Система управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение теоретических аспектов функционирования системы управления персонала в современной организации и разработка рекомендаций по повышению эффективности действующей системы управления персоналом в отделе социальной защиты г. Волжского
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы системы управления персоналом.
Проанализировать особенности этой системы в отделе соц.защиты .
Рассмотреть рекомендации, которые повлияют на эффективность управления персоналом в данной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы системы управления персоналом в современной
организации
Управление персоналом в современных условиях: понятия, сущность, цели, задачи, функции……………………………………..5
Система управления персоналом в организации…………………...9
Эффективность системы управления персоналом в организации..15
Анализ системы управления персоналом в Отделе Социальной защиты населения городского округа – город Волжский Волгоградской области
Общая характеристика Отдела Социальной защиты населения городского округа – город Волжский Волгоградской области ….21
Оценка эффективности системы управления персоналом в Отделе Социальной защиты населения городского округа – город Волжский Волгоградской области………………………………………………..30
Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления персоналом Отдела Социальной защиты населения городского округа – город Волжский Волгоградской области…………………………………………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………..39
Список литературы ……………………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Курсовик_Менеджмент_тема 13.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

     Стадия  формирования персонала призвана решать следующие задачи:

  • установление соотношения численности работников с различными профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками для достижения максимального соответствия между структурами работ, рабочих мест и персоналом;
  • обеспечение оптимальной степени загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда;
  • оптимизацию структуры работников с различным функциональным содержанием труда.

     В основу решения этих задач могут  быть положены основные принципы использования  персонала в организации:

  • соответствие численности работников объему выполненных работ;
  • согласование работника со степенью сложности его трудовых функций;
  • обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;
  • максимальная эффективность использования рабочего времени;
  • создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.

     Функции системы управления персоналом

     Каждая  из этих подсистем может быть представлена как группой лиц, так и одним  лицом, в зависимости от масштабов  самой организации и степени развития кадровой политики. Основное назначение приведенной специализации состоит в четком формулировании задач и функций управления в целом и отдельных администраторов в частности; в ясном понимании механизма воздействия на трудовые ресурсы.

     Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия. Кадровое планирование представляет собой часть всей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как:

  • потребность в персонале;
  • работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, подготовку кадров;
  • высвобождение излишней рабочей силы;
  • затраты на рабочую силу и др.

     Методы  отбора персонала

     Общий контроль над политикой в сфере  управления персоналом и окончательную  ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.

     Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в контексте работы всей организации.

     Основными предпосылками, определяющими эффективность  работы по подбору и отбору кадров, являются:

  • постановка четких целей организации;
  • разработка эффективной организационной структуры управления, позволяющей обеспечить достижение этих целей;
  • наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления. Кадровое планирование – это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к подбору и отбору кадров.
  • Обычно при отборе кандидатов используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.

     Комплексная система отбора может включать в  себя методы, приведенные в таблице 1.3.

     В корпоративном кодексе, как правило, сформулированы:

  • ведущая миссия и видение компании, ее девиз и слоган;
  • философские, социальные и социально-экономические ценности организации;
  • цели, которые декларирует компания;
  • корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;
  • особенности делового взаимодействия между руководителями и подчиненными, между сотрудниками внутри подразделений, а так же с клиентами компании;
  • характеристика и направленность поведения сотрудников в ситуациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам;
  • требования к деловому костюму сотрудников компании.

     Подбор  нужной рабочей силы должен строиться  на хорошо продуманной системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная  система оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его результативностью, или стимулирующую функцию заработной платы. Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемый работником как справедливый, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию.

     Система оценки результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение  работников по службе.

     Разделение  труда и взаимоувязка частичных  трудовых процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности, имеет большое значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда, снятия утомления с помощью перемены и т.д. Кроме того, благодаря организации труда, использованию прогрессивных форм разделения и кооперации труда регулируются трудовые нагрузки, выравниваются неоправданные различия занятости работников на протяжении смены.

