровней управления;
3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;
4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы
потребителей;
5) создание
условий для гибкой
6) минимизация запасов;
7) быстрая реакция на изменения;
8)гибко переналаживаемое оборудование;
9) высокая производительность и низкие затраты;
10) безупречное
качество продукции и
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям
конкретной организации.
Система управления
персоналом представляет собой относительно
автономную и специфическую подсистему
общей системы управления организацией;
совокупность взаимосвязанных процессов
управления человеческой деятельностью;
исполнительскую деятельность различных
субъектов, воздействующих на процесс
труда и персонал организации; совокупность
методов воздействия на поведение человека
в процессе трудовой деятельности, а также
сам процесс взаимодействия субъекта
и объекта управления [2, с.16].Как инновация
система управления персоналом обладает
чертам и особенностями инновации вообще.
И, соответственно, осуществляя разработку
и внедрение изменений системы управления
персоналом, необходимо оценить их своевременность,
возможность и результативность, сделать
все необходимое, чтобы сопротивление
персонала было как можно меньше, а эффективность
инновации как можно больше. И говоря
о специфических чертах системы управления
персоналом как инновации, можно выделить
такие, как необходимость построения концепции
и модели, выработки стратегии и политики
управления персоналом, а также учета
различных факторов, влияющих на управление
персоналом. Также, система управления
персоналом, как и система управления
вообще, предполагает постановку определенных
целей и разработку механизмов контроля
их выполнения.