Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:27, курсовая работа
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии
(фирме). Правильные принципы организации про, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от
конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины,
мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем
предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи
человек. Т
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1: Система управления персоналом ……………………………………………….. 5
1.1 Сущность системы управления персоналом …………………………………….. 6
1.2 Цели, задачи и подходы управления персоналом ……………………………. 10
Глава 2: Инновационный подход к системе управления персоналом ……… 17
2.1 Инновация и инновационный процесс в управлении персоналом …….. 20
2.2 Инновационные методы ………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………………………………. 27
Список литературы ……………………………………………………………………………… 29
Приложения …………………………………………………………………………………………. 31
Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются:
Большое значение
имеют гарантия занятости, условия
труда, уровень оплаты, характер межличностных
отношений в коллективе работников и т.п.
Поэтому принципиально новые подходы
к управлению кадрами в значительной степени
связаны с концепцией качества трудовой
жизни. Эта концепция логически вытекает
из трудовых теорий: человеческих отношений,
человеческого капитала, гуманизации
труда, производственной демократии и
др. Концепция получила распространение
в практике ведущих капиталистических
государств начиная с 70-х годов. Отметим
ее основополагающие принципы: надлежащее
справедливое вознаграждение за труд;
безопасные и здоровые условия труда;
непосредственная возможность для работника
использовать и развивать свои способности,
удовлетворять потребности в самореализации
и самовыражении; возможность профессионального
роста и уверенность в будущем; хорошие
взаимоотношения в трудовом коллективе
на предприятии, правовая защищенность
работника на предприятии; достойное место
работы в жизни человека; общественная
полезность работы. Рассматривая свою
работу с позиций перечисленных составляющих
качества трудовой жизни, работник оценивает
имеющиеся у него возможности раскрыть
свой потенциал как всю совокупность имеющихся
у него знаний, опыта, интеллектуальных,
творческих и организаторских способностей.
При положительном результате такой оценки
формируется мотивационный настрой на
высокопроизводительный труд и стабильную
работу на предприятии. Как видим, новые
подходы к управлению кадрами ориентируются
не только на решение текущих вопросов,
оперативные изменения в расстановке
кадров, но и на формирование мотивации
работников, основанной на долговременных
производственно-хозяйственных отношениях,
на планировании повышения качества трудовой
жизни работника и коллектива в целом
как одной из главных задач повышения
конкурентоспособности предприятия и
как возможности своего развития.
Глава 2. Инновационный подход к системе управления персоналом
Рассматривая систему управления персоналом как инновацию, можно сделать вывод о том, что она обладает особенностями, присущими всякому нововведению вообще. Во-первых, изменения в системе управления персоналом нацелены на решение определенных проблем, в соответствии со стратегией развития организации. Во-вторых, невозможно заранее определить точный результат, к которому они могут привести. В-третьих, изменения системы управления персоналом могут вызвать конфликтные ситуации, связанные с сопротивлением работников, непринятием ими нововведений. И, наконец, изменения системы управления персоналом дают мультипликационный эффект, т.е. вызывают ответные изменения в остальных подсистемах организации, благодаря тому, что они касаются главной оставляющей организации – ее сотрудников.
Таким образом, система управления персоналом в процессе своего развития проходит все стадии, составляющие инновационный процесс. И хотя не существует унифицированных форм построения системы управления персоналом, и каждая система в отдельно взятой организации уникальна, можно выделить общие стадии и особенности системы управления персоналом как инновации. Так "для того чтобы развитие управления персоналом имело управляемый, регулируемый характер и давало необходимые качественные изменения, оно должно происходить на основе научных принципов и непротиворечиво" [2, с.53] . Исходя из этого, проектирование системы управления персоналом должно начинаться с формирования (выбора) концепции управления персоналом, построения его модели, а также разработки стратегии и политики управления персоналом.
Модель управления персоналом можно представить как научно-обоснованное описание управления персоналом (его состояния, структуры и процесса), отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению в будущем. Модель детально описывает основные элементы системы управления персоналом и их взаимосвязи [2, с.54-55].