     Определение потребности в персонале – одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

     Как видно из сказанного, следует различать  качественную и количественную потребность  в персонале. Оба эти вида потребности  в практике планирования численности  рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

     Качественная  потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:

  • профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
  • требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
  • штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
  • документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

     Расчет  качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.

     Качественная  потребность в специалистах и  руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:

  • системы целей как основы оргструктуры управления;
  • общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
  • штатного расписания;
  • должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.

     Для повышения эффективности деятельности организации и создания условий для инновационной деятельности и была разработана система управления персоналом. Причем в каждом коллективе она немного меняется, так как структура его может отличаться от организационных структур других коллективов. 

     1.3 Эффективность системы  управления персоналом  в организации 

     В настоящее время все острее возникает необходимость рассмотрения существующих методологических подходов и методик оценки эффективности управления персоналом в целом, развития и оценки управленческого персонала в частности, на основе введения количественных значений, с целью выбора методологического подхода.

     Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Их обычно связывают с  обеспечением эффективности всего  предприятия и с этой точки  зрения управление персоналом – деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации выделяют две группы критериев, или показателей, эффективности коллектива и соответственно управления персоналом: психологические и непсихологические.

     Однако  столь детальная и дифференцированная характеристика эффективности трудно применима на практике. К тому же некоторые показатели, например «удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом» и «самооценка коллектива», во многом дублируют друг друга. Поэтому представляется целесообразным использование более конкретной и простой трактовки эффективности управления персоналом.

     Эффективность в общем виде является характеристикой  протекания любого процесса и выражает «его экономическую, социальную, экологическую  и иную результативность или степень достижения поставленной цели».

     А эффективность управления персоналом – это достижение организационных  и индивидуальных целей при минимальных  издержках.

     Общая модель эффективности, учитывая различные  аспекты управления персоналом, может  быть охарактеризована по трем параметрам:

  1. Реализация задач (экономическая эффективность) – производственная деятельность и вклад в общий успех организации;
  2. Восприятие труда (социальная эффективность) – удовлетворенность трудом, низкая текучесть кадров и потерь рабочего времени;
  3. Партиципация (социальная эффективность) – участие в решении общих задач, сотрудничество, групповая идентификация.

     В научной литературе разработан вопрос об операционализации эффективности  управления персоналом, ее конкретных, эмпирических проверяемых показателях. Так, Е. Витте выделяет пять групп таких показателей, первые три из которых характеризуют экономическую эффективность, четвертая и пятая – эффективность социальную:

  1. Эффективность результатов деятельности (общая экономическая эффективность, индикаторами измерения которой являются прибыль, рентабельность, производительность, рост оборота, качество удовлетворения спроса);
  2. Материальная эффективность производственного процесса (индикаторы измерения – отклонение от плана, брак, рекламации, своевременность поставок, качество продукции);
  3. Нематериальная эффективность производства (индикаторы измерения – точность и время решения проблемы, готовность к инновациям, редукция неуверенности, определенность цели, точность и своевременность информации и др.);
  4. Установки по отношению к труду (удовлетворенность трудом, инициатива, доля потерь рабочего времени, жалобы, взятие на себя ответственности и др.);
  5. Установки по отношению к другим индивидам (восприятие влияния, готовность к кооперации, дружба, согласие, уважение, доверие, групповая сплоченность и др.);

     При этом экономическая эффективность  в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал организационных  целей – экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде, а социальная эффективность – как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность, пребыванием в коллективе, общением с руководством, товарищами и т.д.) Главные показатели социальной эффективности – удовлетворенность сотрудников оплатой труда, его содержанием и трудовым коллективом.

     Известные немецкие авторы Й.Хентце, А.Каммел и  К.Линдерт, трактуя эффективность  как «достижение цели или решение  задачи с наименьшими издержками», дают достаточно дифференцированную характеристику экономической и социальной эффективности. Согласно их трактовке, экономическая эффективность означает реализацию персоналом организационных целей и прежде всего производительности труда и рентабельности по принципу экономического использования ограниченных ресурсов. Ковалев В.В. в своих исследованиях рассматривает понятие «эффективность» как экономическую категорию и определяет ее как «относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта».

Информация о работе Система управления персоналом в организации