Стратегия управления персоналом представляет собой установленную "в соответствии с моделью на определенный (достаточно длительный) период совокупность ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности в области управления, это - своеобразный "мостик" между теорией и ее практической реализацией" [2, с.59-60].
Политика управления персоналом – это система "целей, принципов и вытекающих из них форм, методов, критериев работы с персоналом. Выбранная стратегия реализуется с помощью политики управления персоналом (кадровой политики)" [2, с.60].
Что касается
концепции управления персоналом, то
она была рассмотрена ранее. Однако
хочется отметить, что до определения
концепции будущих изменений, необходимо
осознать потребность в нововведении,
оценить имеющиеся ресурсы, выявить
возможности организации и
При разработке системы управления персоналом необходимо учитывать определенные принципы построения (Приложение 6), а также определить факторы, в которых тот или иной вариант управления персоналом дает необходимый результат, т.к. разные организации, имея свою внутреннюю специфику, осуществляют свою деятельность в разных внешних условиях.
Под факторами понимаются все те объекты, явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и тем или иным образом определяют изменение его основных характеристик и особенностей. Таким образом, развитие системы управления персоналом можно определить как процесс качественных изменений в принципах, процедурах, методах, технологиях и т.д. управления персоналом, происходящих под воздействием факторов.
Учет факторов, влияющих на управление персоналом, позволяет:
"Укрупнено
выделяют три фактора,
Необходимо отметить, что управление персоналом, впрочем, как и любое управление, имеет свои определенные цели, и "основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание" [4, с.16]. Исходя из этого, жизненность системы управления зависит от того, насколько реальны поставленные цели, насколько они непротиворечивы и соответствуют стратегии развития организации.
Изменяя
систему управления персоналом, следует
учитывать определенные законы управления.
К ним относятся закон
К особенностям
внедрения системы управления персоналом
можно отнести все ранее
2.1 Инновация и инновационный процесс в управлении персоналом
В настоящее время не существует общего подхода к определению инновации (нововведения). Ряд авторов стоят на позициях того, что смысл этого понятия сводится к нескольким действиям: генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг, - а поэтому нововведение выступает как процесс. Другие ученые склоняются к мнению, что нововведение - это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые. В целом, в зависимости от места применения в западном менеджменте выделяются три группы нововведений:
В этой работе мы рассмотрим управленческое нововведение, которое можно определить как любое организованное решение, систему, процедуру или метод управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации. При этом необходимо учитывать, что новизна соотносится с практикой управления именно в данной организации. Также заранее оговорим, что инновацию мы будем рассматривать как процесс. Особенности инновационного процесса см. в Приложении 2 .
В связи с этим целесообразным представляется выделение особенностей инновационного процесса, а именно: адресный характер (ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации), рискованность (фактор неопределенности результата), конфликтность (между старым и новым) и многоаспектность (изменения одной подсистемы организации вызывают изменения в других подсистемах и в организации в целом). Структурируя инновационный процесс, можно построить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование – разработка – внедрение – использование.
Потребность в нововведении может быть осознана как под давлением внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных актов и т.п.), так и внутренних (снижение производительности, наличие конфликтных ситуаций и т.д.). После осознания потребности в нововведении необходимо провести диагностику (собрать соответствующую информацию) с целью определения истинных причин возникновения проблем. Для устранения выявленных проблем формируется "инновационная команда", которая осуществляет поиск новых и уникальных решений этих проблем, т.е. непосредственно занимается разработкой инновации.
Разработка
инновации завершается ее внедрением.
В процессе внедрения, с помощью
механизмов контроля, определяется, в
какой степени планируемые
Внедрение
является наиболее сложной стадией
инновационного процесса. Существуют
параметры, по которым можно проанализировать
сложность внедрения инновации:
разница между новым и старым;
масштабы и взаимосвязанность изменений;
необходимость программы